
После того, как 11 апреля в Москве
были избиты участники
акции протеста против милицейского произвола дискуссия о том, как всему этому противостоять может шатнуться в любую сторону.
Настаивающих на радикализации, доказывающих, что методы
легального, правозащитного сопротивления исчерпаны и "не работают", можно понять. И все же - мысль о том, что любая активность основанная на насилии, неэффективна и аморальна - не на пустом месте выросла. За ней - долгий диссидентский опыт всей Восточной Европы, включая Россию. В силовом противостоянии общество всегда - сторона слабая, а власть - вооруженная до зубов. И на добрую сотню нормальных милиционеров, защищающих граждан от преступников, всегда найдется с десяток
латентных ментов-садистов, получающих удовольствие от бесправия и незащищенности тех, кто решил воспользоваться своим правом публично заявить о своем протесте.
Осадить их можно по-разному. Смеятся, когда сердце темнеет от гнева - одно из средств. Имхо, оно было и остается лучшим противоядием от каменеющей власти и ее потерявших совесть охранников.
Правозащитник, тренер, физик, альпинист
Марек Новицкий
любил рассказывать про хэпенинги польской "
Оранжевой Альтернативы
" (
Pomarańczowa Alternatywa
, основана художником Вальдемаром «Майором» Фидрихом в 1983 году), наследующей традиции голландских контркультурных движений «Прово» и «Партия Гномов». Члены этой организации просили, чтобы граждане, наряженные гномиками, приходили манифестировать в определенный час на рыночную площадь. Среди обычных гномов были и гномы особые - те, что имели корочки ORMO (
Ochotnicza Rezerwa Milicji Obywatelskiej
- добровольный резерв гражданской милиции; организация типа ДНД в СССР).
Когда полицейские власти отдавали приказ хватать и арестовывать гномов, начиналась феерия: сотни гномов-дружинников с энтузиазмом принимались хватать друг друга и остервенело тащить в автозаки. За считанные минуты милицейские машины набивались до краев, а рядом стояла толпа обиженных гномов, требующих увеличения посадочных мест.