К большому сожалению, об этом древнем кельтском Боге сейчас известно совсем немного. А ведь римляне считали его одним из трех Верховных галльских Божеств того времени. Но создается ощущение, что образ этого доброго Бога очень близок нам всем, а его имя у всех на слуху.
Звали этого древнего кельтского Бога - Езус (Эзус). Его имя связывают с индоевропейским корнем Esu, что означает "добрый Бог" или "Бог - господин". Наверное, на ум сразу приходят ассоциации с Иисусом Христом. Ведь в некоторых современных славянских языках именно так называют распятого на кресте Спасителя. Только кельты почитали своего "доброго Бога" еще задолго до рождения Иисуса Христа.
О Езусе упоминает в "Bellum civil" римский поэт I века н.э. Лукан. Он описывает трех Верховных галльских Богов и приводит их кельтские имена. Это - Езус, Таранис и Тевтат. Идея Божественной тройственности была очень распространена среди языческих народов. Например, славяне обычно называли Союз трех Верховных Богов Триглавом. Поневоле напрашивается вывод, что и христианская Святая Троица имеет древние языческие корни.
Каждый из трех Верховных галльских Богов обладал своими узнаваемыми чертами. Культ Езуса был тесно связан с деревьями. Ему приносили жертвы, подвесив их на дереве. И до нынешних времен дошли отголоски этого древнего ритуала. Достаточно вспомнить, с какой надеждой люди привязывают ленточки и записочки к ветвям деревьев, растущих на святых местах. А традиция наряжать елку на Рождество Иисуса Христа. Не похоже ли это на языческое жертвоприношение древнему кельтскому Богу Езусу? И ведь сам Иисус Христос принес себя в жертву через распятие на деревянном кресте.
Изображение Езуса можно увидеть на галло-римских алтарях из Парижа и Трира. Он изображен стоящим возле дерева с подобием серпа (или топора) в руке. На алтаре, найденном под собором Парижским Нотр-Дамом, Езус показан в виде дровосека валящего дерево. На двух других галльских рельефах Езус изображен резчиком по дереву. Но ведь и Иисус был плотником, также как и его отец Иосиф. Об этом прямо написано в Евангелии.
А на знаменитом античном котле из Гундеструпа Езус оседлал большую рыбу. И, наверное, никому уже не покажется странным тот факт, что рыба считается общепринятым символом Иисуса Христа.
Почему-то в этот пасмурный декабрьский день очень приятно вспоминать доброго кельтского Бога Езуса и хочется принести ему жертву. Только привязать на дерево не ленточку с запиской, а, например, кормушку для птиц. Думаю, Езусу должно понравится, если я буду регулярно наполнять ее зернышками и крошками, чтобы птицам было легче пережить наступившую зиму.