Экстремисткая деятельность учёных @ 01:24 am
Создание «террористической организации» произошло в марте 1932, когда в Свердловске проходила геофизическая конференция. Члены ленинградской делегации (пять человек) по пути в Свердловск (ехали в купе одного вагона) сошлись на общности контрреволюционных взглядов на политику и мероприятия советской власти. В последний день конференции в одном из номеров свердловской гостиницы «Центральная», в которой они остановились, под видом вечеринки прошло первое конспиративное совещание руководящего ядра «контрреволюционной фашистской организации». На нем были распределены обязанности руководителя «группы», связных с другими «группами» в ЛЭТИ и ЛГИ, руководителей «формированиями» в ЛГУ и т. д. [14]
В том же 1932 в «контрреволюционную организацию» завербован и принял активное участие в разработке ее программы В.К.Фредерикс. В 1933 установлена связь с троцкистско-зиновьевской организацией Ленинграда. По директиве последней началась подготовка террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства. На проходивших в 1933-1936 заседаниях в служебном кабинете одного из «связных» в ЦНИГРИ члены «организации» пришли к решению о необходимости террора против Сталина.
На последнем совещании в феврале 1936 было принято решение об организационной подготовке такого теракта....«Мы считали, что успешное осуществление террористического акта над Сталиным будет сигналом и побудит к активным действиям враждебные Советской власти элементы и вызовет ряд аналогичных актов и контрреволюционных выступлений, смогущих облегчить поставленную нами цель свержения Советской власти». Рассматривалось несколько вариантов теракта .
В ноябре 1936 в сценарии была расширена география «контрреволюционной организации», обозначились ее иногородние филиалы в других республиках. Руководителем центральной контрреволюционной организации в Ленинграде был Б.В.Нумеров, филиалов в Киеве — геолог, профессор, вице-президент АН УССР академик Н.И.Свитальский, арестованный 29 июня 1937 [12], в Днепропетровске — профессор Горного ин-та А.Е.Гутт. Этим ответвлениям «пулковского дела» был придан характер борьбы с буржуазным национализмом на Украине. Были арестованы старший инженер-геофизик Укргеолтреста Д.В.Бабиенко, канд. г.-м. н., сотрудник Геологического ин-та АН УССР П.И.Василенко, геолог, профессор Харьковского ун-та Р.Р.Выржиковский, геолог, геофизик, профессор Киевского ун-та, зам. директора Астрономической обсерватории П.К.Нечипоренко, геолог, сотрудник Геологического ин-та АН УССР, профессор Ф.О.Лысенко и др.
Из показаний, следовало, что все арестованные принадлежали к украинской националистической фашистской контрреволюционной организации «Академический центр», возглавляемой Н.И.Свитальским, и по его заданию занимались шпионской деятельностью. «Академический центр» был украинским филиалом центральной ленинградской «к-р организации». Сам Н.И.Свитальский в заявлении наркому внутренних дел СССР Н.И.Ежову от 1 июля 1937 (на второй день после ареста) признавал, что он участник вредительской контрреволюционной организации и был одним из руководителей ее в геологической части [12]. Разоблачение Н.И.Свитальского повлекло новые аресты. Так, например, по обвинению в сотрудничестве с «врагом народа» Н.И.Свитальским в конце 1937 был арестован геолог Криворожского рудного бассейна Э.К.Фукс.
В Ленинграде накануне 19-й годовщины Октябрьской революции, в ночь с 6 на 7 ноября 1936 г., было арестовано пять пулковских астрономов, в том числе сотрудник ЛГУ, канд. физ.-мат. н. Н.А.Козырев, которого задержали на праздничном вечере в Доме архитектора, а также инженер-геофизик ЦНИГРИ Д.Г.Успенский. В праздничный день 7 ноября 1936 был арестован геофизик и геохимик, докт. г.-м. н., профессор ЛГИ, сотрудник ЦНИГРИ А.П.Кириков. Накануне принятия Сталинской конституции, в ночь с 4 на 5 декабря 1936, в Пулкове был арестован зам. директора ГАО по научной части, доктор физ.-мат. н. Н.И.Днепровский. В канун Нового года 30-31 декабря 1936 подвергся аресту и физик-теоретик, докт. физ.-мат. н., профессор ЛГУ, чл.-кор. АН СССР Ю.А.Крутков [2]. 10 февраля 1937 были арестованы еще два пулковских астронома: уч. секретарь ГАО канд. астрономии и геодезии М.М.Мусселиус и докт. физ.-мат. н., профессор, сотрудник АН Н.И.Идельсон. В ночь с 10 на 11 февраля 1937 был арестован физик-теоретик, разработчик теории каротажного метода, профессор ЛГУ, чл.-кор. АН СССР В.А.Фок [2]. 26 февраля 1937 арестовали инженеров-геофизиков ЦНИГРИ С.А.Шатилова и П.И.Касаткина.
Весной 1937, с 20 по 26 мая, выездной сессией ВК ВС СССР в Ленинграде рассматривались дела привлеченных по «пулковскому делу». Против подсудимых были выдвинуты обвинения по п. 6, 7, 8, 10 и 11 ст. 58.
