Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет aleks1958 ([info]aleks1958)
@ 2007-11-28 14:13:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Об уравниловке

Продолжим читать реферат о мифах, которыми нас щедро снабжает нынешняя пропаганда.

Миф 11. "Уравниловка".

Безумно популярный миф. Мне лично никогда не виделось плохим то, что все жители страны жили примерно на одном уровне. То, что не было распределения на "богатых" и "бедных". Но многим это кажется неправильным. Как часто мы слышали жалобы типа "Я такой умный, талантливый, трудолюбивый и т.д. получал столько же, сколько вон тот разгильдяй и всего в два раза больше, чем уборщица Тётя Маня!" В чём сущности этой ненависти к уравнительной системе и так ли несправедливо оплачивался труд в Советском союзе? Попробуем разобраться.



Разоблачение:

На примере выступлений моих оппонентов (антисоветчиков) разберём психологию ненависти к уравнительной системе. Вот, заявляет ученик моей школы: "Ненавижу уравнительную систему за то, что я бы при советской власти не смог бы заработать много денег, хотя работал бы усердно". Даже не буду говорить, что в данной конкретной ситуации, человек "усердно" работать ещё не пробовал, а работал скорее "подло" (не буду уточнять, как). Тем не менее. Люди, заявляющие такие вещи, не понимают, что по каким-то, не зависящим от них обстоятельствам, всё в один момент может для них кончиться. Допустим, попал человек в аварию (не дай Бог!), стал инвалидом, и что же он после этого заявит: "Да, теперь будет справедливо то, что я получаю копейки, потому что я не полноценный человек"? Что-то не знаю я таких честных индивидуалистов. Но это пример, конечно, грубый.

Давайте поговорим о талантливом инженере и уборщице Тёте Мане. Напомню, наш талант жалуется на то, что его зарплата - 100 рублей, Манина - 50, а вот на Западе уборщица получает 100 долларов, а инженер - в три раза больше - 300! Конечно, числа очень приблизительные, так будет проще считать. Кажется, на Западе "уравниловки" меньше. Но мы забываем про одну очень важную вещь. Дело в том, что есть кое-какой минимум (сегодня это называют "прожиточным минимумом"), только после которого начинается благосостояние. Сам минимум необходим для "выживания", простите за грубое слово. Т.е. поесть, попить, почистить зубы и одеться. Так что сравнивать доходы инженера и Тёти Мани нужно только после вычитания этого минимума. Давайте посчитаем: 100 - 40 = 60, 50 - 40 = 10. Получается, что благосостояние инженера в шесть раз больше, чем уборщицы. Хотя зарплата больше только в два раза. На Западе мы бы увидели следующую картину: 300 - 40 = 260, 100 - 40 = 60. Таким образом, инженер на Западе имеет денег сверх "минимума" в 4,3 раза больше, чем уборщица. Ещё большая уравниловка! Но, впрочем, есть одно различие между западным человеком и человеком советским.

На Западе человек может сказать: "Я стою четыре тысячи долларов в месяц!" Советскому человеку никогда бы не пришла в голову такая глупость. Да и не только советскому, любому нормальному "старому" русскому.

Уравнительная система в СССР позволяла каждому человеку иметь право на труд (формула социализма: от каждого - по возможности, каждому - по труду). Не было безработицы, которую мы видим сейчас. Конечно, что-то бормочут про "скрытую безработицу". Но это откровенная глупость. То же самое, что внушить человеку, что у него "скрытая болезнь". Человек живёт, радуется жизни, ни на что не жалуется, ан нет - скрыто болен! Что же, безработица явная (когда нет ни зарплаты, ни путёвок в санаторий, ни пособий, ни перспектив) не такая и страшная? Очередная глупость.

Важный момент заключается и в том, что принципы распределения в СССР позволяли избежать и резких разрывов в доходах работников разных профессий. А значит, между ними не возникало социальной вражды, так что в целом в массовом сознании была укоренена идея общества солидарного, основанного на сотрудничестве, а не конкуренции.

