Жить не по ЛЖ

Пофигизм - наше знамя


December 21st, 2009

Хорошо написано @ 09:02 am

Я тебе попереключаю! Детям о Советах
Кто-то написал в Инете, что надо издать книгу свидетельств, многотомник, летопись совка. Пока мы кое-что еще помним. Чтобы не было иллюзий. Повылезли отовсюду недоросли-упыри, которые слаще телевизора ничего не видали. Подняли голос змееныши. Сами не в курсе, а у родителей их - та же ретроградная амнезия, самозащита такая. Не помнят, в каким забитым, полунищим дерьмом они были в совке. Наверно, это был рай. Ну да, конечно. Яблочек-то райских не пробовали купить под Новый год?
Вот писатель Борис Минаев (сейчас накидаю ссылок
колбасные автобусы
дубленки
презервативы
картошка
памперсы имени совка
сухое молоко оно же детское питание
сухое молоко-2
сапоги
пишет у себя в ЖЖ, на что потрачены лучшие годы жизни - на поиски детского питания, которого не было, на покупку памперсов (вот было счастье, когда ему удалось добыть несколько упаковок), на добычу всего на свете.

Я впишу свои воспоминания в эту летопись советских будней. Я еще кое-что застала. И память у меня хорошая.

Еда. Начнем с еды.
У меня было поручение - к 16 -16 30 переть в магазин, чтобы купить кефир. Кефир выкидывали в этот момент. Одну упаковку на всех. И жадные руки раздирали целлофан упаковки, чтобы добыть пачку кефира. Через 10 минут на столике (таком убогоньком, похожем на детскую парту) оставалась лужа кефира и пара смятых-прорванных пакетов.
Колбасу и сыр (все - одного сорта, сорт "сыр, сорт "колбаса") выкидывали не всегда. Кидали в буквальном смысле как кости собакам. Подходит продавщица и вываливает в лоток порезанные и завешенные куски. Хватай, какой под руку попался. Жрать ту колбасу не было никакой возможности.
Еще раньше, в совсем далеком детстве, рано по утру в субботу мой папа ходил за колбасой, докторской. Тогда ее еще можно было купить. Шел к открытию магазина. То-то была радость. Другой-то жратвы особо не было.
Все мое детство прошло под знаком колбасы. Мяса не было, а из того, что иногда удавалось урвать в магазинах, даже котлет приличных не накрутишь. Резиновые получались.
Спасались, как и все, знакомствами. Помните, да вы не помните, у Райкина - вот сидит уважаемый человек, директор магазина, вот сидит уважаемый человек - завскладом, завбазой. Приходилось дружить с работниками советской торговли.
Зав универмагом на Волгоградке подкидывала нам иногда оковалки мяса. Килограмм по 10. Из-под полы, с черного хода. Морозили, запасались. Ну и запекали на радостях. Случалось такое дело под праздники. Каждый день не напросишься. А папа мой ей взамен подписные издания доставал.
Ну и заказы на работе, конечно, - шпроты, брауншвейгская, икра, горошек, печень трески, две банки лосося в собственном соку. Деликатесы, фигли. Есть это можно было по праздникам. Но иногда есть очень хотелось. "Мамочка, ну можно кусочек?", - и палке колбасы отрезали башку.

Все крутили соленья-варенья. От любви к кулинарии? Да фиг! Настанет зима, огурчиков запросишь, а взять негде. Вот и запасали соленые огурцы, маринованные помидоры, притушивали баклажаны (они продавались не круглосуточно в магазинах, а один месяц - на рынке, ну иногда гнилье в овощном выкинут), морковь, закатывали компоты (о, эти компоты из черной смородины, которые я с детства ненавижу!). А что делать - компоты венгерские - болгарские - купить удавалось редко.

Картошку привозили мешками. Да, именно так. Осенью папа с кем-то договаривался и нам везли мешки картошки. Надо было ее запрятать, закутать в темном месте, чтобы не проросла. До января хватало. А в январе - за гнильем в магазин. А там такие проволочные контейнеры, с картошкой в сетке или бумажном пакете, хвать ее - и палец проваливается в гнилое, вонючее месиво.
Как воняло в этих овощных гнильем, вы помните? Зато всегда можно было купить картофель "Московский", масляные такие чипсы в коричнево-белой упаковке, с кокетливой пожирательницей картофеля на обложке. А морковь - не всегда. И свеклу - не всегда. Про цветную капусту, кабачки, цукини (ха-ха), клубнику зимой, яблоки, персики, да что там - апельсины - речи не было.
Летом нам везли, опять спасибо папе, без него мы б не выжили, - везли из Таганрога, где у них было подразделение, ящики с персиками. Передавали с проводниками. И у меня был праздник. Четыре ящика, шутка ли! А на мой день рождения отец по традиции доставал (доставал!) мне ананас.

