Деятельность ОУН-УПА в документах
ххх
Полиция Безопасности и СД приняла предложение Центрального «Провода» ОУН и 5 марта 1944 года в гор. Тернополе произошла встреча представителя Центрального «Провода» ОУН, назвавшегося ГЕРАСИМОВСКИМ и представителя Полиции безопасности и СД Галиции гаупштурмфюрера и криминального комиссара ПАППЕ.
(из заявления ГЕРАСИМОВСКОГО на встрече с представителем Полиции Безопасности ПАППЕ. 5 марта 1944 года)
«Большая часть украинского народа из-за отступления немцев снова попала под большевистское насилие. Среди попавших под большевистское господство украинцев, конечно, находится и организация ОУН с ее нелегальной работой. Если поэтому на сегодня немецкая и украинская стороны пришли бы к политическим переговорам в течение которых бандеровская группа получила бы от немцев какую-нибудь уступку и этим была бы политически признана, то СТАЛИН получил бы то преимущество, что он всех украинцев и членов ОУН, попавших под его насилие, мог бы назвать немецкими союзниками или из агентами и поэтому имел бы право всех их уничтожить.
Исходя из этого, наша организация требует никаких политических переговоров не вести и, больше того, желает, чтобы все переговоры и встречи и последующее после этого сотрудничество проводилось строго конспиративно».
Касаясь отношения Центрального «Провода» ОУН и его организаций, а также УПА к немцам, ГЕРАСИМОВСКИЙ заявил:
« … Традиционная опора Германии для украинцев и их дружба с немецким народом будут в дальнейшем, как и прежде, представлены в организациях украинцев, и нужно покончить с той ошибкой, якобы, бандеровские группы рассматривают Германию, как противника.
Политическое развитие на территории Великой Украины также стало иным, когда Германия, после освобождения от большевистского ига в 1941 году, дала согласие украинцам на самостоятельное государственное управление. Бандеровская группа утверждает, что украинцы удовлетворились бы государственной формой, подобно протекторату, но этот шаг к самостоятельности украинцев не был выполнен Германией, так что бандеровская группа, связанная идеей, вынуждена для своей политической цели работать нелегально. Но все же в нелегальной работе строго предусмотрено не действовать против Германии …
Основным законом для ОУН - было ничего не предпринимать против немецких интересов и немецкой стройки. Если же в отдельных местах и происходили акты саботажа, возможно даже случались убийства немцев, то это никогда не было по приказу руководства бандеровской группы, а производилось самовольно украинцами из уголовных побуждений или чувств личной мести – отплаты» ЦА ФСБ России, ф. 4, оп. 3, д.801, л. 200
ххх
«В процессе этих переговоров (между ГЕРАСИМОВСКИМ и ПАППЕ – примечание наше) подверглись детальному обсуждению вопросы – как принципиально защитить немецкие интересы, обуздать польский террор, а также меры для борьбы с большевизмом.
В результате прений договаривающиеся стороны пришли, как это видно из захваченных документов, к следующему соглашению, которое должно быть утверждено командиром Полиции Безопасности и СД Галиции и бандеровским Центральным проводом ОУН.
«1. Требования ОУН бандеровской группы к немецкой договаривающейся стороне.
а) В будущем немецкие охранные власти больше не будут арестовывать украинцев за их нелегальную деятельность, если эта деятельность не будет выражаться в терроре, саботаже и покушении и если ОУН бандеровская группа будет придерживаться своего обещания активно действовать исключительно против большевизма.
б) Немецкие охранно-полицейские власти обязуются освободить всех политических украинских пленных и арестованных, чтобы физически сохранить их для решительной борьбы против большевизма.
При определении этого пункта переговоров – по вопросу освобождения всех политических украинских пленных должны последовать особые переговоры и ОУН бандеровская группа намерена доказать свою добрую волю и честные намерения с немецкой договаривающейся стороной тем, что она отказывается от известного числа или известного сорта украинских политических арестованных, если Полиция Безопасности в задержании этих арестованных особенно заинтересована. ОУН бандеровская группа достаточно рассудительна для того, чтобы никогда не требовать освобождения БАНДЕРЫ. Он сможет без того, чтобы были нарушены начавшиеся с хорошими намерениями переговоры, остаться в руках у немцев (примечание: выделено нами).
в) Немецкая договаривающаяся сторона гарантирует, что она окажет свое влияние на официальные украинские инстанции, а также Центральный Украинский Комитет и Украинский Комитет Взаимопомощи, чтобы в будущем они в своей пропаганде больше не называли ОУН бандеровскую группу зараженной большевизмом или большевистской агентурой, так как этот неверный и несправедливый упрек затрагивает честь бандеровской группы и является очень постыдным потому, что большевизм для ОУН-бандеровской группы и всего украинского народа является врагом Нр.1.
В такой же степени немецкая договаривающаяся сторона позаботится о том, чтобы также и другие немецкие и украинские официальные инстанции больше не выступали против ОУН с упреком в большевистской зависимости им.
г) ОУН-бандеровская группа получает свободу действий в своей организационной деятельности.
Обеспечение свободной деятельности касается:
пропагандистской,
организаторской,
военно-подготовительной работы,
с категорическим ограничением затрагивания немецких интересов в пропагандистском, организационном и военном секторе организации ОУН.
Подготовительная и военно-организационная работа распространяется исключительно на будущую работу против большевизма или на боевые задания, поставленные и указанные организацией со стороны немцев.
д) Немецкая договаривающаяся сторона дает гарантию, что украинский народ и ОУН – бандеровская группа будут защищены от террора польских организаций и польских провокаций.