На уравнительной основе давались минимальные условия для достойного существования и развития человека - а дальше все зависело от него самого. Он получал на уравнительной и в большинстве случаев бесплатной основе жилье, образование, медицинское обслуживание. С большой долей уравнительности человек получал также скромную пищу, транспорт, связь, книги и прочие блага культуры. Здесь уравнительный механизм действовал через низкие цены на эти жизненные блага. Если же человек мог "напрячься" - он мог купить себе и дачу, и автомобиль. И вот ответьте мне, возможно ли это сегодня, скажем, простому рабочему со скромной зарплатой. Я уж молчу о том, что с перестройкой люди забыли о бесплатном жилье и  образовании!

Намечающийся отход большой части граждан от уравнительного идеала (и явный отказ от него молодежи) может стать трагической и непоправимой ошибкой русского народа. Исправить ее будет трудно - как склеить распавшуюся семью. Ощущение, что тебя не эксплуатируют и в тебе не видят эксплуататора - огромная ценность. Мы в полной мере осознаем, как она важна для жизни, когда ее совсем лишимся.

Усилиями поэтов и публицистов в массовом сознании было создано ощущение, что чуть ли не полстраны живет в коммуналках. Реальность была такова: в 1989 г. в городских поселениях СССР 83,5% граждан жили в отдельных квартирах, 5,8% в общих квартирах, 9,6% в общежитиях, 1,1% - в бараках и других помещениях. Чтобы проклинать за "коммуналки" советский строй, надо было просто не считать за людей ту треть населения даже богатого Запада, которая проживает именно "в иных помещениях" и считала бы за счастье иметь собственную комнату в общей квартире. О трущобах Рио де Жанейро, в которых без воды и канализации живет 3 млн. человек, и об американских кварталах гетто и говорить нечего!



(Добавить комментарий)


[info]pal_gun@lj
2007-11-28 12:06 (ссылка)
Прекрасно. Я бы добавил сюда известную цитату Ленина, про то, что марксисты под уравнительностью понимают равное для всех освобождение от эксплуатации, но никак не одинаковую для всех зарплату.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2007-11-28 12:48 (ссылка)
Да, была такая статья у Ленина -забыл название.... (виноватая :)) )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_blau_kra@lj
2007-11-28 14:25 (ссылка)
Это все точно. Но объяснить гражданам, страдающим от совковой "несправедливости", это не представляется возможным. Только что пыталась :))
А про коммуналки и усилия писателей-публицистов... Дело в том, что большинство последних жило в столицах. А в столицах, по естественным причинам, коммуналок было несколько больше, видимо (не знаю статистики, но предполагаю, да и по ленинградской родне знаю). Естественные причины - это то же стремление людей жить пусть в худших условиях, но в столице, что наблюдается и сейчас, и всегда.
У нас в Челябинске я не знала ни одного человека в наше (70-80 гг) время, кто бы жил в коммуналке. Даже не слышала о таком. Город миллионный, прекрасный в общем-то город.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2007-11-28 14:58 (ссылка)
Да,да. У меня тоже не было знакомых в коммуналке. Из кучи знакомых(100-200 человек)только один ДОЛГО жил в семейном общежитии.

В 70-80 значительно вырос уровень жизни. Не знаю, этого не замечать , кто тогда жил- совершенно непонятно.

