Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет udikov ([info]udikov)
@ 2008-05-20 21:51:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
08.08.41. Сенсация! Советы бомбят Берлин!
66 лет назад, 8 августа 1941 года, советская авиация, базировавшаяся на островах Моондзундского архипелага - Хиумаа и Сааремаа (Эзель) - совершила первый налет на Берлин. Это было ответом на бомбардировки гитлеровской авиации Москвы 22 июля. 8 августа 1941 года пятнадцать бомбардировщиков ДБ-3 авиаполка под командованием Евгения Преображенского сбросили на Берлин первые бомбы. Затем на столицу Германии было совершено еще девять налетов, пока Эстония не была окончательно занята наступавшими на восток фашистами.

На следующий день в немецких газетах появилось сообщение: "Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов". Англичане удивились еще больше немцев: "Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала". Немцам пришлось признать поражение от якобы уничтоженной Герингом советской авиации. И это был настоящий удар по обещанному "блицкригу".

55,95 КБ

Фактор внезапности

В июне-июле 1941 года, подвергшись нападению, Советский Союз терпел на западном фронте поражение за поражением, а Германия распространяла по всему миру победные реляции и обещала закончить "блицкриг" на Востоке в считанные недели. Ровно через месяц после начала войны - 22 июля - фашисты осуществили первый массированный налет на Москву, который, впрочем, был успешно отражен. Тем временем авиация западных приграничных округов несла тяжелые потери. Министр пропаганды Йозеф Геббельс кричал на весь мир, что советская авиация разгромлена, ему вторил главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг: "Ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха!".

Советские летчики между тем готовились ответить "ударом на удар". 27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота был отдан приказ Главкома Иосифа Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Дальние бомбардировщики "Ил-4" считались в годы войны лучшими в своем классе по скорости, дальности полета и грузоподъемности. Именно на этих машинах советские летчики отправились на первую бомбардировку Берлина. В 21 час 7 августа 1941 года с аэродрома Кагул, расположенного на острове Эзель, самолеты впервые улетали на Берлин. Затем самолеты вылетали бомбить Берлин и с аэродрома города Пушкин под Ленинградом.

Летчикам предстоял тяжелый полет над контролируемой немцами территорией. Маршрут проходил по линии: остров Эзель (Сааремаа) - Свинемюнде - Штеттин - Берлин на расстояние 1765 км, из них над морем 1400 км. Продолжительность полета составила 7 часов. Основной защитой от средств ПВО противника могла стать лишь высота полета, но это была не просто большая высота, а предельная - 7 тыс метров. Температура за бортом достигала минус 35-40 градусов, из-за чего стекла кабин самолетов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, летчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках.

В ту ночь над Берлином побывало пять самолетов 1-го минно-торпедного авиаполка во главе с его командиром Евгением Преображенским. Остальные отбомбились по берлинскому предместью и германскому городу-порту Штеттину. "Мое место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!". Эти слова радиста Василия Кротенко прозвучали в прямом эфире в ночь на 8 августа 1941 года над пылающими развалинами военных объектов столицы Третьего рейха. С тех пор в Берлине уже не решались ночью зажигать свет. Так бомбы Преображенского на три с лишним года потушили ночные огни Берлина.

Немцы удивили англичан

Удар с воздуха был для немцев столь неожиданным, что сначала они приняли советские самолеты за свои, сбившиеся с курса. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов, и только когда на улицах Берлина начали рваться бомбы, немецкие зенитчики пришли в себя, но было поздно. Отбомбившись, советские самолеты легли на обратный курс.

На следующий день в немецких газетах появилось сообщение: "Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов". Англичане удивились еще больше немцев: "Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала". Немцам пришлось признать поражение от якобы уничтоженной Герингом советской авиации. И это был настоящий удар по обещанному "блицкригу".

