Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет aleks1958 ([info]aleks1958)
@ 2009-06-09 21:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Про Пикалево

ЩЕПКИ ЛЕТЯТ...

«Форум» в Пикалёво


В конце прошлой недели в Петербурге и Ленинградской области прошли два экономических форума. Один декоративный, другой – реальный.
На первом форуме Президент продолжил вялую академическую дискуссию с министром финансов о том, какую форму имеет текущий кризис: V-, W-, L- или U-образную. Медведев хочет и надеется, что будет буква V – обвал, затем резкий отскок. Нет, возражает Кудрин, получается буква W – обвал, отскок, еще обвал и еще отскок. И растянется эта буква, может быть, лет на пятьдесят… На втором форуме, совещании в Пикалёве, премьер Путин не стал рассуждать ни о каких буквах, а просто поставил всех присутствующих в известную позу и навел порядок в одном отдельно взятом городке.
В Петербурге Медведев признал, что по России кризис ударил больнее, чем по многим другим странам, и «островком стабильности» осталась сегодня разве что Антарктида. После таких слов ему придется теперь объезжать стороной подмосковный Ногинск. Ибо на днях глава Ногинского района, дабы не потакать местным предприятиям в свертывании производства, увольнениях и неуплате налогов под предлогом кризиса, издал замечательное постановление №25: «О недопущении употребления выражения «финансовый кризис» на территории Ногинского муниципального района». С одной стороны, это явный мистицизм: дескать, если не поминать черта по имени, то он дематериализуется. Так поступало осенью и правительство. Но, с другой стороны, как же «достали» человека эти бесконечные ссылки на кризис! Сколько под этим прикрытием расхищается корпоративных и муниципальных средств! Ему ведь на месте все хорошо видно.
Имея в виду, очевидно, «ногинские» методы, но уже во всероссийском масштабе, Медведев сказал, что нужно будет пройти между двумя крайностями – между консервацией сложившейся системы и резким усилением роли регулирования, причем второй путь неизбежно приведет к существенному замедлению экономического развития. Путин как раз и продемонстрировал в Пикалёве «усиление роли регулирования», да такое, что только щепки летели. Досталось и полпреду, и губернатору, и министрам, и профсоюзам, и олигархам, а хозяина простаивающего глиноземного завода Дерипаску премьер буквально публично высек. Так, по крайней мере, это выглядело по телевизору. Однако было ли так на самом деле?
Сличение телерепортажа со стенограммой совещания показывает, что дело обстояло с точностью до наоборот. Договор о поставках сырья, который Путин так театрально «заставил» подписать Дерипаску, стал на самом деле не унижением, а триумфом Дерипаски. Отныне он будет платить за тонну нефелинового концентрата не 1,5 тысячи рублей, а только 750. Кроме того, ему снизили цену транспортировки с 500 до 300 рублей за тонну. По скромному подсчету это позволит ему «экономить» 38 млн рублей в месяц, из которых 30 млн ему подарит поставщик, хибинский комбинат «Апатит», и 8 млн – железная дорога. Плюс ВТБ выделил кредит в 250 млн рублей на ликвидацию долгов по зарплате и прочие карманные расходы. Правда, эта идиллия будет продолжаться пока только три месяца, но можно быть уверенным, что в беде Дерипаску не бросят и впредь. Ради такой выгоды, конечно, стоило на минутку изобразить из себя мокрую курицу.
Можно представить, как весело смеялись Путин с Дерипаской, когда выключились телекамеры. Убиты сразу два зайца: телезрители, не знающие, в чем дело, в восторге от того, как чудо-богатырь «нагнул» олигархов, а сами олигархи, прекрасно осведомленные о сути сделки, совсем не в обиде. Свой оптимизм по этому поводу они продемонстрировали на Петербургском форуме, завершив его ужином в Петропавловской крепости, а затем грандиозной ночной пьянкой на крейсере «Аврора» с матерными песнями и ныряниями в Неву. Знаковый характер выбора мест гулянок очевиден – взяв однажды реванш, буржуазия желает все дальше и дальше ритуально подтверждать его. Пикалёвский же форум завершился тем, что, получив, наконец, зарплату, жители города опустошили местные банкоматы и тоже, надо полагать, не отказали себе в некоторых удовольствиях. Такая вот получилась «классовая гармония».
