Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет aleks1958 ([info]aleks1958)
@ 2009-09-17 03:46:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Николай Иванович

Последнее слово Н. И. Ежова на судебном процессе
3 февраля 1940 года

«Я долго думал, как пойду на суд, как буду вести себя на суде, и пришел к убеждению, что единственная возможность и зацепка за жизнь — это рассказать все правдиво и по-честному. Вчера еще в беседе со мной Берия сказал: «Не думай, что тебя обязательно расстреляют. Если ты сознаешься и расскажешь все по-честному, тебе жизнь будет сохранена».
После этого разговора с Берия я решил: лучше смерть, но уйти из жизни честным и рассказать перед судом действительную правду. На предварительном следствии я говорил, что я не шпион, я не террорист, но мне не верили и применили ко мне сильнейшие избиения. Я в течение двадцати пяти лет своей партийной жизни честно боролся с врагами и уничтожал врагов. У меня есть и такие преступления, за которые меня можно и расстрелять, и я о них скажу после, но тех преступлений, которые мне вменены обвинительным заключением по моему делу, я не совершал и в них не повинен...
Косиор у меня никогда в кабинете не был, и с ним также по шпионажу я связи не имел. Эту версию я тоже выдумал. На доктора Тайц я дал показания просто потому, что он уже покойник и ничего нельзя будет проверить. Тайца я знал просто потому, что, обращаясь иногда в Санупр, к телефону подходил доктор Тайц, называл свою фамилию. Эту фамилию на предварительном следствии я вспомнил и просто надумал о нем показания.
На предварительном следствии следователь предложил мне дать показания о якобы моем сочувствии в свое время «рабочей оппозиции». Да, «рабочей оппозиции» в свое время я сочувствовал и об этом никогда не скрывал, но в самой оппозиции я участия не принимал и к ним не примыкал. Когда вышли тезисы Ленина «О рабочей оппозиции», я, ознакомившись с тезисами, понял обман оппозиции, и с тех пор я был честным ленинцем.
Со Шляпниковым я встретился впервые в 1922 году, когда приезжал к нему на хлебозаготовки. После же я Шляпникова никогда не встречал.
О моей вражде к Пятакову я уже сообщал следствию. В 1931 году Марьясин пытался нас помирить, но я от этого отказался.
В 1933—1934 годах, когда Пятаков ездил за границу, он передал там Седову статью для напечатания в «Соцвестнике». В этой статье было очень много вылито грязи на меня и на других лиц. О том, что эта статья была передана именно Пятаковым, установил я сам.
Таким образом, имея эти инциденты с Пятаковым, я никогда не мог поддерживать с ним связи, и мои показания об установлении антисоветской связи с Пятаковым также являются вымыслом.
С Марьясиным у меня была личная, бытовая связь очень долго. Марьясина я знал как делового человека, его мне рекомендовал Каганович, но потом я с ним порвал отношения. Будучи арестованным, Марьясин долго не давал показаний о своем шпионаже и провокациях по отношению к членам Политбюро, поэтому я и дал распоряжение «побить» Марьясина. Никакой антисоветской связи с группами и организациями троцкистов, правых и «рабочей оппозиции», а также ни с Пятаковым, ни с Марьясиным и другими я не имел.
Никакого заговора против партии и правительства не организовывал, а наоборот, все зависящее от меня я принимал к раскрытию заговора. В 1934 году я начал вести дело «О кировских событиях». Я не побоялся доложить в Центральный Комитет о Ягоде и других предателях ЧК. Эти враги, сидевшие в ЦК, как Агранов и другие, нас обводили, ссылаясь на то, что это дело рук латвийской разведки. Мы этим чекистам не поверили и заставили открыть нам правду об участии в этом деле протроцкистской организации. Будучи в Ленинграде в момент расследования дела об убийстве С. М. Кирова, я видел, как чекисты хотели замазать это дело. По приезде в Москву я написал обстоятельный доклад по этому вопросу на имя Сталина, который немедленно после этого собрал совещание.
