Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bohemicus ([info]bohemicus)
@ 2009-06-22 13:47:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Дао чеховьетнамцев.

  Дискутируя с френдами на различные темы, от местного самоуправления до трудовой миграции, я несколько раз упомянул вьетнамскую общину Чехии. Реакцией обычно было удивление моих собеседников, не знавших о самом её существовании. Я и раньше, читая путевые заметки российских блогеров о Чехии,  обращал внимание, что чешские вьетнамцы остаются совершенно вне поля их зрения. Этот информационный пробел следует восполнить.
                    

       

Этих молодых людей пресса называет "чеховьетнамцы", "неовьетнамцы" или "банановые дети"

  История чешско-вьетнамских контактов возводится историками к XIV веку, когда францисканец Олдржих Чех, по-латински Odorius Boemus, бывший в составе папского посольства ко двору Великого Хана, первый европеец, увидевший Тибет, посетил и Вьетнам. Вьетнамцы же начали появляться в Чехии в 50-х годах XX столетия, а статистически значимым их количество стало в 1979-1986 гг., когда около 35 тысяч человек приехало в Чехословакию в рамках договора о сотрудничестве между ЧССР и CРВ. Часть из них представляли студенты, а остальные были рабочими, в основном на тяжёлых производствах. Подрабатывали они и мелочной торговлей. Те, кому довелось побывать в Чехословакии в 80-х, могут вспомнить, что атрибутом некоторых отелей были маленькие улыбчивые люди, стучавшиеся в номера к советским туристам и предлагавшие купить наручные электронные "сясы".

  Сегодня, по данным МВД ЧР, в стране проживает свыше 50 тысяч вьетнамцев. Специалисты утверждают, что в действительности их больше, около 60-70 тысяч ; есть вьетнамцы с чешским гражданством или гражданством третьих стран, есть неучтённые официальной статистикой нелегалы, есть дети от смешанных браков со сложной самоидентификацией. Вьетнамская диаспора по численности - третья в Чехии, после украинской и словацкой.


                                       

                                                                           Рынок в Оломоуце


В начале 90-х Чехия покрылась сетью вьетнамских рынков. Они существуют до сих пор, но многие торговцы постепенно переместились в торговые центры. Вьетнамцы открыли парикмахерские и солярии, у них появились свои адвокатские конторы и детские сады, без их ресторанов и столовых уже трудно представить даже небольшой чешский городок. В Праге выходят три периодических издания на вьетнамском языке. В 2004  г. чешское телевидение сняло детский сериал "Йoзеф и Ли" о дружбе чешского мальчика и вьетнамской девочки.  В 2008 г. в лежащем недалеко от немецких границ Варнсдорфе был освящён первый буддистский храм.


                                    


                                                      Популярное в Чехии блюдо вьетнамской кухни                             .



    ЖЖ-стам может быть интересно, что в 2008 г. в чешской блогосфере появились первые вьетнамские авторы. Сейчас их около десяти. При подготовке этого поста я просмотрел некоторые из их дневников - блогеры, как блогеры, в основном пишут на очень хорошем чешском (у кого-то я встретил даже стихи), поругивают чешское и вьетнамское правительства, рассуждают о музыке, публикуют путевые заметки. Первой среди них была 16-летняя Phuong Thuy Do Thi, дебютировавшая постом, который прочло почти 17 тысяч человек. Желающие увидеть, как выглядит эта девушка и её блог, могут сделать это здесь http://dothi.blog.idnes.cz/.
 

 



(Добавить комментарий)


[info]volodymir_k@lj
2009-06-22 12:45 (ссылка)
Спасибо, интересно. А они граждане Чехии? Не знаете, в основном работают там же, или имеют бизнес с родиной? Не собираются возвращаться? Изучают ли вьетнамский в школах?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bohemicus@lj
2009-06-24 02:51 (ссылка)
Нет, МВД ведёт статистику именно по иностранцам. Согласно последним предкризисным данным, количество граждан Вьетнама в ЧР достигало 54 тысяч. По чешским гражданам вьетнамского происхождения есть только оценки, причём явно заниженные. Я видел в одной статье цифру в несколько десятков человек на всю страну, хотя, даже не соприкасаясь близко с этой общиной, лично встречал пятерых или шестерых.