Расскажите нам, что отняли у вас демократы. Еду точно не отнимали. Нечего было отнимать.

Одежда. Про одежду хотите?



Школьную форму к сентябрю так просто не купишь. То размера нет, то фасон фартука ужасный. Ну уж какой есть. Ехали в "Детский мир", там иногда можно было купить. Приходила в негодность эта форма моментально. Так и помню эти натертые до блеска детские зады - что у мальчиков, что у девочек. Брючки шокольные и платьица от соприкосновения со стульями моментально теряли вид. Материал -то дерьмовейший. О, материал! Магазин "Ткани". Отдельная песня. Достать материал, схватить кусок, "батист выкинули на Чайковского, сколько брать, у тебя же постельного белья нет, так сошьешь. А ситец внучке на платье надо? Я взяла, и вот еще на пальто драп - сейчас есть, потом не будет, да, дорого, но я ей на новый год подарю". Это моя бабушка телеграфировала из телефона-автомата. До сих пор эти отрезы, накупленные от страха и отчаяния, у меня в шкафу лежат. Могу показать. Все пытались шить. И шили. Портниха - главный человек в совке. Очередь к ней - на полгода вперед. Она наберет заказов, а потом к телефону не подходит, скрывается. И я помню, как ездила с мамой в Сокольники, к одной такой мастерице, сидели мы на лестнице, караулили ее в засаде. Она платье обещала маме к концерту сшить и тянула два с половиной месяца. Взяли измором.
Потом маман сама шить научилась. И даже шапки-шубы делала. Подрабатывала даже - шила костюмы-платья одной горбатенькой музыкантше, от которой все портнихи отказались. А что делать - зарплата актрисы в театре - слезы. Ну и мне кое-что досталось. На выпускной вечер получила я кофту и юбку. Про это я не буду рассказывать - материал был ужасный, это уж был конец империи и все совсем исчезло. До сих пор не могу смотреть на выпускные фотографии. И босоножки у меня были белые - достала тетка - видели бы вы их... Две девочки на выпускном были одеты хорошо - у них папа во Внешторге работал. И еще у одной были хорошие, но красные туфли (к платью не подходили) - у нее мама в магазине универсальном работала. Остальные брали молодостью и красотой.

Кстати, про молодость и фертильность. Прокладок, как и секса, не было. Это мы помним. Но все ли помнят, что не было ваты? Вата была дефицитом. Поэтому, если уж напали, покупали тоннами. А потом заворачивали ватку в бинтики - вот вам и прокладка. Мерзость, какая же мерзость.
Про белье умолчим. Белья красивого не было, разве что только на излете совка, по блату или из "Березки". Читайте Лимонова, он про женские трусы хорошо написал.

Про мужские костюмы даже кино сняли. "Директор магазина" называется вроде. Так вот, их было не купить. Ни роста, ни размеров, ни фасона. Шли к завскладу, директору магазина, начальнику базы. И книгами его, книгами подкупали. Книги были валютой. А вы думаете, почему у советских людей такие библиотеки? Вот потому. Хорошо, что мой папа был фанатичный книголюб. Была у нас валюта.

Книги. Вот, кстати. Книг-то было не купить. Собрания сочинений, ЖЗЛ, БМЛД ("Библиотека мировой литературы для детей"). Устали от книжного изобилия, рябит в глазах от Марининой-Донцовой? А когда Пушкина-Бунина не купить, не хотите? Выменивали, в букинистическом на Кузнецком и возле него устраивались хитрые гешефты - я тебе альбом Сурикова, ты мне Фейхтвангера. Сдавали макулатуру.

Мебель? Не купить. "Ирония судьбы": "И сверху 20 ре". "Я дал 25". Очередь на стенку, на мягкую мебель. Кухню - не купить. "Ой, люстру выкинули бронзовую на Горького! Я еду срочно", - это бабушка моя радовалась, проходив по магазинам примерно год в поисках нужного светильника.
Вам пришла открытка. О, открытка! Вы в курсе, что такое открытка на мебель? Поздравительная, практически. А на машину. Я помню эту открытку. На "Жигули" и на "Волгу". Приходит через 4 года после того, как запишешься в очередь. Письмо счастья. Думаешь, ну к этому времени деньги-то будут. Денег не было. Отдали открытку. И на "Жигули" и на "Волгу".

