Журнал Андрея Мальгина - Письмо Бориса Пастернака Александру Фадееву
[Recent Entries][Archive][Friends][User Info]
11:51 pm
[Link] |
Письмо Бориса Пастернака Александру Фадееву 14 марта 1953, Болшево, санаторий.
Дорогой Саша!
Когда я прочел в „Правде” твою статью „О гуманизме Сталина”, мне захотелось написать тебе. Мне подумалось, что облегчение от чувств, теснящихся во мне всю последнюю неделю, я мог бы найти в письме к тебе.
Как поразительна была сломившая все границы очевидность этого величия и его необозримость! Это тело в гробу с такими исполненными мысли и впервые отдыхающими руками вдруг покинуло рамки отдельного явления и заняло место какого-то как бы олицетворенного начала, широчайшей общности, рядом с могуществом смерти и музыки, могуществом подытожившего себя века и могуществом пришедшего ко гробу народа.
Каждый плакал теми безотчетными и несознаваемыми слезами, которые текут и текут, а ты их не утираешь, отвлеченный в сторону обогнавшим тебя потоком общего горя, которое задело за тебя, проволоклось по тебе и увлажило тебе лицо и пропитало собою твою душу.
А этот второй город, город в городе, город погребальных венков, поднявшийся на площади! Словно это пришло нести караул целое растительное царство, в полном сборе явившееся на похороны.
Как эти венки, стоят и не расходятся несколько рожденных этою смертию мыслей.
Какое счастье и гордость, что из всех стран мира именно наша земля, где мы родились и которую уже и раньше любили за ее порыв и тягу к такому будущему, стала родиной чистой жизни, всемирно признанным местом осушенных слез и смытых обид!
Все мы юношами вспыхивали при виде безнаказанно торжествовавшей низости, втаптывания в грязь человека человеком, поругания женской чести. Однако как быстро проходила у многих эта горячка.
Но каких безмерных последствий достигают, когда не изменив ни разу в жизни огню этого негодования, проходят до конца мимо всех видов мелкой жалости по отдельным поводам к общей цели устранения всего извращения в целом и установления порядка, в котором это зло было бы немыслимо, невозникаемо, неповторимо!
Прощай. Будь здоров.
Твой Б. Пастернак
|
|
|
Как все это странно. Как будто исчезли в громадной стране понятия благородство, самопожертвование, искренность. Он же умер, какого же черта, Пастернак все продолжает бояться, и пишет эти дурацкие строки? И лишь в конце допускает легкую двусмысленность, хотя, возможно мне это лишь кажется.
Но каких безмерных последствий достигают, когда не изменив ни разу в жизни огню этого негодования, проходят до конца мимо всех видов мелкой жалости по отдельным поводам к общей цели устранения всего извращения в целом и установления порядка, в котором это зло было бы немыслимо, невозникаемо, неповторимо!
Эта мысль будет посильнее Факста Гёте...
И ведь, в отличие от Фадеева, в искренности Пастернака сомневаться не приходится...
А чем неискренен был Фадеев?
Думаю, что официально воспевая Сталина, да и будучи косвенно повинным в судьбе репрессированных писателей, он прекрасно осознавал реальное положение вещей...И наказал себя самым страшным образом.
А я думаю, что он не сразу все осознал, как и многие прозревшие. Но выход нашел вполне достойный, в отличии от большинства.
Возможно, и так...Хотя судя по воспоминаниям Н.Я. Мандельштам, именно он заманил Мандельштама в санаторий под предлогом поправки здоровья (возможно, это была и искренняя забота), в результате Мандельштам, постоянно менявший дислокацию, обрел постоянное место,где и был окончательно арестован. А узнав спустя несколько месяцев о его смерти, Фадеев сказал: Большого поэта потеряли! У него был ранг министра. В этом ранге еще при жизни Сталина он уходил в запои...Не исключено, что это было следствием внутренних мучений...
По ее воспоминаниям вообще трудно о ком либо судить(если это вообще возможно), т.к. они очень субъективны. Помню, как она возмущалась Маршаком, отказавшим им в какой-то раз(он несколько раз давал) в материальной помощи. И тут же перечислила все то, что тот имел на данный момент...., не думаю, что Фадеев по чьиму-то науськиванию заманил Мандельштама в санаторий. Это Надежда видела повсюду врагов и "сидела на измене", кстати, у Мандельштама(что не мешало ему быть талантливым поэтом) тоже была мания преследования.
А вот по свидетельству Надежды Яковлевны, Зинаида Николаевна Пастернак говорила: "Наши дети больше всего на свете любят Сталина, а потом уже нас с Борей". Верить?
