Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет clement ([info]clement)
@ 2006-05-27 11:44:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Двери св. Сабины
Любопытный фрагмент из деревянных дверей базилики св. Сабины в Риме (430-435). Обратите внимание, на отсутствие крестов в сцене Распятия и на тем более примечательное наличие гвоздей.






Mitchell B. Merback "The Thief, the Cross and the Wheel. Pain and the Spectacle of Punishment in Medeival and Renaissance Europe".


(Добавить комментарий)


[info]tugarin@lj
2006-05-27 06:48 (ссылка)
Причем в ногах гвоздей не видно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-27 07:12 (ссылка)
В ногах вообще ничего не видно - ни гвоздей, ни веревок, ни даже предписанных Евангелием переломов у разбойников.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tugarin@lj
2006-05-27 07:24 (ссылка)
И не очень понятно, что может означать кладка на заднем плане - городские стены?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-27 07:45 (ссылка)
Я бы предположил, что это Иерусалим, хотя [info]ermenengilda@lj видит в кладке Церковь, Церковь как вечная сцена Распятия. А что думаете Вы?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tugarin@lj
2006-05-27 07:57 (ссылка)
Иерусалим, конечно. Церковь - вечная сцена распятия Христа, но не вечная сцена распятия двух разбойников.
(Кстати, посмотрите-ка, на "фронтоне" над благоразумным разбойником - некое отверстие, которого нет над другим.)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-29 15:24 (ссылка)
спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leidenets@lj
2006-05-27 07:14 (ссылка)
Извиняюсь, конечно, но у них какой-то вид пританцовывающий. Ручки так расставлены словно говорит: вот таки дела!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-27 07:47 (ссылка)
Насколько я понимаю, кресты не изображались т.к. практика распятия была ещё не столь далека от художника, как в каком-нибудь веке пятнадцатом...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ermenengilda@lj
2006-05-27 07:40 (ссылка)
А если кладка на заднем плане -- условно-церковь? Церковь как вечная сцена Распятия?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-27 07:46 (ссылка)
кладка - Иерусалим?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ermenengilda@lj
2006-05-27 07:48 (ссылка)
О, действительно. Иерусалим как вечная сцена распятия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-30 06:45 (ссылка)
;-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vju@lj
2006-05-27 13:38 (ссылка)
Совершеннейшая аллегория... Поразительно!:-) Просто вылитый 17 век!!!:-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-29 15:08 (ссылка)
??? ;-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lap_landia@lj
2006-05-27 14:37 (ссылка)
Каждый из сюжетов, вырезанный на этих знаменитых дверях, упоминается как "первопроходец" в своём ряду. По крайней мере, это относится к сцене Вознесения. Но и иконография Распятия, как исторической сцены, официально берёт начало с этого памятника. Тогда ещё не установился канон в своих основных типах. Это особенно отражено в бытующем многообразии форм Крестного Древа. Всё внимание сосредоточено на сути - утверждении истинности исторического факта, события, а не конкретного иконографического варианта. Н.В.Покровский отмечал, что доля иконографической свободы в византийском искусстве была значительно выше, чем в древнерусском.

Что касается стены - она стала типичным фоном для сцены Распятия. С одной стороны это указание на топографию подлинного события (место за городской стеной Иерусалима). С другой стороны, подчёркивает отторжение, позорное изгнание Христа за пределы города и мира.

Несмотря на похожесть деталей изображения на домики с крышами, осмелюсь предположить, что это и есть "кресты", на которых распяты Иисус и разбойники (Дисмас и Гестас). То, что они "некорректно зафиксированы" на деревянных конструкциях абсолютно не важно для изображения. Остроконечная крыша, как символ здания-домика - это архетип нашей культуры, а не сирийско-палестинской, с которой связывают художественные корни данного памятника.

Каменная кладка, как сплошной фон, обозначает городскую стену и на другом рельефе этой же двери. Только символизирует уже Вифлеем:

Image (http://imageshack.us)

Принесение даров. Часть сюжета Рождества Христова.
:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-29 15:08 (ссылка)
Большое спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kleymionov@lj
2006-05-27 14:43 (ссылка)
Не согласен, кресты присутствуют. Древки видны как минимум по-бокам, и между ног у Христа и разбойников, хотя бы в виде заточин. А обсуждавшееся выше "отверстие" над головой можно тоже посчитать древком. Нечто подобное можно увидеть и над головой другого, но поменьше, не так выделенно. Согласен, что судя по всему на заднем плане Иерусалим.
Либо, если наличие крестов отвергается-таки, можно предположить, что "отверстие" над головой висящего по правую руку от Христа - это некий "выход", обозначающий спасшегося разбойника.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]witchkaito@lj
2006-05-28 18:09 (ссылка)
согласна...

(Ответить) (Уровень выше)

отверстие
[info]clement@lj
2006-05-29 15:28 (ссылка)
Да, и оно явно что-то значит, но что? Я проверил Холла и Мюрреев, они об этом окне (?) молчат. Вообще же окна у меня связываются со св. Варварой и Непорочностью Девы, но это, вероятно, уже более поздние накрутки. Ни одного другого подобного изображения я не знаю, но я плохо знаю пятый век.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]5oceans@lj
2006-05-29 03:44 (ссылка)
а я почему-то вижу кресты. просто они маленькие, "по росту" так сказать

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-29 14:48 (ссылка)
А где Вы их видите?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]5oceans@lj
2006-05-30 02:34 (ссылка)
над головой, под ступнями и как продолжение каждой ладони. такие прямоугольные дощечки видите? у фигуры в центре это наименее заметно, особенно горизонтальная.
я в этом, конечно, не разбираюсь. но мне кажется, что автор просто не слишком старался "прорисовать" подобные вещи. да и вообще, кается, он плохо себе представлял, как люди могут ВИСЕТЬ на кресте. либо этими "танцующими" позами он тоже что-то хотел сказать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-30 02:55 (ссылка)
Традиционная интерпретация состои в том, что унизительность и омерзительностья распятия к пятому веку ещё не были забыты и художнику было неудобно изображать подобные сцены.

Позы, кстати, вполне молитвенные: http://images.google.nl/images?q=orant&hl=nl&btnG=Afbeeldingen+zoeken

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]5oceans@lj
2006-05-30 02:59 (ссылка)
да, вполне молитвенные:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2006-05-30 03:22 (ссылка)
;-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]5oceans@lj
2006-05-30 03:24 (ссылка)
:)

(Ответить) (Уровень выше)