Светолов
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Monday, August 31st, 2009

    Time Event
    1:30a
    Пушкин форева
    На сайте книголюбов http://bookmix.ru/ комментирование самотека в конкурсе эссе неожиданно вылилось в интересную дискуссию о Пушкине (http://bookmix.ru/esse/esse.phtml?id=26). Сам комментируемый текст, разумеется, гуано гуаном, но вот что удивительно (на самом деле - ничего удивительного) - Пушкин цеплял и цепляет, заставляет спорить с пеной у рта и т. д.
    Нашел наконец-то это место в "Даре", которое безуспешно пытался вспомнить в ходе дискуссии: "…так уже повелось, что мерой для степени чутья, ума и даровитости русского критика служит его отношение к Пушкину. Так будет, покуда литературная критика не отложит вовсе свои социологические, религиозные, философские и прочие пособия, лишь помогающее бездарности уважать самое себя".
    8:09p
    о так от
    первая рецуха на БукМиксе. Честно говоря, и Бегбедера-то я читал давным-давнешенько, и текст получился ниочемный (писал набело сразу в блог в дикой запаре, что вот, курево кончается, что жрать нечего, что сейчас выкинет из сети или ноут вырубится от перегрева, а тут еще мышка наебнулась, а тач-пад - это тихая мука).
    Пусть повисит денек. полюбуюсь и сотру.

    Bookmix.ru

    Первая свежесть. Она же - последняя


    Рецензия на книгу: 99 франков (Фредерик Бегбедер)

    Читая Фегбедера, понимаешь, откуда растут ноги у нынешних модных мальчиков, пытающихся с трогательной важностью играть в писателей - из этих квазилитературных мальчиков упомяну лишь Минаева, чтобы стразу стало ясно, о чем речь.
    Действительно, Сергей Минаев даже в моменты просветления (а пожалуй, ТОЛЬКО в них, потому что все остальное... но тут скромный обсервер благоразумно затыкается) - это вторая-третья калька с сильно разбавленного, школьным мелом разбодяженного в пропорции 1:10 Бегбедера. Знакомый нынче нам аж до спазм молодой раздолбай с вечно припудренным носом, прожигающий молодые годы и последние мозги по дорогим кабакам, дербанящий платиновые карточки и водящий за нос одновременно десяток-другой девиц - он пришел к нам из романов Бегбедера, этот обаятельный циник и космополит. Рекламщик-криэйтор-журналист-колумнист. В некоторых особо запущенных случаях - еще и п...дорас. Бегбедер, впрочем, всего-то реанимировал - в свою очередь - Виктора Варда из "Гламорамы" Эллиса (какового Минаев упоминает не иначе как с почтительным придыханием, как отца-основателя). Здесь уже можно говорить о некоей, с понтом, традиции. Преемственности поколений даже.
    Но Бегбедер, на минуточку, все ж таки писатель настоящий, а не синтезированный в подпольных лабораториях МГУ-шных эльфов. Я не хочу здесь говорить о его злых, ехидных и весьма обоснованных выпадах в адрес масс-медиа - нема базару, рецепт проверенный, взгляд изнутри всегда особенно притягателен для простолюдинов (как же-как же, очередные "тайны мадридского двора"). Как не хочу восторгаться его афоризмами о жизни-смерти-любви-нелюбви и до кучи - общей теории и практике потреблятства. Такой апробированный тысячи раз, расфасованный в стеклянные флакончики-пробнички 100%-ый французский скептицизм вам за полцены впарит любой бернар вербер средней руки. Гарантирую: именно эти хлесткие, уже разнесенные на цитаты фразочки, все эти "ума холодные наблюдения" вы забудете в первую очередь, едва отложите книгу. Удовольствие на раз. Фаст-фуд.
