Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет aleks1958 ([info]aleks1958)
@ 2008-10-15 17:41:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Немного грустного

Наши больше не придут

Александр Росляков 2008.10.15

Мой отец умер в декабре 1991 года в 70-летнем возрасте от остановки сердца. За два дня до его смерти я приехал к нему в больницу, он впопыхах обнял меня и со страшной неуверенностью в голосе спросил: «Сынок, зачем мне дальше жить?»

Я, пойманный врасплох вопросом, за которым вдруг восстала вся его жизнь, честно сказал: «Не знаю». И он не знал. Поэтому, я думаю, через два дня и умер.

Он в 41-м ушел на фронт со студенческой скамьи, попал в окружение, потом вышел к партизанам, с ними воевал в брянских лесах, получил орден Красной Звезды и множество медалей. А в 43-м стал военкором, и совсем недавно я обнаружил в Интернете его заметку «Скоро придут наши», извлеченную кем-то из «Партизанской правды». И эта заметка, написанная еще нетвердой юношеской рукой, потрясла меня до глубины души, до слез.


«В холодной нетопленой комнате, кутаясь в лохмотья, жмутся дети к исстрадавшейся матери. Сухими, выплаканными глазами женщина смотрит сквозь разбитое окно на мертвую изуродованную улицу. Гладит по головкам голодных ребятишек и, чтобы не плакали они, в сотый раз повторяет: «Скоро придут наши»...»

Я вдруг загривком понял, почему мы победили в той войне. Была и битва под Москвой, остановившая план «Барбаросса», и Курская дуга, решившая исход войны, и еще много великих битв, но суть все же не в них. Даже если бы мы проиграли и под Москвой, и под Курском, все равно бы выиграли. Потому что миллионы людей думали и чувствовали так, как думал и писал мой папа.

Эта его заметка была насквозь пропитана, и даже ощущение – написана единым духом, делавшим непобедимой нацию: что бы ни случилось, ни стряслось – наши придут! И то, что они впрямь пришли и папины военные заметки оказались не брехней, а чистой правдой, в нем отлилось каким-то клеточным, неубиенным оптимизмом, с которым было бесполезно спорить.

Вера в этих «наших», синонимичных в его время советским людям, победившим фашизм, порожденный мировой буржуазией, до конца дней была самой твердой в нем. И когда пришла вся болтанка Горбачева, которой я сперва был воодушевлен, а потом разочарован, он с шуточным прикрытием его неистребимой веры говорил: «Ничего! Наши стоят под Тулой!» И чем больше я со своим фрондерством, не имевшим за спиной его Победы, спорил с ним, тем больше мне казалось, что они неким невидимым градом Китежем там и впрямь стоят…

Но вот и я достиг тех лет, когда надо иметь какой-то твердый Китеж за душой. Увы, он призрачен настолько, что с тем отцовским, большевистским и близко не сравнить. И еще я понял, в чем наше с ним главное различие. Он жил всю жизнь лучами завтрашнего дня, который по определению был для него лучше вчерашнего. А я, мы, живущие сейчас, все больше тянемся обратно к прошлому.

Вступив в коммунисты на войне, он называл впавшего в маразм генсека Брежнева «бровеносцем» и «гиббоном». Но верил, что это –наносное и наши как дембель, который по армейской поговорке неизбежен, все равно придут: «Чем чаще эти мумии менять, тем лучше! Наши уже на подходе!»

Весь опыт его жизни говорил, что движемся мы к лучшему, и никакие перегибы, как извилины большой реки, не могут это отменить. А почему перегиб на перегибе, отвечал с присущим ему юмором: «Потому что идем неизведанным путем!»

Он родился в глухом селе на Ставрополье, да еще в том конце села, который назывался Непочетка. И в детстве самым большим чудом света для него стал «фимический» карандаш, подаренный ему за вспашку «конем» соседского огорода. А дожил до Гагарина, цветного телевизора; за круглые пятерки его, прикатившего в Москву с тощей котомкой, приняли в самый элитный тогда ВУЗ страны – ИФЛИ.