В какую же копеечку влетает эта «гармония», и из чьего кармана эта копеечка извлекается? О Дерипаске уже сказано. Но и представитель компании-поставщика предупредил, что этот договор, заключенный под нажимом вице-премьера Сечина, для них абсолютно разорителен, ибо себестоимость продукции уже перевалила за 2700 рублей за тонну, и повлечет за собой тяжкие социальные последствия. Пострадают 14 тысяч работников «Апатита», градообразующего для городов Апатиты и Кировск с населением 90 тысяч. (Кстати, обстановка там уже достаточно разогретая. Так, именно в Кировске два месяца назад один разорившийся бизнесмен застрелил мэра города и директора жилищно-коммунального управления).  Путин и здесь обещал разобраться и компенсировать убытки «Апатиту», а также РЖД. Понятно, что и на них проблема не завершится, но сколько веревочке ни виться, а кончику быть. И в конце концов за все придется расплачиваться государству, точнее, народу, чьим трудом пополняются и кассы капиталистов, и госбюджет, – чтобы затем вернуть все в руки капиталистов.  Медведев так прямо и заявил, что государственную собственность нужно рассматриваться как неизбежное, но кратковременное средство решения вопросов. А «решение вопросов» и впредь будет состоять в том, что олигархи будут приватизировать прибыли, а государство – исправно национализировать их убытки.
Российский алюминий идет преимущественно на экспорт. Обвальное падение мирового спроса (на 25%) и цен (на 60%) сделало всю технологическую цепочку его производства нерентабельной при данных объемах. Поэтому во всем мире объемы сокращаются, закрываются карьеры и глиноземные заводы. Пикалёвский завод мощностью в 60 тысяч тонн глинозема в год есть лишь исчезающе малое звено этой глобальной цепочки. Даже если он, как обещано, заработает, это ничего не изменит в общей ситуации – работа будет в убыток или на склад. В любом случае придется ждать милости мировой конъюнктуры. Кто же в этом виноват – мировой кризис или та политика, которая привела к полной деградации отечественной авиационной индустрии и, как следствие, к сжатию внутреннего спроса на «крылатый металл»? И можно ли изменить эту политику отдельными кавалерийскими наездами в самые горячие точки? Ведь во все подобные моногорода полправительства не привезешь.
Приехав в Пикалёво, Путин начал со слов, что самое плохое, что можно было сделать, чтобы заставить его не приехать, это перекрыть автотрассу. Известно ведь, что давлению он не уступает, но на этот раз поступился своими принципами из снисхождения к отчаянному положению горожан. Но при этом добавил: «я думаю, это было сделано в сговоре с теми, кто не хотел, чтобы я сюда приехал. А может быть, и за деньги тех людей, которые не хотели, чтобы я сюда приезжал». Многие комментаторы поспешили истолковать эту фразу как свидетельство ограниченности политического кругозора премьера: мол, он не может даже представить себе, что автотрассу можно перекрыть как-то иначе, кроме как по наущению подстрекателей и за деньги. Думается, это неверная трактовка позиции премьера. На самом деле Путин все очень хорошо понимает – автотрасса была перекрыта потому, что люди доведены до крайности. А фразу свою он бросил просто для «очистки совести». Приехал он не вопреки, а именно благодаря перекрытию. Потому что альтернативой приезда был только силовой разгон протестующих, что¢ в данной ситуации окончательно взорвало бы весь город. Это свидетельствует о том, что правительство осознает всю остроту ситуации в стране. И пытается нащупать какую-то новую политику.
Заключая заседание, Путин высказал здравую мысль: если собственники пикалёвских заводов не смогут между собой договориться, то единый комплекс все равно будет восстановлен в том или ином виде без них. Вот это верно! Единый, и не только пикалёвский, и весь народно-хозяйственный комплекс страны неизбежно будет восстановлен. Так или иначе. И с этого «так или иначе», с вопроса о том, кто, как и в чьих интересах будет восстанавливать единый комплекс, и начинается реальная социально-экономическая проблема, настоящая политическая борьба. Капиталисты не способны. Правительство действует в интересах капиталистов и потому с таким же «успехом». Сам Медведев вынужден был признать: «Экономика, которая инфицирована коррупцией, в которой главенствует неэффективная бюрократия, модернизацию создать не сможет».
Остается лишь в который уже раз повторить: прежде чем национализировать экономику, нужно национализировать государство, вернуть власть трудовому народу.

Александр ФРОЛОВ.
via [info]alexfroloff@lj