Берлин продолжали бомбить до 5 сентября, но после оккупации фашистами Эстонии полеты с острова Эзель стали невозможны. За август-сентябрь 1941 года экипажи особой оперативной авиагруппы произвели 86 самолето-вылетов. 33 раза самолеты долетели до Берлина, на который было сброшено фугасных и зажигательных бомб общей массой 36 тонн. Для сравнения: авиация Англии за весь 1941 год сбросила 35 бомб в районе Берлина. Из-за воздействия сил и средств ПВО противника, а также из-за катастроф во время взлетов, гибели при вынужденной посадке наши потери составили в общей сложности 17, а по некоторым источникам - 18 самолетов. Погибло восемь полных экипажей.

Цена Берлина

Многие летчики получили за эту операцию различные награды. В день удачной бомбежки - 8 августа - нарком обороны подписал специальный приказ N 0265 "О поощрении участников бомбардировки Берлина", в котором, помимо благодарности, объявлялось о выдаче каждому члену экипажа по 2 тыс рублей и устанавливалось, что впредь такие суммы будут выдаваться каждому, принявшему участие в бомбардировке столицы вермахта.

Спустя пять дней - 13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР пятерым участникам первых бомбардировок Берлина было присвоено звание Героя Советского Союза: Василию Гречишникову, Андрею Ефремову, Михаилу Плоткину, Евгению Преображенскому и Петру Хохлову. 19 августа 1941 года был подписан еще один приказ наркома "О порядке награждения летного состава ВВС за хорошую боевую работу".

В нем было сказано: "Установить денежную награду летчикам-истребителям за каждый сбитый самолет противника в воздушном бою в размере 1000 рублей. В дальнебомбардировочной и тяжелобомбардировочной авиации за каждую успешную бомбардировку лица из состава экипажа получают денежную награду в размере 500 рублей каждый. При действиях по политическому центру (столице) противника за каждую бомбардировку каждое лицо экипажа получает денежную награду в размере 2000 рублей".

Наталья Елисеева

Отсюда.

Зы: Надо сказать, Наталья единственная, кто подготовил адекватный материал по теме. В рунете полно статей о следующих неудачных полётах, в материалах перепутаны даты, объекты подвергшиеся бомбардировке и многое другое. Самое обидное то, что горе-авторы не поняли главного. В тот тяжёлый момент, когда гитлеровская пропаганда вопила о том, что советская авиация полностью уничтожена, эта самая уничтоженная авиация бомбила Берлин. Да, цена была высока. Но эта весть, думаю, здорово порадовала всё население Советского Союза, придала сил... Это была наша первая победа в войне, пусть и моральная...


(Добавить комментарий)


[info]wasunchik@lj
2008-05-20 15:50 (ссылка)
картинка при этом живописует отнюдь не ДБ
и летят они над какими-то хрущобами

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]tugarev_al@lj
2008-05-21 00:00 (ссылка)
Да, это вторые Илы. Но фотография эта обычно идет в материале про берлинскую операцию 45го, так что хрущобы видимо немецкие.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egil_belshevic@lj
2008-05-21 04:24 (ссылка)
Вполне вероятно - ГДРовские. Одно количество зелени чего стоит, озеленение по нормативам конца 60-ых.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]udikov@lj
2008-05-21 10:35 (ссылка)
Да, фотка неуместная...
Image
Была ещё такая, но это опять же штурмовики над сильно разрушенным городом. Явно 45 год.
По поводу "моей" фотографии:
Вопрос - что могли делать вторые Илы в небе над Берлином, довольно слабо разрушенным войной? Или это уже снято в частично восстановленном городе?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]udikov@lj
2008-05-21 09:41 (ссылка)
Да, это штурмовик.
Сам понимаешь, фото тех самых самолётов над Берлином найти затруднительно.
Хотя бы потому, что снимок было сделать нереально - летели-то ночью...
Дома под плоскостями тоже смущают. Но по-моему, это Берлин. Восточная его часть, уже восстановленная после войны.
У меня знакомая там живёт. Там и сейчас совок...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]egil_belshevic@lj
2008-05-21 04:22 (ссылка)
Какое впечатление это произвело на советское население - плевать, оно там не было и обе стороны врали как умели. А вот берлинцы реально испугались, хотя сама мощь налётов была ничтожной. Вот это - главный успех, разваливание психологии населения.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]tugarev_al@lj
2008-05-21 04:28 (ссылка)
В конце войны уже шло перевооружение на Ил-10, так что вариант ГДР маловероятен. Забив в Яндекс-картинка "Илы над Берлином", получил вот такую ссылку: http://www.gamefan.ru/shr/lofiversion/index.php/t10103.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egil_belshevic@lj
2008-05-21 04:31 (ссылка)
Похоже, вы правы, а я - неправ. Удивлён тому, сколько там у них тогда зелени было, не думал, что до второй мировой в какой-то столице о том столько заботились...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tugarev_al@lj
2008-05-21 04:34 (ссылка)
В старых хрониках, что я видел, вообще много зелени - потребительская цивилизация тогда делала только первые шаги

