Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет aenocyon ([info]aenocyon)
@ 2005-12-19 00:31:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Восток и Запад
Миф о великой схизме



Летним днем, в субботу 15 июля 1054 года, в константинопольский храм св. Софии в начале богослужения вошли кардинал Гумберт и два других папских легата и проследовали в алтарь. Они пришли не молиться. Послы, приехавшие в Константинополь для переговоров о примирении, обратились со словом к народу, жалуясь на упорство их патриарха Михаила, затем положили на престол буллу о его отлучении и вышли вон. Выходя из храма, кардинал отряхнул пыль с ног и произнес: «Видит Бог и судит». ...Сначала все, пораженные, безмолвствовали. В великом смятении за кардиналом побежал диакон и умолял его взять буллу назад. Но тот отказался, и она упала на мостовую. Тогда буллу отнесли патриарху, который сначала ее брать не стал, но потом, опасаясь, что она будет обнародована без его ведома, взял и повелел перевести на греческий язык.

Единая во множестве

Видимо, столь резкой мерой папские легаты хотели спровоцировать волнения в народе, направленные против патриарха, возложив на него вину за конфликт с Римской церковью, а затем и его низложение. Но они ошиблись: патриарх в ответ отлучил их самих, волнения же в народе действительно поднялись, но только против самих же легатов и едва не стоили им жизни. Так это трагическое событие описывают историки.

С тех пор, как взаимно отлучили друг друга константинопольский патриарх Михаил Керуларий и легат римского папы кардинал Гумберт Сильва-Кандидский, минуло 950 лет. С XIX века это событие стало называться «великим расколом», или, по-гречески, схизмой, и оцениваться как окончательное разделение церквей Востока — греческой, и Запада — латинской. Хотя уже в XX столетии стало очевидно, что событиям 1054 года было придано неподобающее историческое значение (отчуждение церквей началось гораздо раньше, а непризнание друг друга гораздо позже), а оценка их как окончательного разделения является мифом. И тем не менее из церковного сознания этот термин совсем не ушел. Но как возможны в Церкви, «организме Любви», разделения? И как возможны ожесточенные доктринальные споры в Церкви, где, по словам русского христианского мыслителя XIX века Алексея Хомякова, «истина хранится во взаимной любви христиан»?



А за еретика - ответишь! Смогут ли подружиться православные и католики.

Репортаж из Ватикана

Как мы разделились?
Это было почти тысячу лет назад. Жарким июльским днем 1054 года в Константинополе в храме Святой Софии кардинал Гумберт положил на алтарь папскую грамоту, предающую анафеме (отлучению от церкви) патриарха Михаила, и со словами «Видит Бог и судит!» вышел из храма. Этот день вошел в историю как начало великого церковного раскола и подвел итог двухсотлетней распре о власти между Византией и Римом.

Помимо политических разногласий и столкновений амбиций (Византийская империя тогда была в самом цвету, и отцы восточной церкви мечтали о полной независимости от Рима), причиной раздора стала и обрядовая полемика. К примеру, каким хлебом причащаться - квасным или пресным. Кроме того, бородатых, женатых, многодетных византийских священников крайне раздражали безбородые и безбрачные служители римской церкви. Одним словом, с 1054 года мир разделился на Восток и Запад, на православную и католическую церкви. В течение почти тысячи лет две великие церкви-родственницы, окопавшись в траншеях взаимных обид, стойко сопротивлялись любым попыткам примирения.

В начале третьего тысячелетия в христианских делах по-прежнему царит раскол. Церквей, проповедующих именем Христа, великое множество. Две греческие церкви (католическая и православная), две армянские, две сирийские, эфиопская, коптская (египетская), болгарская, русская православная церковь, русская зарубежная церковь, вселенская Константинопольская, римская католическая, протестанты, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, баптисты, мормоны и прочие. И это не считая бесчисленных религиозных христианских сект. Все церкви имеют свой пай в райских кущах и получают более или менее значительный доход в земной валюте. Все независимы и исключительны.

История тысячелетних межцерковных отношений - это перечень интриг, мелких и крупных пакостей, борьбы тщеславий и самого «черного пиара», что не раз давало верующим повод к негодованию: «Если вы не можете полюбить друг друга, как же вы можете учить любви нас, мирян?»

Возвышенная идея экуменизма (слияния всех христианских церквей в экстазе братской любви) обрела реальные черты только в двадцатом веке. Нынешний Папа Бенедикт ХVI, едва ступив на престол, назвал в качестве своей главной цели - достижение «полного и очевидного единства со всеми последователями Христа», и в первую очередь - с православием.


(Добавить комментарий)


[info]mcparker@lj
2005-12-18 18:57 (ссылка)
Прекрасные статьи, спасибо за ссылки

(Ответить)

на полях
[info]norlink@lj
2005-12-19 13:05 (ссылка)
про интриги, - сегодня у Кураева читал иезуитский текст, впечатлило
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=50889

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: на полях
[info]aenocyon@lj
2005-12-19 14:40 (ссылка)
А я всегда говорил, что во всём виноват Ватикан и Бзежинский.

(Ответить) (Уровень выше)