"Враги сожгли родную хату..."
Интересно, а "Прасковью" Исаковского и Блантера кто-нибудь в обозримое время по центральным каналам слышал? Ту самую, которая "Враги сожгли родную хату..."?
Я вот выяснил, что кое-кто из молодёжи её и вовсе не слыхал или знает лишь в виде стихов. Да и я сам, если задуматься, просто по радио слышал её лет эдак десять назад. На всякий случай - напомню:
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат – и словно комья
Застыли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя – мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, –
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой:
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил – солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года.
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
А на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
http://oleg-pogudin.elegos.ru/forum/18-333-1
Хорошо известно, что долго эта песня была под неформальным запретом: стихотворение Исаковского было написано ещё в 45-м. Но, после однократного исполнения по радио, песня не исполнялась до 1960-го, когда Бернес исполнил её во Дворце Спорта в Лужниках перед вставшим залом. После этого запрет снова возобновился, и окончательно пал только в 1965-м, когда 9 мая снова стал выходным днём: герой Сталинграда Маршал Чуйков попросил Бернеса исполнить её на "Голубом огоньке".
В общем-то, примерно понятно, почему так вышло: своим ярко выраженным и лиричным трагизмом песня в 40-х и 50-х, вероятно, слишком бередила ещё свежие раны (по крайней мере, так сочли запрещающие). Но - вот ведь странно: сейчас, когда культ Победы становится сильным, как никогда прежде - почему среди огромного числа военных и послевоенных песен именно ЭТА - всё равно остаётся в загоне?
Действительно интересно - почему так? Разве на официальном уровне отрицается трагизм войны? Ничуть, даже подчёркивается. Может быть - слишком депрессивно? Ладно, допустим. Предположим даже, что по этой же причине это произведение не пользуется большой популярностью в патриотической тусовке. Но тогда почему либералы и к ним примкнувшие не напоминают о "Прасковье"? Казалось бы, в нынешнем положении, им - каждое лыко в строку... Может быть, для них - слишком лирично и слишком уж много в тексте уважения к советскому солдату?
Или, может, я гоню и это просто именно я и опрошенные мной по чистой случайности не сталкивались с исполнением "Прасковьи"? Её ведь, кажется, никто даже после Бернеса так и не перепел...
Слушать этот музыкальный файл Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru