Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет xazzar ([info]xazzar)
@ 2008-08-10 07:40:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Пока чекистская Россия существует, мира не будет
http://xazzar.livejournal.com/1366073.html
Пока чекистская Россия существует, мира не будет
Время публикации: Сегодня в 08:55 по Джохару
http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2008/08/10/60049.shtml


На фото: Будапешт. Венгерские повстанцы

25 октября крупным планом: 1917–1991. Документы, факты, мнения

История страны, занимавшей с 1917-го по 1991-й годы шестую часть Земли, — вещь своеобразная. Десятилетиями длился период мощной атакующей лжи. Понадобится, наверное, не меньшее количество лет, чтобы разгрести все её невообразимые завалы, чтобы узнать и понять, чем же были в действительности эти годы для России и всех других стран, оккупированных Россией.



Наша тема — не десятилетия и не года, наша тема — день, конкретный день 25 октября, крупным планом. Маленькие кусочки исторической мозаики, еженедельные октябрьские маршруты, в которые мы отправились начиная с № 43/2007.



1956. Маршрут 41. Будапешт



25 октября 1956 года, четверг. Российской власти 39 лет. Ей осталось 35.



В этот юбилейный октябрьский день в Венгрии, в Будапеште, — октябрьское восстание.



В октябре 1917 г. в столице России большевики подняли вооруженное восстание против республиканского Временного правительства.



В октябре 1956-го венгры поднимают восстание за свою свободу против большевиков, переименованных в коммунистов, против коммунистического режима, против диктата Москвы.



Коммунистический режим в Венгрию ввозят в 1944 году танки Красной армии. «Освободив» Венгрию, Красная армия забывает из нее уйти. Венгры воспринимают это не как освобождение от оккупации, а как смену оккупантов — «коричневых» на «красных». Тем более что в стране реализуется типичный социалистический сценарий по шаблонному советско-сталинскому образцу.



Крепнет власть партийной коммунистической верхушки, так что страна становится собственностью одной-единственной партии, действующей по кремлевской указке. Венгерских крестьян насильственно загоняют в колхозы и раскулачивают, оппозиционную прессу ликвидируют, никакого инакомыслия не допускают.



Тайная полиция, созданная с помощью советских чекистов и по их принципам, действует, как и в СССР, без малейшей оглядки на законы — развертывает массовые репрессии, арестованных пытают. Обвинения выдвинуты против полумиллиона человек, это около 5 процентов населения, то есть против каждого 20-го.



Российский народ терпел все это многие десятилетия. Венграм хватило и одного.



Восстание начинается 23 октября с многочисленных мирных шествий и демонстраций. На местах власть переходит к Национальным комитетам, на предприятиях рабочие образуют свои Революционные советы. Лозунгов венгерской революции фактически два: 1) восстановление национального суверенитета, то есть вывод с территории страны оккупационных советских войск; 2) свободные демократические выборы на многопартийной основе.



Москве все это очень не нравится. Москва всем этим очень недовольна. Она категорически против и национального суверенитета, и свободных выборов. Она прекрасно знает, чем такие выборы кончатся — коммунисты потерпят поражение, Венгрия из-под власти Москвы уйдет.



Допустить этого никак нельзя, и в пользу продолжения коммунистического правления у Москвы свой единственный аргумент — танки. Они быстро появляются на улицах Будапешта. А на танках пулеметы. А в пулеметах пули.



Против советских танков у венгров свой аргумент — бутылки с бензином. И советские танки начинают гореть.



Юбилейный этот день, 25 октября, в Будапеште — кровавый.



Из телеграммы Анастаса Ивановича Микояна и Михаила Андреевича Суслова в Москву (в сокращении):



«ЦК КПСС. 25 октября 1956 г. Строго секретно, вне очереди.



Сегодня, 25 октября, положение в Будапеште осложнилось. На парламентской площади собралась огромная толпа, которая на требования советских военных отказывалась расходиться. По нашим войскам сделано несколько выстрелов с крыш прилегающих домов и зажигательной бутылкой зажжен наш танк. Был открыт огонь, убито 60 человек венгров, не считая раненых. У здания самого ЦК разгорелась перестрелка между нашими танкистами и венгерской ротой, прибывшей для усиления охраны здания ЦК. Танкисты заподозрили в прибывших повстанцев.



В перестрелке убито 10 человек из венгерской роты и 1 тяжело ранен. Это произошло, когда мы заседали с венгерскими товарищами в ЦК, причем пулеметчик из нашего танка дал очередь из крупнокалиберного спаренного пулемета по окнам зала заседания. Посыпалась штукатурка, что вызвало панику среди венгерских руководящих работников, и они перебрались в подвал, который, однако, оказался не готовым для работы, после чего снова вернулись наверх и продолжали работать.