При проверке партдокументов по линии КПК и ЦК ВКП(б) мы много выявили врагов и шпионов разных мастей и разведок. Об этом мы сообщили в ЧК, но там почему-то не производили арестов. Тогда я доложил Сталину, который вызвал к себе Ягоду, приказал ему немедленно заняться этими делами. Ягода был этим очень недоволен, но был вынужден производить аресты лиц, на которых мы дали материалы.
Спрашивается, для чего бы я ставил неоднократно вопрос перед Сталиным о плохой работе ЧК, если бы был участником антисоветского заговора.
Мне теперь говорят, что все это ты делал с карьеристской целью, с целью самому пролезть в органы ЧК. Я считаю, что это ничем не обоснованное обвинение, ведь я, начиная вскрывать плохую работу органов ЧК, сразу же после этого перешел к разоблачению конкретных лиц. Первым я разоблачил Сосновского — польского шпиона. Ягода же и Менжинский подняли по этому поводу хай и вместо того, чтобы арестовать его, послали работать в провинцию. При первой же возможности Сосновского я арестовал. Я тогда не разоблачал Миронова и других, но мне в этом мешал Ягода. Вот так было и до моего прихода на работу в органы ЧК.
Придя в органы НКВД, я первоначально был один. Помощника у меня не было. Я вначале присматривался к работе, а затем начал свою работу с разгрома польских шпионов, которые пролезли во все отделы органов ЧК. В их руках была советская разведка. Таким образом, я, «польский шпион», начал свою работу с разгрома польских шпионов. После разгрома польского шпионажа я сразу же взялся за чистку контингента перебежчиков. Вот так я начал свою работу в органах НКВД. Мною лично разоблачен Молчанов, а вместе с ним и другие враги народа, пролезшие в органы НКВД и занимавшие ответственные посты.
Люшкова я имел в виду арестовать, но упустил его, и он бежал за границу.
Я почистил 14 000 чекистов. Но моя вина заключается в том, что я мало их чистил. У меня было такое положение. Я давал задание тому или иному начальнику отдела произвести допрос арестованного и в то же время сам думал: ты сегодня допрашиваешь его, а завтра я арестую тебя. Кругом меня были враги народа, мои враги. Везде я чистил чекистов. Не чистил лишь только их в Москве, Ленинграде и на Северном Кавказе. Я считал их честными, а на деле же получилось, что я под своим крылышком укрывал диверсантов, вредителей, шпионов и других мастей врагов народа.
Мои взаимоотношения с Фриновским. Я все время считал его «рубахой-парнем». По службе же я неоднократно имел с ним столкновения, ругая его, и в глаза называл дураком, потому что он, как только арестуют кого из сотрудников НКВД, сразу же бежал ко мне и кричал, что все эта «липа», арестован неправильно и т. д. И вот почему на предварительном следствии в показаниях я связал Фриновского с арестованными бывшими сотрудниками НКВД, которых он защищал. Окончательно мои глаза открылись по отношению к Фриновскому после того, как провалилось одно кремлевское задание Фриновскому, о чем сразу же доложил Сталину.
Показания Фриновского, данные им на предварительном следствии, от начала до конца являются вражескими. И в том, что он является ягодинским отродьем, я не сомневаюсь, как и не сомневаюсь в его участии в антисоветском заговоре, что видно из следующего: Ягода и его приспешники каждое троцкистское дело называли «липой», и вот под видом этой «липы» они кричали о благополучии, о затухании классовой борьбы. Став во главе НКВД СССР, я сразу же обратил внимание на это «благополучие» и весь огонь направил на ликвидацию такого положения. И вот в свете этой «липы» Фриновский всплыл как ягодинец, в связи с чем я и выразил политическое недоверие.
Мои взаимоотношения с Евдокимовым. Евдокимова я знаю, мне кажется, с 1934 года. Я считал его партийным человеком, проверенным. Бывал у него на квартире, он — у меня на даче. Если бы я был участником заговора, то, естественно, должен быть заинтересован в его сохранении как участник заговора. Но есть же документы, которые говорят о том, что я, по силе возможности, принимал участие в его разоблачении. По моим же донесениям в ЦК ВКП(б) он был снят с работы...
Если взять мои показания, данные на предварительном следствии, два главных заговорщика — Фриновский и Евдокимов — более реально выглядели моими соучастниками, чем остальные лица, которые мною же лично были разоблачены.