«Вот это, – говорил он, – демократия, когда крестьянский сын имеет право на образование и любой пост в стране наравне с сыном министра!» И вся его родня в Ставропольском крае, в Боксане, Нальчике, Грозном, по которой он меня провез однажды для наглядного урока, демонстрировала тот же рост. Всего за одно поколение на той периферии поднялись от керосиновой лампы до электронной; покрыли крыши вместо дранки рубероидом, потом шифером и железом; купили «тевелизоры», «моциклеты», холодильники; стали летать в Москву на самолетах – те, кто еще недавно не знал ничего быстрей конной упряжки и никого важней сельского попа. А тут еще сын Аньки с Непочетки Васька Росляков преподает в главном Московском Университете Ломоносова! И когда мой дедушка растолковал моей малограмотной бабушке, кем стал в Москве ее сын, та от переизбытка чувств грохнулась на пол, еле откачали.

И наши люди, получившие невиданные блага от советской власти, очень знали, за что воевали в ту Отечественную, на которой воевал и мой отец, и дед. Просто «за Сталина» никто бы с таким чрезвычайным героизмом воевать не стал. Перед Сталиным отец преклонялся как перед величайшим гением, сделавшим страну великой, хоть и ценой невинных жертв. Но на его памяти в деревнях невинно гибло от голодной жизни и отсутствия врачей куда больше, чем от всех сталинских репрессий. У него самого умерли так трое старших братьев. Но он и не мыслил о возврате сталинизма, понимая его не как конечную, а как начальную, трагическую и великую, как всякое начало, точку развития идущей к лучшему страны.

Он смотрел в будущее так, как смотрит в урожай крестьянин, с кровавыми мозолями вспахавший и засеявший его надел. Но такого урожайного крестьянства у нас уже почти не стало, и жрем по преимуществу с чужих полей. И смотрим, как это ни парадоксально для не выходящей из реформ страны, все больше в прошлое. Одни – в советское, все больше кажущееся раем для его поклонников. Другие – в царское, третьи – в православную архаику, четвертые – в доправославное еще язычество. И я, как ни тяну себя за уши в будущее, качусь душой в советское былое, где все же было больше равенства и братства, и музыки, и литературы, и научного прогресса, и свершений, внушавших любовь к Родине и веру в личное бессмертие. А в будущем кроме гниенья обожравшегося брюха, хоть убей, не вижу ничего.

Мой же отец до самого последнего даже не года, а месяца его жизни светлое будущее видел. И этим, безусловно, был счастливей моего.

Но в конце 91-го, положившем конец всему, за что он жил, для него пришел час самой тяжкой жизненной расплаты. Когда столкнулись лбами Ельцин и ГКЧП, он не был ни за ту, ни за другую сторону. Точным чутьем прожившего жизнь человека он сразу уловил, что Ельцин, чьим бесстрашием я восхищался поначалу – не сеятель и не строитель, а лишь отчаянно властолюбивый разрушитель. Но и гекачеписты с их личной трусостью и сходством с прежними «гиббонами» – были тоже для него «не наши». А наши, которые согласно его вере должны были прийти на ключевом изломе, так и не пришли. И он со всей ужасной для искренне верящего очевидностью понял, что и не придут.

Самым презренным словом для него было «лавочники», всегда порождающие на конце фашизм. Он обожал Пушкина, Чайковского, читал со смаком наставления Мономаха и прочую историю родной страны. Но понял, что страна, за которую он воевал и жил, за которую воевали и жили Мономаховичи, Пушкины, Чайковские, закончилась.

