Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет d_pankratov ([info]d_pankratov)
@ 2007-07-27 00:59:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Время Доростола... последняя битва.
В 971 г. во время болгарского похода киевского князя Святослава у крепости Доростол состоялось последнее из череды минувших сражение между русской дружиной и численно превосходящим войском Византии под командованием императора Цимисхия. Сражение начали дружинники Святослава. К полудню византийцы стали постепенно отходить. На помощь отступавшим бросился сам император с отборной конницей. Чтобы лучше использовать свое численное превосходство, Цимисхий приказал конному отряду патрикия Романа напасть на русов, а затем податься назад. Дружинники Святослава устремились за неприятелем, но другой отряд византийцев зашел им в тыл и отрезал от города. Дружина Святослава была бы, несомненно, уничтожена, если бы за ее боевым порядком — «стеной» — не находилась вторая линия войск. Воины, составлявшие ее, в том числе много болгарских всадников, повернулись к византийцам, ударившим с тыла, и не допустили их к «стене». Войску Святослава пришлось сражаться в окружении, но благодаря мужеству бойцов кольцо врагов было прорвано. На следующий день Святослав и Цимисхий начали переговоры. Святослав обязался не воевать с Византией, а византийский император должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать на дорогу по две меры хлеба каждому воину.
В трудный для руссов момент битвы под Доростолом Святослав произнес слова, ставшие символом воинской чести: «Выбирать нам не из чего. Волей или неволею мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми - мертвые бо сраму не имут. Станем крепко. Я пойду впереди вас, и если глава моя ляжет, то поступите, как заблагорассудится. «Сей князь, — пишет автор «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин, — возмужав, думал единственно о подвигах великодушной храбрости, пылал ревностью отличить себя делами и возобновить славу оружия российского, столь счастливого при Олеге; собрал войско многочисленное и с нетерпением юного героя летел в поле. Там суровою жизнию он укрепил себя для трудов воинских, не имел ни станов, ни обоза; питался кониною, мясом диких зверей и сам жарил его на углях; презирал хлад и ненастье северного климата; не знал шатра и спал под сводом неба Каков был военачальник, таковы и воины. Древняя летопись сохранила для потомства еще прекрасную черту характера его: он не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им: иду на вас! В сии времена общего варварства гордый Святослав соблюдал правила истинно рыцарской чести».
Кстати, недавние исследования известного историка А.Н. Сахарова — директора Института истории РАН — свидетельствуют, что «Святослав произносил свое знаменитое «Иду на вы» только после того, как собирал полную информацию о противнике». То есть отвага и благородство сочетались с трезвым расчетом и разумной осторожностью, а разведывательная служба в его войске была поставлена на высокий уровень. (Более подробно см. в книге «Тайные операции российских спецслужб с IX по XXI век», М. «Гелеос», 2000 г.) К тому же стремительность передвижения его дружины просто не давала неприятелю возможности подготовиться к отражению удара.
Академик Б.А. Рыбаков образно писал, что «походы Святослава 965 968 гг. представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии. Побеждена была Волжская Болгария, полностью разгромлена Хазария, ослаблена и напугана Византия В двух концах Русского [Черного] моря возникли военно-торговые форпосты Тмутаракань на востоке у Керченского пролива и Преславец на западе близ устья Дуная.