    Я хочу сказать о странном "эффекте отсутствия", выпадения в какую-то холодную мертвящую ЗАреальность - эти сквознячковые зазоры, лакуны, каверны еле уловимо мерцают среди строк. Нет-нет, да и застынет главный герой-протагонист "средь шумного бала" и развеселых декораций Консумериума, нет-нет да сотрет с лица прилипшую ухмылочку, нет-нет да оглянется непонимающе...
    ГДЕ Я?
    ЧТО СО МНОЙ?
    ЧТО ЭТО ТАКОЕ ВОКРУГ?
    Что это такое было только что - сверкало и грохотало, ревело и манило - и опа! - нет его.
    А может, и не было вовсе?
    И вот тогда ему становится страшно.
    И всем становится страшно. Потому что еще минута - и из-под очаровательной шкурки прожигателя жизни вылезет еще один персонаж из уже упомянутого Эллиса ("Американский психопат"), вооруженный на сей раз электрической дрелью и паяльной лампой. И будет МОЧИТЬ направо и налево, просто так, от скуки, заботясь лишь о том, чтобы испачканный кровью костюм от Армани консьержка вовремя сдала в прачечную.
    Такой себе обычный. среднестатистический ФРАНЦУЗСКИЙ психопат.
    Далее - по тексту: английский, немецкий, швейцарский, чешский, русский...
    В неожиданном, притягательном и разрушительном эффекте "99 франков" убедится каждый, кто действительно п р о ч т е т, а не пробежит, купившись на трескучее имечко, эту книгу. Первую, опубликованную с размахом и сделавшую автору такие сборы. И, к сожалению, ТОЛЬКО ее, потому что сиквелы всегда в лучшем случае вызывают легкую тошноту. Как скажет сам Бегбедер в другом своем романе, "Вторые книги пишут писатели второй свежести".
    И это он отнюдь не аксиому выводил общеписательскую. Это он, к сожалению, говорил о себе. Потому что последующие книги - что "Каникулы в коме", что "Любовь живет три года" и т. д. - и увы, получились именно такими вот сиквелами. Ну, насчет градаций свежести уже были сказаны раз-и-навсегдашние слова неким приезжим заграничным специалистом по черной, белой и серой магии в той самой "нехорошей квартире" № 50...
    Да, очаровашка-раздолбай, рекламный денди из "99 франков" с годами изрядно поистаскался, экстази начали банчить чурки и мешать с какой-то дрянью... А может, это сам воздух эпохи малость повыдохся? Последней, пост-пост-пост-панковской волны яппи-серийных убийц и философов-растаманов - разлюли-малина, секс энд драгс энд рэйв'н'ролл?
    Опа - и нету.
    А может, и не было.
    Потому-то и выползают изо всех углов малоубедительные, бледные как тени московские мальчики с красными от дрянного "снежка" глазами и соплями, сочащимися из носа...
    Карету мне, карету.
    А лучше - йаду. "Красную или синюю?". Обе, дружище, обе. Может, еще вставит.