Но среди них есть и такие лица, которым я верил и считал их честными, как Шапиро, которого я и теперь считаю честным, Цесарский, Пассов, Журбенко и Федоров. К остальным же лицам я всегда относился с; недоверием. В частности, о Николаеве-Журиде я докладывал в ЦК, что он продажная шкура и его можно покупать.
Участником антисоветского заговора я никогда не был. Если внимательно прочесть все; показания участников заговора, будет видно, что они клевещут не только на меня, но и на ЦК и на правительство.
На предварительном следствии я вынужденно подтвердил показания Фриновского о том, что якобы по моему поручению было сфальсифицировано ртутное отравление. Вскоре после перехода на работу в НКВД СССР я почувствовал себя плохо. Через некоторое время у меня начали выпадать зубы, я ощущал какое-то недомогание.  Врачи, осмотревшие меня, признали грипп. Однажды ко мне в кабинет зашел Благонравов, который в разговоре со мной между прочим сказал, чтобы я в Наркомате кушал с опасением, так как здесь может быть отравлено. Я тогда не придал этому никакого значения. Через некоторое время ко мне зашел Заковский, который, увидя меня, сказал: «Тебя, наверное, отравили, у тебя очень паршивый вид». По этому вопросу я поделился впечатлением с Фриновским, и последний поручил Николаеву-Журиду немедленно произвести обследование воздуха в помещении, где я находился. После обследования было выяснено, что в воздухе находились пары ртути, которыми я и был отравлен. Спрашивается, кто же пойдет на то, чтобы в карьеристских целях за счет своего здоровья поднимать свой авторитет. Все это ложь.
Меня обвиняют в морально-бытовом разложении. Но где же факты? Я двадцать пять лет был на виду у партии. В течение этих двадцати пяти лет все меня видели, любили за скромность, за честность. Я не отрицаю, что пьянствовал, но я работал как вол. Где же мое разложение?
Я понимаю и по-честному заявляю, что единственный способ сохранить свою жизнь — признать себя виновным в предъявленных обвинениях, раскаяться перед партией и просить ее сохранить мне жизнь. Партия, может быть, учтя мои заслуги, сохранит мне жизнь. Но партии никогда не нужна была ложь, и я снова заявляю вам, что польским шпионом я не был и в этом не хочу признавать себя виновным, ибо это мое признание принесло бы подарок польским панам, как равно и мое признание в шпионской деятельности в пользу Англии и Японии и принесло бы подарок английским лордам и японским самураям. Таких подарков этим господам я преподносить не хочу.
Когда на предварительном следствии я писал якобы о своей террористической деятельности, у меня сердце обливалось кровью. Я утверждаю, что я не был террористом. Кроме того, если бы я хотел произвести террористический акт над кем-либо из членов правительства, я для этой цели никого бы не вербовал, а, используя технику, совершил бы в любой момент это гнусное дело.
Все, что я говорил и сам писал о терроре на предварительном следствии, — «липа».
Я кончаю свое последнее слово. Я прошу Военную коллегию удовлетворить следующие мои просьбы.
Судьба моя очевидна. Жизнь мне, конечно, не сохранят, так как я и сам способствовал этому на предварительном следствии. Прошу об одном, расстреляйте меня спокойно, без мучений.
Ни суд, ни ЦК мне не поверят, что я не виновен. Я прошу, если жива моя мать, обеспечить ее старость и воспитать мою дочь.
Прошу не репрессировать моих родственников — племянников, так как они совершенно ни в чем не виноваты.
Прошу суд тщательно разобраться с делом Журбенко, которого я считал и считаю честным человеком, преданным делу Ленина — Сталина.
Я прошу передать Сталину, что я никогда в жизни политически не обманывал партию, о чем знают тысячи лиц, знающие мою честность и скромность. Прошу передать Сталину, что все то, что случилось со мной, является просто стечением обстоятельств и не исключена возможность, что к этому и враги приложили свои руки, которых я проглядел. Передайте Сталину, что умирать я буду с его именем на устах».