Эти два случая сильных перестрелок усилили возбуждение в городе, по улицам во второй половине дня дефилировали мирные демонстранты с национальными и траурными флагами».



«Мирные демонстранты»… После расстрела они перестанут быть мирными.



Микоян в то время — член президиума (политбюро) ЦК партии, первый заместитель председателя Совета министров СССР. Суслов тоже член президиума ЦК, а кроме того, он председатель комиссии по иностранным делам Верховного Совета СССР. Они срочно примчались в Будапешт в надежде погасить пламя народного восстания.



Цифры демонстрантов, убитых и раненых в этот день, потом уточнят. Советские солдаты убили 61 венгра и ранили 284.



Этот день входит в историю венгерского народа как «кровавый четверг».



Гибель венгров от пуль чужеземных солдат ужасает Будапешт и пропитывает его гневом. Антисоветские настроения и так были широки, а в кровавый четверг они охватывают практически всю нацию. Не только столица поднимается на национально-освободительную борьбу, но и провинция.



В тот день в Будапеште сожжено 4 советских танка и 4 бронетранспортера. Председатель Совета министров Венгрии Имре Надь объявляет о ликвидации однопартийной системы и переходе к коалиционной форме правления.



Венгры ликуют. Но недолго.



Видя, что Венгрия уплывает из-под власти Москвы, первый секретарь ЦК Никита Сергеевич Хрущев вкупе со своими партийными коллегами принимает решение о новой ее оккупации. Слухи об этом просачиваются в московские дипломатические круги, и югославский посол в СССР Велько Мичунович пишет в своем дневнике:



«Все это чрезвычайно странно. Дела развиваются, как во время войны; впрочем, это и есть война, и обстановка все больше усугубляется: первая и могущественнейшая держава социализма затевает поход против «братской страны», одного из членов своего лагеря».



Карательный поход против братской страны организован быстро, всего за несколько дней. В начале ноября на новый захват Венгрии бросают 16 советских дивизий. Войсками командует 59-летний маршал Иван Степанович Конев. Военная операция эта в Генеральном штабе Советской армии получает кодовое наименование «Вихрь». Название очень уместное, так как венгры с полным на то основанием могли распевать революционную «Варшавянку» с ее незабвенными строчками:



Вихри враждебные веют над нами,

Темные силы нас злобно гнетут…



Будапешт героически сопротивляется. Бои идут практически на всех улицах. За первые 4 дня убиты около 300 советских солдат.



Однако силы слишком неравны. Советских солдат около 60 тысяч — мотострелки, десантники, танкисты, артиллеристы. Венгерские разрозненные молодежные и рабочие дружины, вооруженные чем попало, противостоять регулярным механизированным войскам не могут.



На территорию Венгрии вводят 1130 танков! Советская армия занимает Будапешт и другие города и топит восстание в крови. Последний очаг сопротивления — на острове Чепель среди Дуная. Чтобы его взять, пришлось применить и авиацию, и артиллерию.



В боях во всей Венгрии погибают около 2500 повстанцев, свыше 19 тысяч искалечены и ранены. Потери советской стороны — 720 убитых, 1540 раненых.



С подавлением восстания справились за неделю. Блестящий советский блицкриг. И надвинулись на Венгрию широкомасштабные карательные дни.



Венгров, принимавших участие в восстании, арестовывают и эшелонами вывозят в Советский Союз.



Из телеграммы в Москву Юрия Владимировича Андропова, посла СССР в Венгрии:



«Сегодня, 14 ноября, был отправлен на станцию Чоп небольшой эшелон с арестованными. Эшелон проследовал границу. При передвижении эшелона заключенные на двух станциях выбросили в окно записки, в которых сообщали, что их отправляют в Сибирь. Эти записки подобраны венгерскими железнодорожниками, которые сообщили об этом в правительство. По нашей линии дано указание впредь арестованных отправлять на закрытых автомашинах под усиленным конвоем».



Между прочим, среди арестованных и вывезенных в СССР — 68 несовершеннолетних, в том числе 9 девочек…



В советских и венгерских тюрьмах и лагерях оказались десятки тысяч повстанцев. Вынесено 229 смертных приговоров, в том числе председателю венгерского Совета министров Имре Надю — он повешен. (Ныне его прах торжественно перезахоронен, он является национальным героем Венгрии.)



В эмиграцию на Запад, в Австрию, ушли 180 тысяч человек.



Разгром венгерского восстания — очередная победа социализма? Или укрепление России в роли жандарма Восточной Европы?



Холгер Винклер, Германия, для КЦ



Отдел писем

КЦ