А вы где живете - на западе или на востоке Германии?
Хорошо пишите... Про безработицу - блеск. Попробуйте куда-нибудь отослать, что бы опубликовали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_blau_kra@lj
2007-11-28 15:04 (ссылка)
Я в западной живу. Надеюсь, что не навсегда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinniwolf@lj
2007-12-10 17:33 (ссылка)
А что может изменится?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vinniwolf@lj
2007-12-10 16:54 (ссылка)
Написано красиво.
+++Ощущение, что тебя не эксплуатируют и в тебе не видят эксплуататора - огромная ценность++++
У меня нет ощущения, что меня эксплуатируют и у моего работодателя нет ощущения, что он эксплуататор. А те у кого есть такое ощущение и при социализме найдут к чему придратся. Вопрос не в ощущении конкретного человека: одному мерещится, что его эксплуатируют при капитализме, другому что зажимают его права на предпринимательство и самореализацию при социализме. Мир один и нужно в этом мире находить компромиссы.
Меня волнует вопрос мотивации. Я смотрю, на качетство товаров при социализме(в станах о которых у меня есть информация) и при капитализме. И вижу, что при капитализме лучше дороги, машины(удобней), лучше сфера обслуживания и т.д. Мешает мне утверждать, что при капитализме стопроцентов лучше только нынешняя ситуация в России. У меня есть убеждение, что в нынешнии России уже не лучше, чем при СССР, но доказывать это долго так, что допустим это не так.
Дальше посмотрим, какие страны(из республик бывшего СССР беру только прибалтов) еще были в соцблоке и какое их было состояние до вхождение в соцблок и теперь(когда они вышли) Сейчас у них лучше и из социализма они рвались очень активно.
Дальше смотрю на ныненшнии социалистические страны. Вид Кубы и КНДР не вызывает завести. Остается Китай. Китай стал набирать вес после начала реформ направленных на создание рынка.
Из всего выще написанного делаю вывод, что при капитализме государство работает лучше во благо своих граждан.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2007-12-10 17:24 (ссылка)
На Украине хуже сейчас, чем в СССР.

По поводу дорог - Паршева надо читать. Нам чтобы такого же качестыва дороги - во много раз средств больше надо вложить.

Почитайте товарища muhonogki. Он в Израиле живет и повидал много стран. У него интересные наблюдения.

Я видел очень мало стран .Только по слухам. В основном все говорят , что лучше , но не намного. А если бы не было пересройки и тд -у нас было бы НАМНОГО лучше

Обувь одинакового класса в Союзе намного лучше. Носки . Всякие бытовые вещи - двигатели очень долго служили. Не сравнишь с современными. Надо сравнивать вещи одинаковых ценовых категорий

На тему заграницы зайдите к muhonogki - я просто не могу ничего сказать.

В Прибалтике говорят плохо - большая миграция - едут на заработки в Европу.

Насчет Кубы. Не был .Знаю что Марадона там лечился и многие бонзы отправляют туда своих детей лечится. Хорошая медицина - это показатель высокого уровня развития страны.

Опять же - к muhonogki. Он по моему и там был.


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinniwolf@lj
2007-12-10 17:33 (ссылка)
Про Кубу ссылку я давал. Там плохо.
У muhonogki был. Пищет не плохо, но ругатся любит, а я этого не люблю
п.с. В западной Европе и USA лучще. Но вы верно сказали, что лучше понятие относительное. И про разные ценовые категории тоже. Думаю, что при граматной модернизации при социализме можно было хорошо жить. Но почему то вся восточная европа дружно рванулась из социализма. Не понравилось ей там.
п.с. Сопорить можно долго. Думаю надо заканчивать на тему где было лучше. Пусть каждый останится при своем мнении.
п.с. +++А если бы не было пересройки и тд -у нас было бы НАМНОГО лучше+++
Еще раз напоминаю: Перестройка была еще при социализме и причиной ее были снижающиися экономические показатели. А что из нее получилось мы прекрасно знаем(((

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2007-12-10 18:07 (ссылка)
Да я не спорю и не надоедаю .
Я просто статью дал насчет собственности.

Насчет стран восточной демократии .....

Почитайте про румынию у меня в ЖЖ - "последний рыцарь социализма" метка какипочемурухнулссср - там одна из причин.

В общем захаживайте. Удачи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vinniwolf@lj
2007-12-10 18:15 (ссылка)
Зайду

(Ответить) (Уровень выше)