Настала страна лавочников. Но жить в такой стране он не хотел. А потом, когда русских погнали, как какой-то сор, с Кавказа, я получил письмо от 90-летнего отцовского учителя, выброшенного из Грозного, куда его раньше отрядили обучать детей. Старый человек ничего не просил, просто делился горечью от всего того, что мой отец уже не застал и не увидел. Читалось это письмо – как из какой-то Нерчинской ссылки, хотя старик вернулся в свой же теплый Ставропольский край. Но его выслали из той страны, которую он строил заодно с моим отцом. И я подумал: как хорошо, что мой отец не дожил до этого позора! До страны, в которой наши люди, победившие фашизм, снова очутились в положении женщины, которая в холодной комнате смотрит сквозь разбитое окно на улицу – но ничего уже не может сказать детям. Поскольку наши больше не придут.

Мы потому и пятимся, как раки, вспять, что сознаем: будущее нам ничем не светит и самое большое, чем мы можем успокоиться – не думать о нем вовсе. Как только проедим свои природные запасы, тут нам и конец: впрок ничего ж не заготовлено, поля не вспаханы и не засеяны, и сами орудия труда сданы во вторчермет.

Но жизнь не терпит пустоты, и если наши не больше придут, на нашу землю неизбежно придут не наши. Поскольку для нее все одинаковы: кто на ней трудится и сеет, того она и приемлет, тому и родит. Этих чужих с каждым годом на родной земле все больше, их речь заполоняет наши улицы – как когда-то речь немецких оккупантов. Но к этим новым чужим у меня нет зла, они – завоеватели, но мирные, порабощающие нас не гнусным планом «Барбаросса», но святым путем труда. Наоборот, я к ним питаю даже уважение на грани восхищения: как им удается обустраиваться на чужой земле, при всем недружелюбии ее аборигенов и ментов. Но все равно отделаться от ощущения, что они – те же захватчики, которых моему отцу и деду удалось отбить когда-то, – не могу. Да, счастье моих предков – не видеть всей этой напасти, бессмыслящей их веру, жертвы и труды. Но не придется ли моим потомкам собирать свои котомки на потерянной для них земле?



(Добавить комментарий)


[info]neeger@lj
2008-10-15 12:47 (ссылка)
:'(
грустно...
но правдиво...

зы. забрал себе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2008-10-15 17:07 (ссылка)
Да, конечно...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]reincarnat@lj
2008-10-15 12:50 (ссылка)
"земля принадлежит тем, кто ее обрабытывает".
Тот самый случай, когда чувства и разум разошлись в полный раздрай.

(Ответить)


[info]warlen@lj
2008-10-16 13:04 (ссылка)
Да, вот, я тоже часто спрашиваю себя - зачем, ради кого я живу?

Ради российского народа в целом?

Горько это писать, но после 1991 года Россия стала чужой страной для меня. Я - лояльный гражданин РФ, но не более того.

Ради угнетенных и обездоленных всего мира?

Это было бы очень благородно, но будучи откровенным, я должен признать, что меня волнуют совсем другие чувства.

Я с детства проникся вот этим самым ощущением величия подвига советского народа, подвига поколения своих дедов и прадедов. Для меня это тоже не абстракция какая-то. Мои дед и бабушка были самыми настоящими коммунистическими энтузиастами-ударниками, комсомольцами 30-х, коммунистами 40-х. Я много общался с ними и их знакомыми-сверстниками, и так уж во всем этом увяз, что никак не могу смириться с тем, что все их усилия кончатся ничем.

Долгое время я утешал себя тем, что пока живы люди, считающие себя советскими, не все потеряно. Ну потеряли власть... А нафиг она нам сдалась - власть над миллионами обывателей, для которых автомобиль дороже Родины? Многие народы столетиями жили без своего государства и даже в виде диаспоры, и выжили, а некоторые даже снова своими государствами обзавелись. Ну "общенародную собственность" приватизировали... А стоит ли об этом жалеть, это ведь не я строил, мои деды и прадеды, которых сейчас уже нет на свете. А я чем хуже их? Когда-то я с замиранием сердца слушал стихи, звучащие в каком-то фильме: "Мы жили, мы сделали первый шаг, завидуйте нам, потомки!" Вот и представился мне случай начать все с нуля. Да и не будет мне так тяжело - никакого сравнения с тем, что выпало на долю прадедов. В конце концов, у меня есть все - молодость, талант, образование, а самое главное - мы теперь знаем кто друг и кто враг. Сейчас, когда подавляющее большинство ненавидит и презирает все советское, если уж кто называет себя советским - значит друг.