-----------------------------------------------------------------------------

 «Приговор
Военная Коллегия Верховного Суда Союза ССР приговорила: Ежова Николая Ивановича подвергнуть высшей мере уголовного наказания — расстрелу с конфискацией имущества, лично ему принадлежащего.
Приговор окончательный и на основании Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года приводится в исполнение немедленно...»

-----------------------------------------------------------------
 «Секретно Справка
Приговор о расстреле Ежова Николая Ивановича приведен исполнение в г. Москве 4.2.1940.
Акт о приведении приговора в исполнение хранится в особом архиве 1-го Спецотдела НКВД СССР, том № 19, лист № 186.
Нач. 12-го отделения (спецотдела НКВД СССР)
Лейтенант госбезопасности Кривицкий».

Взято отсюда : http://perpetrator2004.narod.ru/documents/Yezhov/Yezhov1.doc

---------

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B6%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

В 1998 году Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала Н. И. Ежова не подлежащим реабилитации.

Из Определения № 7 н — 071/98 Военной коллегии Верховного суда РФ [5]:
     "Ежов… организовал ряд убийств неугодных ему лиц, в том числе своей жены Ежовой Е. С., которая могла разоблачить его предательскую деятельность.
     Ежов… провоцировал обострение отношений СССР с дружественными странами и пытался ускорить военные столкновения СССР с Японией.
     В результате операций, проведённых сотрудниками НКВД в соответствии с приказами Ежова, только в 1937—1938 гг. было подвергнуто репрессиям свыше 1,5 млн граждан, из них около половины расстреляно".







(Добавить комментарий)


[info]ivanoff272@lj
2009-09-16 20:55 (ссылка)
это была речь не мальчика, но мужа

(Ответить)


[info]kolya_s_raena@lj
2009-09-17 03:39 (ссылка)
"вскоре после перехода на работу в НКВД СССР я почувствовал себя плохо. Через некоторое время у меня начали выпадать зубы, я ощущал какое-то недомогание. Врачи, осмотревшие меня, признали грипп. Однажды ко мне в кабинет зашел Благонравов, который в разговоре со мной между прочим сказал, чтобы я в Наркомате кушал с опасением, так как здесь может быть отравлено. Я тогда не придал этому никакого значения. Через некоторое время ко мне зашел Заковский, который, увидя меня, сказал: «Тебя, наверное, отравили, у тебя очень паршивый вид». По этому вопросу я поделился впечатлением с Фриновским, и последний поручил Николаеву-Журиду немедленно произвести обследование воздуха в помещении, где я находился. После обследования было выяснено, что в воздухе находились пары ртути, которыми я и был отравлен."

Драка шла нешуточная.

"Сталин в 37 наносил удары по оппозиции в партии... Но почему же игнорируется возможность этой самой оппозиции наносить ответные удары?... И существенную роль тут играли работники НКВД. Руководящие работники...
Нет оснований полагать, что мощный социальный слой уходил без боя, и бой он давал именно теми силами и средствами, которые были у него в руках. В конкретном случае, в руках НКВД. То есть аресты, обвинения в шпионаже и контрреволюционной деятельности были ровно как орудием чисток, так и орудием вычищаемой и сопротивляющейся оппозиции.
Но сегодня все приписывается лишь победившей стороне, Сталину..."
http://smirnoff-v.livejournal.com/68965.html

Судя по всему, так оно и было.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2009-09-17 04:25 (ссылка)
Да, роль самого НКВД в чистках совершенно не расматривается.Или смотрят на него как на игрушку в руках Сталина или отшучиваются - "кровавая гебня"

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sam_glor@lj
2009-09-17 05:30 (ссылка)
заслужил, ничего не скажешь.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2009-09-17 05:47 (ссылка)
Да.

(Ответить) (Уровень выше)

Очень любопытная личность, оказывается.
[info]kolya_s_raena@lj
2009-09-23 03:27 (ссылка)
"Ежов… организовал ряд убийств неугодных ему лиц, в том числе своей жены Ежовой Е. С., которая могла разоблачить его предательскую деятельность."

____________________________________________________________

Евгения Соломоновна Ежова (в девичестве Фейгинберг; Хаютина по первому мужу, Гладун по второму; 1904 год, Гомель — 21 ноября 1938 года, Ногинский район Московской области) — советская журналистка. В 1930-х главный редактор журнала «СССР на стройке».

Родилась в семье раввина.
Первый раз вышла замуж за журналиста Лазаря Хаютина, с которым переехала в 1921 году Одессу, где работала в редакции местного журнала.
Второй раз замужем (по др. сведениям брак оформлен не был) за бывшим красным командиром, директором московского издательства “Экономическая жизнь” Александром Фёдоровичем Гладуном (впоследствии дипломатический работник), с которым переехала в 1924 году в Москву. Познакомилась с последним во время его командировки в Одессу.
В 1926—27 годах в Лондоне вместе с мужем, работавшим вторым секретарём полпредства СССР в Великобритании.
После работала машинисткой в советском торгпредстве в Берлине, откуда вернулась в Москву в конце 1928 года.
С Н. И. Ежовым познакомилась в Сочи в сентябре 1929 года. В 1931 году вышла за него замуж. В отсутствие своих детей супруги взяли в 1936 году на воспитание ребёнка из детского дома.
Некоторое время работала в газете «Гудок», «Крестьянской газете», после работала редактором журнала «СССР на стройке».
В мае 1938 года ушла с работы, 29 октября с диагнозом "астено-депрессивное состояние" (циклотимия) была помещена в подмосковный санаторий им. Воровского, где 19 ноября умерла по причине отравления люминалом.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Очень любопытная личность, оказывается.
[info]aleks1958@lj
2009-09-23 04:41 (ссылка)
Ну, Мухин как то обьяснял относительно большое количество браков на еврейках.Еврейки были достаточно образованными и составили большое количество советских барышень- машинистки там,в отделах кадрах и тд и тп, потом, бывало , и вырастали до руководителей( как здесь - редактор журнала)

