Давно Голливуд намеревался замахнуться на экранизацию гоголевских “Мертвых душ”. И вот – свершилось. Грядущий “Оскар”, конечно, расставит все по своим местам, но кассу новый блокбастер на популярную сейчас в Голливуде “русскую тему” уже собрал приличную. Только за первую неделю проката он собрал больше, чем последняя аналогичная работа - гей-версия “Кубанских казаков” того же Ли Брукса – за три. И в этот раз речь не идет о водевиле. “Dead Russian Souls” – так слегка переиначено название – кино серьезное насколько это возможно. А актерский ансамбль подобран такой, что запросто исполнит вам какую угодно мелодию и попутно выбьет из бокс-офиса обещанные ансамблю семизначные гонорары.
Итак. Колесо все катится, два мужика по-прежнему ведут неспешный спор о его простой судьбе, и в город N въезжает бричка. В бричке – не стар и не молод, но как всегда блестящ Джек Николсон. Невероятно, но факт – Чичиков может быть симпатичен. И симпатичность его может иметь множество оттенков. Конечно, читая Гоголя, в нем сложно распознать какие-то намеки на брутальность, но в исполнении Николсона и в постановке Брукса Чичиков не выглядит малопривлекательным господином, обуянным какой-то невнятной смесью чертовщины и канцелярщины. В “Dead Russian Souls” П.И. Чичиков – дерзкий аутсайдер, который отхватит-таки свое. А чертовщина, свойственная Николсону в любой роли, никуда не делась и в этой.
Совершенно естественным образом в роли губернатора – Арнольд Шварценегер. Играет уверенно. Часто играет не губернатора, но скорее шерифа, но в целом, убедительно. Вообще, необходимо отметить, что хоть новая версия “Мертвых душ” местами слишком прямолинейна, а компьютерная графика, использованная для воплощения на экране грез Манилова – это и вовсе довольно рискованный ход, но фильм получился. И прежде всего, он получился динамичным и зрелищным.
Манилова, кстати, великолепно сыграл Джеф Бриджес, который все же иногда кажется просто недотепой Лебовски, поселившимся в загородном имении. Неожиданным открытием картины стала Дженнифер Лопес в роли дочки губернатора. Конечно, в прошлогодней постановке “Героя нашего времени” Джей Ло смотрелась более эффектно в роли княжны Мери, но здесь и роль – в сущности, роль второго плана. Тем не менее ей удается добиться того, чтобы в фильме зазвучала щемящая, но неудержимая романтическая струна. Нет, фильм не скатывается в love story, да и с хэппи-эндом как-то, в полном соответствии с Гоголем, не совсем ясно. Но на какие-то мгновения начинает казаться, что Чичиков – простой американский парень, побитый жизнью, но верящий, да, верящий в ту самую нехитрую американскую мечту, пусть и своим непростым путем идущий к ее достижению. Олицетворением, да и, пожалуй, зримым воплощением этой мечты является Дженнифер Лопес. Но не так прост Чичиков-Николсон.
И если Ноздрев в исполнении Джима Керри выглядит все-таки несколько легковесно, то Джон Гудмэн в роли Собакевича – это стопроцентное попадание в цель. Как и Вупи Голдберг в роли Коробочки.
Из Плюшкина Брук сделал практически готического плана персонаж. Не хватает только летучих мышей, зловещего уханья филина из плюшкинского сада и привидений – собственно, мертвых душ, обитающих там. Но чувство меры Брукса не подвело.
Это наверно главный из возможных ему комплиментов. Что тут еще скажешь? Чичиков-Николсон, отплясав свою дьявольскую пляску над дорожным саквояжем, летит на птице-тройке дальше, неизвестно куда. Но известно где – на первой строчке американского бокс-офиса. “Dead Russian Souls”. $87 миллионов за первую неделю проката.
Екемен Белый, Елбарс Рыжий