Бизнес с родиной имеют немногие. Даже контрафакт всё больше производится на месте, в нелегальных швейных цехах и на подпольных табачных фабриках. Хотя и поток товаров из ЮВА не иссякает. Но ведь для его организации много людей не нужно.

При хорошей коньюктуре последних лет возобновился завоз гастарбайтеров (а СМИ предлагали компенсировать нехватку студентов массовым ввозом вьетнамских школьников). Из-за кризиса они остались без работы. МВД разработало программу их возвращения. Добровольно уезжающим, кроме оплаты билетов, выплачивают 400 евро. Рассчитывали, что добровольцев найдётся до 2 тысяч. Нашлось... до сотни. Очевидно, возвращаться никто не собирается.

Вьетнамский в школах не изучают.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tat_oshka@lj
2009-06-22 13:46 (ссылка)
спасибо:) Глядя, как они трудятся без выходных, как муравьишки, не представляла, что остается время вести блоги

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]andaja@lj
2009-06-22 15:32 (ссылка)
блоги ведут те, кто ассимилировался. детки выросшие сдесь и уже вне общин-артелей. а те, кто как муравьишки, возмиожно ни денег, ни документов при себе не имеют.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bohemicus@lj
2009-06-24 03:07 (ссылка)
В целом, да. Хотя есть и исключения. Например,

Ja jsem Vietnamec. Přijel jsem do České republiky v roce 2004, s manželkou a s dvěmi dětmi... Pracuji 16 hod. denně a sedm dní v týdnu. Učím se češtinu jenom v práci a ve svém blogu ve kterém se taky dá vyjádřit všechno co se mi neustále v hlavě honí nebo to co si myslím. Bez mých přátel kamarádů a svých dětí bych tento blog asi nezaložil. http://xuancangdo.blog.idnes.cz/

Если, конечно, автор пишет о себе правду :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]andaja@lj
2009-06-24 04:15 (ссылка)
не человеческий дневничок. содержимое только про плохую вьетнамскую власть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bohemicus@lj
2009-06-24 02:58 (ссылка)
Они живут по-разному. У них ведь есть даже свой футбольный турнир. Много интересного о вьетнамских блоггерах (и не только) можно прочесть, например, здесь http://www.klubhanoi.cz/topiclist.php?zobrtema=19

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tat_oshka@lj
2009-06-24 03:02 (ссылка)
спасибо:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]v_st@lj
2009-06-22 17:17 (ссылка)
Да, помню, был удивлен, видя в Праге почти на каждом углу восточные кафешки. Кормят, как показалось, недурно и недорого. Уж лучше, чем в пиццерии какой-нибудь

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bohemicus@lj
2009-06-24 03:15 (ссылка)
Вьетнамцы, кстати, кулинарные ныционалисты. Если разговориться с ними об азиатской кухне, они, скорее всего, заявят, что китайская пища - слишком острая, тайская - слишком сладкая, а вот вьетнамская - самая вкусная и здоровая.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]andaja@lj
2009-06-24 04:30 (ссылка)
еще три года назад в очень не большом треугольничке между градчанской, дейвицкой и пушкинской площадью было два вьетнамских ларька с фруктами. теперь вьетнамских вечерок в этом районе уже минимум 7 штук. очень интересно, что это за всплеск такой? переехавшие лет десять назад поднакопили деньжат, чтобы открыть собственное дело? но почему так резво за три последних года?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bohemicus@lj
2009-06-24 07:44 (ссылка)
Так детально я с предметом не знаком, но, возможно, это связано с тем, что в последие годы дела в рыночной торговле идут хуже, чем раньше. Не уверен, что "вечерка" - обязательно лучший бизнес, чем торговля на рынке. Может быть и наоборот. Т.е. не исключено, что они не накопили, а потеряли, и на оставшееся открыли, что могли. Естественно, я говорю именно о "вечерках". Те, что открыли магазины посолиднее, конечно, поднялись. Слышал я и о случаях, когда разорившиеся торговки переквалифицируются в маникюрш, например, и идут работать по найму в какой-нибудь салон.

(Ответить) (Уровень выше)