Про квартиры я не говорю. Все знают. Про очереди, которые до сих пор не подошли. Про кооператив, в который даже за деньги было не вписаться. Дед мой, профессор, просил у своего фронтового друга, который в ЦК работал - впиши моих зятя и дочь в кооператив. Вписали, спасибо партии.

Путешествия? Нильса с дикими гусями. Достать путевку в санаторий. В профкоме, по блату. Достать путевку в пионерский лагерь. Достать билеты на юг. По блату, у знакомой кассирши или по райкомовской брони. Пробить путевку в Карловы Вары и в Болгарию. Пройти собеседование. И рублей поменяют на кроны - не помню сколько - но катастрофически мало. Поэтому надо взять с собой ложки расписные хохломские, подносы жостовские, банок икры черной, чтобы там продавать или выменивать на что-нибудь, что можно надеть. Или в квартиру пристроить. Чешский палас, например.
Вы не в курсе, как советские люди торговали на рынках братских соцстран во времена совка? А я помню. Члены партии, ответственные работники стояли и стыдливо впаривали болгарам и чехам изделия народных промыслов и русскую водку. И все для того, чтобы купить детям и жене что-нибудь из одежды.
Так что советский человек проторил путь на вещевой рынок задолго до прихода демократов.
Я лично стояла на таком рынке с отцом. Мы продавали то ли щипцы для завивки, то ли утюг, то ли кипятильник. И водку. Нам было немного неловко. Сначала. А потом - весело. Вся наша делегация стояла, включая работника соответствующего ведомства. На эти деньги - как сейчас помню - мы с отцом купили мне замшевые ботиночки. Самые лучшие на свете. Таких у меня ни до, ни после не было. И уже не будет.

А еще советские люди стояли в очередях на холодильники, цветные телевизоры, стиральные машины. Покупали магнитофоны у спекулянтов или выездных - артистов балета, журналистов, внешторговских работников, моряков. А артисты балета брали с собой на гастроли колбасу и кипятильники, чтобы на съэкономленные командировочные деньги купить этот чертов магнитофон на продажу.
Лучше всего жили те советские люди, которые были допущены до заграницы и общения с иностранцами на регулярной основе. У этих людей были журналы "Плейбой", каталоги "Отто" (у моей подруги был и мы часами разглядывали картинки - ух ты, вот это да, вот бы нам такое!), сигареты Мальборо, жвачки, наклейки, коллекция пустых бутылок от виски и коньяка. А их дети становились лидерами класса - еще бы, у них самая большая коллекция фантиков от жвачек! И футболка с надписью I love NY.
Мой дядя был женат на дочери переводчицы, которая была замужем за швейцарцем. Настоящим, всамделишным. Вот это был рай. У меня с тех пор тоже появилась жвачка и ластики, пахнущие клубникой. Не говоря уже о наклейках на пенал. И ручки иностранные, которые чисто писали. И футболка у меня тоже появилась I love Paris.

Унижение - вот как это все называлось. Унижение на каждом шагу. Чтобы ты не захотел сделать или купить - пойди и попроси, договорись, достань, постой в очереди, поваляйся в ногах у завскладом или вторым секретарем райкома.

Все это было мертвым задолго до прихода реформаторов. Совок сдох уже при жизни. Разлагался вместе с его гражданами. И до сих пор смердит.

UPD Забыла про медицину. Это ж главный и любимый аргумент совков - зато у нас была доступная и качественная медицина. Выкусите! Кто жил, тот помнит про Четвертое главное управление. А у кого кто-то серьезно болел, тот очень хорошо помнит. Аспирин - в аптеках для народа, а лекарства современные и необходимые в тяжелых случаях - только там. Найти знакомых, упросить, переплатить, достать. Я помню, как больной своей матери отец доставал лекарства через все эти ЦКБ. И оправы для очков - оправ не было, линз тоже не было. Не жутких страхолюдных оправ - такие продавались, но не всем они нравились. А вот если хотите красиво - то добро пожаловать к знакомым в Четвертое главное. И готовьте бабки.

UPD 2 Напомните мне, я расскажу потом, как попала на дискотеку в МИД, будучи восьмиклассницей. И что я там увидела. Как были одеты мидовские детишки и как они веселились. Лицемерием был пропитан весь совок насквозь. На плакатах - Политбюро, на кухнях - разговоры о том, как ребенка заграницу пристроить. Поэтому и МГИМО и ИСАА, другого пути не было. Все все было понятно. И дуракам и умным.

-------------------- http://nataliyaoss.livejournal.com/154346.html

Всё правда.100% .
Ох, как же я НЕНАВИЖУ совок.
 

Comments

 

Жить не по ЛЖ

Пофигизм - наше знамя