2. За соблюдение этих условий бандеровская группа обещает со своей стороны немецкой стороне следующее:
а) Бандеровская группа соблюдает полную и безоговорочную лойяльность ко всем немецким интересам, как подвоз, немецкое строительство на востоке и необходимые требования в тыловых военных районах.
б) ОУН-бандеровская группа предоставляет в распоряжение немецкой договаривающейся стороне собранный своей разведкой агентурный материал против поляков, коммунистов и большевизма и предоставляет немецкой договаривающейся стороне возможность использовать этот материал и проводить карательные операции соответствующим немецким интересам способом.
в) ОУН-бандеровская группа не предпринимает больше никаких самостоятельных и самовольных действий при помощи своих военных отрядов против польских провокаций и террора, направленных по адресу украинцев».
О результатах этих переговоров с представителем Центрального «Провода» ОУН ГЕРАСИМОВСКИМ Управление Безопасности и СД направило специальное письмо командующему Полиции Безопасности и СД Галиции в Генерал-Губернаторстве СС оберфюреру и полковнику полиции БИРКАМПУ 13.3.44 года, в котором указывается:
«…Я предлагаю дать мне возможность при следующих переговорах дать ОУН-бандеровской группе следующие требования для выполнения в доказательство лойяльности:
1. ОУН-бандеровская группа прекращает всякий террор против польского населения и всякую деятельность против немецких интересов.
2. ОУН-бандеровская группа обязуется представить в распоряжение Полиции Безопасности все результаты разведки о большевизме, коммунизме и польском повстанческом движении».
ххх
23 марта 1944 года в гор. Львове состоялась вторая встреча СС гауптштурмфюрера и криминального комиссара ПАППЕ, как представителя Полиции Безопасности и СД с ГЕРАСИМОВСКИМ – представителем Центрального «Провода» ОУН.
На этой встрече ГЕРАСИМОВСКИЙ заявил, что в Центральном «Проводе» ОУН «Существует полная ясность относительно обсужденных вопросов и что все пункты признаны и приняты со стороны ОУН. От соглашения с Полицией Безопасности ОУН ожидает очень многого, как для самой организации, а также для взаимного понимания, принимая во внимание будущее развитие на велико-украинской тетерритории и, прежде всего, нынешнее положение и совместную борьбу против заклятого врага – большевизма».
Особо настойчиво Центральный «Провод» ОУН добивался сохранения в строжайшей тайне ведущихся переговоров с немцами и подчинения всей деятельности ОУН-УПА германским интересам.
Так из документов видно:
«Чтобы эту борьбу против общего врага можно было вести интенсивно, ОУН желает, чтобы немцы доставляли ей конспиративным путем боеприпасы, оружие, взрывчатые вещества. Доставка оружия и диверсионных средств со стороны немцев через линию фронта частям УПА должна производиться по всем правилам конспирации для того, чтобы большевистскому режиму не дать в руки козырь, что оставшиеся за линией фронта украинцы являются немецкими союзниками и их агентами и реагировать против украинцев соответствующими акциями по уничтожению их.
Практикующийся уже теперь немецкой армией метод доставки оружия и боеприпасов отдельным частям УПА за линией фронта, с которыми имеются местные соглашения, путем выброски из самолетов, обозначенными национальными украинскими красками, должен быть немедленно прекращен, так как Советы используют это обстоятельство в своей политике против украинского народа.
Поэтому ОУН желает, чтобы переговоры и соглашения в будущем предпринимались только центром и чтобы немецкой договаривающейся стороной, по возможности, была Полиция Безопасности, так как она знает правила конспирации и понимает как нужно работать, в то время, как у других органов и организаций отсутствуют эти знания. Вообще ОУН выявила свое удовлетворение тем, что между УПА и немецкой стороной вообще имели место местные соглашения» ЦА ФСБ России, ф. 4, оп. 3, д.801, л. 206.
ххх
23 марта 1944 года, с санкции Центрального «Провода» ОУН, ГЕРАСИМОВСКИЙ имел встречу во Львове с командиром Полиции Безопасности и СД в Галиции – СС оберштурмбанфюрером и старшим имперским советником доктором ВИТИСКА.
Как видно из доклада ВИТИСКА в Берлине от 21.4.44 г., беседа между ГЕРАСИМОВСКИМ и ВИТИСКА происходила на частной квартире последнего и касалась вопросов, затрагивавшихся в предыдущих переговорах. ГЕРАСИМОВСКИЙ снова подтвердил желание ОУН-бандеровской организации о совместном сотрудничестве с немцами против большевизма.
Как указывается в докладе, резюмируя свою беседу, ВИТИСКА в заключение поставил ГЕРАСИМОВСКОМУ три конкретных вопроса:
«1. Прекратит ли ОУН-бандеровская группа всякое разложение украинской добровольческой дивизии СС «Галичина»?
ГЕРАСИМОВСКИЙ ответил утвердительно.
2.Будет ли прекращено ОУН-бандеровской группой влияние на украинскую полицию?
ГЕРАСИМОВСКИЙ ответил утвердительно.
В случае, если немцы проведут новую мобилизацию украинцев в армию для борьбы против большевиков, ОУН-бандеровская группа не будет вести пропаганду против этого?
ГЕРАСИМОВСКИЙ заявил – ОУН не помешает. К тому же в украинском народе столько живой силы, что немецкая оккупационная власть может проводить мобилизацию и еще останется достаточно сил для вербовки УПА, так что оба партнера друг-другу не помешают».
ххх