Приговоренные к ВМН П.М.Каратыгин (20 мая), П.П.Кузнецов (22 мая), С.К.Гирин (23 мая) были расстреляны 23 мая. В этот день был осужден на 10 лет ИТЛ П.И.Касаткин.
25 мая судили основную группу обвиняемых. К расстрелу был приговорен А.П.Константинов и на следующий день расстрелян [14]. Б.В.Нумеров, В.К.Фредерикс, Ю.А.Крутков, Н.А.Козырев, Д.И.Еропкин [9], М.М.Мусселиус, Д.Г.Успенский и С.А.Шатилов были осуждены на 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества и поражением в правах на 5 лет. К такому же наказанию был приговорен А.П.Кириков, дело которого рассматривалось 26 мая, и, вероятно, П.И.Яшнов. Какая мера пресечения была выбрана для проходивших на судебном процессе 25 мая Н.И.Днепровскому, И.А.Балановскому, Н.В.Комендантову, неизвестно. Вероятно, в те же дни были осуждены и расстреляны М.А.Балдин, Ю.Н.Лепешинский, приговорены к различным срокам заключения В.Р.Бурсиан, Д.В.Дробышев и П.Т.Соколов.
Часть приговоренных к лишению свободы погибла. Еропкин, Мусселиус и, вероятно, Кириков, сидевшие в тюрьме г. Грязовец Вологодской области, были преданы суду 17 января 1938 за «контрреволюционную троцкистскую агитацию», приговорены к ВМН и 20 января 1938 расстреляны. Нумеров был расстрелян 15 сентября 1941. Фредерикс умер в 1944 в тюремной больнице на пересылке. Погибли в заключении Бурсиан, Дробышев, Соколов, Шатилов, Яшнов.
Аресты ученых, связанных с «пулковским делом», продолжались. Еще до начала процессов 11 мая 1937 был арестован пулковский астроном канд. н. Е.Я.Перепелкин, осужденный 17 июня на 5 лет ИТЛ, затем приговоренный в тюрьме по новому делу к ВМН и расстрелянный 13 января 1938. Арестованный еще 29 июля 1936 ГАО, докт. н., профессор Б.П.Герасимович был расстрелян 30 ноября 1937 в день вынесения приговора. Не помогли ни научные заслуги, ни участие в революционном движении. Последнее, может быть, и ухудшило его положение: в 1906 он был членом боевой группы эсеров, 4 раза был арестован, 2 года провел в тюрьмах.
Осенью 1937 были арестованы и приговорены как ЧСИР к различным срокам заключения в ИТЛ жены осужденных. Были сосланы и родственники ученых. Многие из них умерли, так и не вернувшись домой. В конце августа-начале сентября 1937 арестовали жену А.П.Константинова — Л.М.Константинову (Лебедеву). Приговор — 8 лет заключения. Ее мать и малолетние дочери отправлены в ссылку. На рассвете 4 сентября 1937 была арестована и вскоре осуждена на 5 лет ИТЛ Е.Е.Нумерова, работавшая в ВГБ при ЦНИГРИ. В том же месяце арестовали жену геофизика А.П.Куликова, затем подверглись аресту и заключению в ИТЛ жены астрономов А.И.Комендантова, В.Н.Козырева, О.И.Яшнова, Г.П.Перепелкина (Яшнова), К.А.Днепровская, А.И.Мусселиус (Мей).
Расправа над так называемым украинским «академическим центром» произошла в первой половине сентября 1937. Выездной сессией ВК ВС СССР, вероятно, 2 и 3 сентября были осуждены геофизики и геологи П.К.Нечипоренко, П.И.Василенко, Р.Р.Выржиковский, А.Е.Гутт, Ф.О.Лысенко. Все они обвинялись по п. 7, 8, 11, иногда и п. 6 ст. 54 УК УССР (что соответствует ст. 58 УК РСФСР), были приговорены к ВМН и расстреляны в один день — 3 сентября 1937. 14 сентября 1937 в Днепропетровске судили Н.И.Свитальского. Он был приговорен к ВМН и расстрелян на следующий день. Осужденный несколько позже Э.К.Фукс скончался в 1938 в Днепропетровске в тюрьме.
Арестованный 19 декабря 1936 Д.В.Бабиенко был расстрелян 3 января 1937 . Н.И.Безбородько, арестованный по делу украинского «академического центра» был осужден лишь 9 марта 1939 на 12 лет ИТЛ , умер в заключении в Онеглаге НКВД 7 мая 1942.
Часть ученых, чьи имена прозвучали на допросах, не была привлечена по «пулковскому делу». Репрессии настигли их позднее. В апреле 1938 был арестован чл.-кор. АН СССР физик П.И.Лукирский [2, 11]. В конце 1941-начале 1942 в блокадном Ленинграде были арестованы по обвинению в «шпионско-вредительской деятельности» и принадлежности-, к «Союзу старой русской интеллигенции» математик-прикладник, профессор ЛГИ А.М.Журавский, чл.-кор. АН СССР физик В.С.Игнатовский [2], гидродинамик и геофизик, профессор ЛГУ Н.В.Розе.
------
Вот видите, учёные то активно боролись со Сталиным, за что и были расстреляны .
Сколково - будущее России!
| | Add to Memories | Tell A Friend