Так рассуждал я в середине 90-х и с такими чувствами вступал в КПРФ. У меня не было никаких иллюзий насчет руководства партии, но надо ведь как-то искать единомышленников? Среди знакомых их не было, а интернет тогда был еще редкостью...

И поначалу все хорошо было - сразу нашлось много умных и интересных людей, мы много общались, и казалось что вот-вот мы до чего-то договоримся и что-то придумаем. Но потом большую часть заманили работать в Госдуму или в аппарат КПРФ. Я туда не пошел, поскольку, как уже сказано, никаких иллюзий насчет официальной КПРФ не питал. Долго я пытался своим бывшим товарищам объяснить насчет бесперспективности всего этого бюрократизма-карьеризма - так и не поняли. Видимо, плохо объяснял.

Позже в КПРФ снова появилась какая-то жизнь, но теперь все практически поголовно были сталинистами. А я... Вот знаете, ни дед мой, ни кто-либо другой из ветеранов, с которыми я общался, не считал Сталина "величайшим гением". Позже я прочитал труды внутрипартийных оппозиционеров, в особенности Троцкого, и насчет Сталина с Троцким я согласен на все 100. К деятельности Троцкого до революции и в первые годы после у меня неоднозначное отношение, но, повторяю, насчет Сталина я с ним согласен полностью. Упоминаю о Троцком не потому, что особенно его почитаю, а потому, что по-моему никто другой не написал лучше о Сталине и его эпохе. Так вот, после всех моих штудий и размышлений Сталин для меня - не величайший гений, а урод и дерьмо во всех отношениях. И в первую очередь потому, что именно он сделал гибель СССР неизбежной, каким бы обманчиво прочным он ни казался.

В общем, опять я остался в одиночестве...

Я уже всем в интернете надоел своим нытьем, своими вечными поисками компании. Но на самом деле я в чем-то оптимистичнее большинства советских патриотов. Я мог бы и верить в победу, и никогда не сдаваться, никогда не впадать в уныние, и жить будущим - все то, чего автор статьи и другие не могут... Если бы у меня был хоть один товарищ. Ну хоть один...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2008-10-16 13:51 (ссылка)
Хороший пост.Перо у вас поставлено хорошо., не в пример мне


Ну а по содержанию поста....
К ЛДТ у меня времен революции отношение хорошее, а дальше как раз не очень.
Не считаю что причины развала надо искать во временах Сталина. Логику можно конечно найти в таких рассуждениях., но логика есть и в том что и Петр 1 отчасти виноват. Истоки развала ,считаю, надо искать в застое

Ну а попытаться поискать полного единомышленника среди троцкистов ? Я не слежу за партийными разборками подсказать кто где не могу.Но считаю можно найти товарищей , которые антисталинисты и любят социализм и СССР , как у вас написано в профайле


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]warlen@lj
2008-10-16 14:18 (ссылка)
Троцкисты мне единомышленники, но не "единочаятели". (Хорошее слово, позаимствованное из перевода какого-то даосского мудреца.) Принципиальных разногласий у меня с ними нет, но вот наследниками СССР они себя не чувствуют. Ближе всего мне, наверное, Пригарин. Но у него, насколько я знаю, в партии осталось десяток человек, и всем за 70... Можно, конечно, к троцкистам податься, но боюсь, что пользы от меня там будет немного. Нервы за последние 10 лет вконец вымотаны, а без "единочаятелей" их не поправишь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2008-10-16 14:54 (ссылка)
Если кого увижу, подскажу...:))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Спасибо
[info]warlen@lj
2008-10-17 04:58 (ссылка)
...

(Ответить) (Уровень выше)