Утешительный слоган «главное не победа, а участие» придуман для слабаков, чтобы не расстраивались. Истинному спортсмену куда милее лозунг: «Лучше не быть, чем быть не лучше». Именно поэтому так называемый «спорт высоких достижений» не регрессирует, не скатывается к оздоровительным процедурам, а неизменно попадает в фокус внимания миллионов болельщиков.
Попутно канализируется в мирное русло извечная человеческая агрессия, что и сподвигло в свое время достославного барона Пьера де Кубертена воскликнуть: «О спорт, ты мир!».
Не углубляясь в философию спорта, поскольку не это у нас в предмете, заметим лишь, что состязания атлетов всегда содержали геополитический оттенок. Но несколько труднее объяснить ставку на спорт как на национальную идею. Допустим, в некой стране до того все удачно устроилось, что любой ее житель поставит мат в три хода или проведет апперкот всякому иностранцу, кто бы ни позарился. Гордость переполняет сердца соотечественников – и что дальше? У нацистской Германии хотя бы имелась мотивация насчет доказательств превосходства арийской расы. А сегодня-то что за идефикс?
Велимир Мойст