(Ответить) (Уровень выше)


[info]udikov@lj
2008-05-21 09:25 (ссылка)
Испугала, как я понимаю, сама возможность?

Ты "Перл-Харбор" смотрел? Помнишь, в конце фильма авантюру с бомбардировкой заводов Японии? Типа укус комара, но в самое сердце...
Может быть, и тут то же самое?

Типа, товарищ Сталин наносит ответный удар...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egil_belshevic@lj
2008-05-21 09:36 (ссылка)
Японцы - другой народ, их даже атомная бомба не слишком перепугала: правительство-то лапки подняло, но сам народ воспринял её спокойно. Вот японцы вроде с такой же целью как-то сбросили зажигательные бомбы на Орегон, просто чтобы сказать: "Мы Америку бомбили!" Но немцы, в отличие от всяких азиатов, имеют опыт войн европейского континента и хорошо чуют, когда начинает зад дымыться. По сути, что дело плохо, они поняли уже раньше - во время "Битвы за Британию". Вознадеялись потом, что фюрер соберёт российские ресурсы и с ними побьёт Англию, а тут оказывается, что получили только настоящую войну на два фронта. А что это писец, любой немец знал чётко.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2008-05-21 09:44 (ссылка)
Да. С этим спорить не буду. У немцев был прекрасный пример в виде первой мировой войны...

По поводу японцев - некоторые историки оправдывают решение императора желанием сохранить народ.

Я думаю, он правильно бы поступил - японцы бились бы до последнего.
И в этом случае были бы истреблены...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egil_belshevic@lj
2008-05-21 09:52 (ссылка)
Император и другие силы хотели заключить даже не очень почётный мир уже в конце 1944 года, но не смогли преодолеть решительность своих пехотных коммандиров. Флотские уже тогда видели, что всё, можно только продлевать сопротивление, но пехотные верили в "японский дух" или имели корыстные интересы в продолжении.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2008-05-21 09:55 (ссылка)
А какие у них могли быть корыстные интересы?
СССР их ещё на Халхин-голе бивал...
А уж США и союзники при участии того же СССР уж тем более порвали бы их как тузик тряпку...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egil_belshevic@lj
2008-05-21 10:24 (ссылка)
Какой СССР - в 1944 он был для Японии нейтрален. Мог и остаться нейтральным, если бы для Японии война пошла лучше.
Корыстный интерес - кланы пехотных генералов, часто и они сами, были вовлечены в экономическом разграблении захваченных территорий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]udikov@lj
2008-05-21 10:37 (ссылка)
Я говорю о событиях после августа 45.
Ты, видимо, о более ранних...
СССР, думаю, не рвалось в войну.
Но было связано обязательствами союзникам.
Кросе того, были личные интересы...

(Ответить) (Уровень выше)