Ну а советским руководителям некогда было , грубо говоря шляться, и искать себе пару - брали что было под боком.
Где-то так...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kolya_s_raena@lj
2009-09-23 05:13 (ссылка)
Это понятно. Просто очень уж показательная судьба еврейской девчушки из белорусского местечка, в 17 лет удравшей из дому "делать себя", меняя мужей, как перчатки (каждый раз с повышением стасуса, заметьте), и закончившей самоубийством в психушке.

http://www.lebed.com/1998/ezhov1.gif

Что касается должности редактора "СССР на стройке" - там всем заправляли Родченко и Лисицкий, журнал состоял фактически из сплошных коллажей http://kolya-s-raena.livejournal.com/55800.html , думаю, редактор там играл роль формальную...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2009-09-23 06:27 (ссылка)
--Ну это да, насчет карьеризма.

-- страшноватенькая

--Ну я имел в виду выше чем машинистка:)

Журнал посмотрел - ничего так...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kolya_s_raena@lj
2009-09-23 06:32 (ссылка)
Журнал был очень мощный, сейчас коллекционеры за него убиваются
Здесь еще (все увеличивается):
http://kolya-s-raena.livejournal.com/69855.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2009-09-23 06:41 (ссылка)
Да, вот это вот название - "великой эпохи".

Сейчас ходишь по улице - люди не улыбаются - лица сосредоточенные какие-то, отчужденные...Раньше так не было.Ржачки в троллейбусах - даже раздражали.
Понятно, брежневизм - не великая эпоха,но тем не менее...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kolya_s_raena@lj
2009-09-23 06:55 (ссылка)
Люди были еще большей частью нормальные.
А с конца 70-х пошел поток фильмов, приучающий к тому, что вокруг полно мерзавцев, жлобов и жуликов. Я это только недавно заметил. Главный герой еще был положительный, но по сценарию встречал столько человеческой дряни, что было ясно - справиться со всеми невозможно. Если в фильмах 50-х зло всегда примерно наказано, то здесь этот моментик часто упускали. А кино ведь - очень сильная по воздействию вещь, обучающая с детства, навязывающая стереотипы поведения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2009-09-23 09:19 (ссылка)
Насчет конца 70-х не обращал внимание, а вот что с 83 года, то да.
Я лично связываю это с Андроповщиной - усилением роли КГБ в жизни страны.Они расплодились, как кролики.Себя показывали в выгодном свете, а остальных в негативном.В принципе организовать фильм с заданными идеологическими свойствами было возможно...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kolya_s_raena@lj
2009-09-23 09:34 (ссылка)
Андропов так темной лошадкой и остается до сих пор. Не понятно, чем Комитет тогда занимался - с одной стороны, гонял пэтеушников с бритыми висками, с другой - матерых антисоветчиков не мог на место поставить. Странно всё это.
А фильмы середины 80-х (основной поток, были и прекрасные картины, конечно) вообще очень опустились в художественном смысле. То ли худсоветы стали слабину давать, то ли ушла старая гвардия - режиссеры и операторы классической школы 30-50-х...
Смотрю иногда по каналу "Наше кино" - просто беспредельную халтуру гнали иногда. А ведь это еще не "перестройка" даже...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aleks1958@lj
2009-09-23 10:02 (ссылка)
Чем занимался комитет ?

Помните Корейко... Как он правильно питался, занимался спортом и тд и тп. Готовил себя к капитализму.Так и эти ...:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kolya_s_raena@lj
2009-09-23 12:47 (ссылка)
Вот так к теме обсуждения и вернулись.

И ведь, к глубочайшему сожалению, исходя из того, что нам известно (а что-то всё же неизвестно, надеюсь), другие выводы делать трудно.

(Ответить) (Уровень выше)