    Автор: Алексей Сомов

    11:01p
    Еще рецуха
    Bookmix.ru

    Рай - NOW, или Потрафляем-с!


    Рецензия на книгу: Империя ангелов (Бернард Вербер)

    Не помню, кто сказал, что Коэльо - это Карлос Кастанеда "для бедных". Так вот, Вербер - это, скажем, Данте (ну или хоть Сведенборг) для очень бедных. Речь, разумеется, идет не о людях с низким достатком. Речь - о тех самых "нищих духом", которым много чего обещано.
    Отныне нищие духом могут радоваться. Оказывается, ангелы-хранители, бдительно отслеживающие все их земные телодвижения и в случае чего приходящие на выручку, не только существуют. Оказывается... ОКАЗЫВАЕТСЯ! - их ангельское послесмертное бытие мало чем отличается от нашего. Ну, подумаешь, сквозь миры летают со скоростью света, по Красным планетам разгуливают, с неприкаянными душами бьются и т. п. Но как и у нас, у них есть обязанности и права, строгая отчетность перед вышестоящими товарищами - и Большая Светлая Цель. Какая это цель, рассказывать не буду: слишком скучно. Любители бухгалтерских раскладов по кармическим понятиям могут сами ознакомиться с рассуждениями Вербера, которые он иллюстрирует простейшими арифметическими примерами и графическими ребусами не то из пособия для детей с задержками развития, не то из железнодрожного комикса "Развлеки себя и проверь интеллект".
    Главное же, что утверждает Вербер(аттеншен, плиз):
    РАССЛАБЬТЕСЬ.
    ОНИ ТАКИЕ ЖЕ, КАК МЫ (это и есть мы, перешедшие на другой уровень игры).
    СМЕРТЬ - ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО.
    ПОСЛЕСМЕРТИЕ - ВСЕГО ЛИШЬ НУДНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШИХ ЗДЕШНИХ НУДНЫХ ДЕЛИШЕК.
    Нищие духом, понятное дело, ликуют. Еще бы: ангелы разговаривают,думают, любят и ненавидят, завидуют и интригуют совсем по-земному. Топография Загробья обретает знакомые черты - того и гляди, из пивной вывалит сосед, рыгая и почесывая яйца.
    Собственно, так и происходит в Верберовской империи. Герой, отдав концы, встречает своих же земных дружбанов и кумиров вроде Мэрилин Монро. И, засучив рукава (или что там у ангелов), принимается за дело: пестовать и лелеять аж целую тройку свеженьких душ там, на покинутой Терре.
    По крайней мере одна из этих душ - русский паренек с героической судьбой Игорь Чехов (а что вы хотели? У нас в Раше каждый третий носит фамилию Чехов, Толстой или вот... Дю-кус-кофф. Ладно, хоть Волконских и Голицыных как-то проехали) - заслуживает отдельного упоминания для того, чтобы разобраться с творческим методом Вербера. Ясен перец, Россия по сей день - "страна рабов, страна господ", где первые жрут водку, валяясь в грязи, а вторые играют в покер на большие деньги. В покер играет и Игорь со своими сонесчастниками в детском доме. Да, в детском доме - и в покер, не иначе. Его взгляд на мир незамысловат и свеж, как у всякого русского придурка: "Ура! Мы победим! Да здравствует авиация! Долой Запад!". Зато попав в "горячую точку", Игорь мочит чурок под Стравинского в наушниках (где-то Вербер читал, что янки во Вьетнаме мочили косопузых под "Роллинг Стоунз", ну, и "Апокалипсис Now" краем глаза зацепил)...
    Дальше продолжать? Книга, на минуточку, написана в 2000 году. Железный занавес не то что пал - его давно распилили и сдали в металлолом. Времена мохнорылых русских монстров в ушанках, крушащих космические станции кувалдой, миновали даже в Голливуде. И вот мы снова встречаем этот вечно изумленный взгляд на загадочную страну гипербореев, и где? В интеллектуальном бестселлере.
    Не менее схематично описана жизнь манекенщицы Венеры (душа №2) - здесь автор черпал сведения из глянцевых журналов с яркими картинками. Пожалуй, лишь третий новобранец, Жак, более-менее жизнеспособен, хотя тоже с ба-альшой натяжкой. Еще бы, он писатель, то есть alter ego Вербера. Романы вот про крыс пишет, совсем как Вербер - про мурашей. И так же на "троечку", судя по всему.
    ...Есть все основания полагать, что и мир ангелов высосан из того же самого места, откуда все эти несуществующие, никогда не существовавшие, не могущие существовать жизни-кадавры. Воля ваша, Уэльбек, судя по всему, хоть с учеными-специалистами консультируется, когда пишет какие-нибудь свои "Сингулярные фазотроны". А тут все гораздо, гораздо проще - неважно, о чем идет речь, об ангелах ли, мурашах, крысах или людях. Ни тени хотя бы абсурдного правдопобобия, зато все тщательно и подробно разжевано, уложено в пластиковые коробочки и снабжено пронумерованными ярлычками.
    И стоит ли удивляться, что подобная простота (которая, как известно, хуже воровства), ПОТРАФЛЯЕТ - хорошее какое, емкое русское слово - вкусам нынешней интеллектуальной черни в той же самой мере, как низведение величественного древнего мифа до уровня бледненькой малокровной сказочки в случае Коэльо?
    ...В общем, вышеозначенные пациенты по страшной силе парятся на Земле, ангелы не менее увлеченно кувыркаются на небе, нищие духом удовлетворенно потирают руки, и посреди всей этой сверкающей скукоты, всего этого неимоверного, плоского и расчерченного на клеточки эрзац-великолепия расхаживает позитивная мысль современного интеллектуала, раскрепощенная и донельзя собой довольная. Старинное заклинание "Что наверху, то и внизу" в данном случае обретает зловещий нивелирующий смысл:
    НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ.
    РАЙ - NOW!
    Добро пожаловать, нищеброды, вэлкам, троечники.

    Автор: Алексей Сомов

    << Previous Day 2009/08/31
    [Calendar]
    Next Day >>

My Website   About LJ.Rossia.org