| Музыка: | Joe Hisaishi - Summer |
Навсикая - от мессии до шамана
в записи про "Навсикаю" анон ропщет:
> комиксы это днище
> даже узкоглазые
это вполне может быть - я комиксы вообще не читаю, никакие, в т.ч. "узкоглазые", поэтому не знаю. Просто "Навсикая" вообще в стороне от классификации, она в своей отдельной категории. У гениев это бывает. Примерно как и Библия, заметим.
Фактически, Миядзаки за 12 лет написания опустился, действительно, на "днище" - на религиозный уровень. Не нашей (христианской) религии, разумеется - с чего бы, он анимист или шинтоист. Но видно, что его мучали (он, похоже, страдал от депрессии) глубокие и мрачные вопросы. Памятник за миростроительство ему поставить можно, рядом с Брайаном Кониецко и Майклом Данте Ди'Мартино (неудивительно, что он на них очень повлиял, и "Навсикаей" в частности). Да, его же "Принцесса Мононоке", вышедшая в 1997, оказала более видимое влияние на их работу, но тот фильм невозможно сравнить с мангой, они просто в разных весовых категориях, хоть и исследуют близкие вопросы.
В фильме Навсикаю сделали "мессией", потому что формат заставил, и потребовал катарсиса. Мангу же автор писал ночами, ещё 10 лет после фильма, и задал там все самые темные вопросы, и отвечал на них честно. В итоге Навсикая там стала чем-то вроде шамана - и, по факту, отвергла "антихриста" в самом конце, что забавно во вселенной, где и христа-то никогда не было. Но Миядзаки задал многие нужные вопросы, и нашёл на них все правильные ответы. Самое главное - Навсикая воплощает идею, на которую первым вышел великий Thomas Sowell в книге "A Conflict of Visions", и которую потом переоткрыл Steven Pinker в "The Blank Slate". Sowell назвал это unrestricted vs restricted vision; Пинкер, соответственно, "утопическим" и "трагическим". Навсикая это главный герой трагической парадигмы.