Вполне могло быть, но это скорее свидетельствует о ее недоверии к Н.Я. как к большой сплетнице со злым языком. Кстати, я помню по воспоминаниям Н.Я., что всех тех, кто отказывал в деньгах в какой-то очередной раз они с Мандельштамом заносили в "список" врагов. Сама же она была уверена, что им работать не полагается, ему, как гению, а ей, как этого гения обслуживающей.
Было несколько злых еврейских старух, которые дружили между собой. Например, Эмма Григорьевна Герштейн. Я их с Надеждой Яковлевной не застал, но с Маэлью Исаевной Фейнберг много общался (она их помоложе), так что представляю, что вы имеете в виду. И все-таки они могли подтасовывать факты, но, думаю, что не врали.
Так я и не говорю, что врали. Просто они, скорее всего, не вызывали доверия, вот им специально и говорили то, что было принято. Чтобы они передавали это другим. Ведь Надежда всех тех, кого не посадили, считала предателями. Но репрессированные тоже всех сдавали. Это в рассказе Камю учитель выбросился из окна, когда понял, что под пытками может оговорить других.Но это французы, враги-фишисты... У нас я и в литературе таких случаев не знаю.
"Сначала Сталина, а потом уже меня." До Бори она не снисходила.
А вот Бориська Эльцын - из запоев и не выходил, и ничего. Правда, он ломал страну и культуру, в отличие от времён Сталина, ну так - ничего.
откуда, кстати, такая убеждённость, что во времена Сталина не ломали культуру? вопрос, конечно, риторический...
Вопрос (хотя кто на него ответит?) - он это искренне? "... место осушенных слез..."!!!
вот ПОЭТому Сталину надо сказать большое спасибо: так поставить раком самых благонамеренных, хотящих больше всего на свете восхититься Величием, это надо уметь не просто "братья и сестры" в трефный час вымолвить. тут искусство повеличавее стишонков проступает: душа вывернута, выпотрошена. извращение мелкой жалости истреблено, осталось истребить извращение жалости вообще. ура, товарищи.
...и все-таки за строками стоит облегчение, чувствуется. и индульгенция получена. удобно. интересно, могие ли еще написали "Саше" такие письма. и не от них ли Саша взялся за пистолет. так и скажешь, что профессия деятеля культуры - это способность артистически завести себя в нужную сторону, выпрыгнуть на траурную сцену и завыть дурным голосом. нечто вроде наемного плакальщика.
Он был Поэт, блаженный небожитель. Поэтому и уцелел... Воспринимал эпоху сквозь свои поэтические иллюзии - никто и ни в чем не может его упрекнуть.
он и поэтом мог не быть и проститутом не обязан :)
![[User Picture]](http://lj.rossia.org/userpic/77002/2147573703) | | | блаженный небожитель | (Link) |
|
С каких это пор принадлежность к цеху поэтов рассматривается как безусловный признак умственной несостоятельности?!
![[User Picture]](http://lj.rossia.org/userpic/62337/2147526029) | | | Re: блаженный небожитель | (Link) |
|
Просто другой склад ума, скажем так. Есть люди, которых в народе называют "не от мира сего"... Гении часто более ограниченны, чем обыкновенные люди.
![[User Picture]](http://lj.rossia.org/userpic/111552/2147563781) | | | Re: блаженный небожитель | (Link) |
|
А по-моему стиль письма настолько витиеват, что неискренность явно проступает у поэта То, что он был трусоват, и разговор его телефонный со Сталиным подтверждает, в котором он хотел "поговорить о жизни и смерти". Прямо сказать о чем-то он никогда не решался. И Сталин это понимал и пользовался этим.
Да бросьте эти обывательские клише, Вы же мыслящий человек! Выжить и преуспеть писателю в конце 1930-х годов - это надо было уметь! Документ показывает, что он это распрекрасно умел. Замечательный поэт, посредственный романист и дрянной человек. Обратите внимание, все три предиката логически консеквентны меж собой. ;-)
Ахматова говорила - "Нашему Бореньке лет девять".
Так и хочется сказать, правда, не поводу самого текста Пастернака, а по поводу текстов комментариев к вашему посту: "Не судите, да несудимы будьте".
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале. Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус
Никогда не любил Пастернака
Именно в эти годы он пишет свой роман "Докторо Живаго", а еще через 5 лет получит Нобелевскую премию по литературе. Вот что по поводу вручения премии сказал Сергей Смирнов:
...они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа.
"Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина." Потому что у них был хороший вкус ?
Ну да, только это мало что прибавляет. У меня же гиперссылка ведет как раз на Д.Быкова.
Вот литератор описывает, как появился Сталин с членами Политбюро на Х съезде комсомола 22 апреля 1936 года, куда Корней Чуковский и Борис Пастернак были приглашены в качестве гостей: «Что сделалось с залом! А ОН (так в тексте – Л.Б.) стоял немного утомленный, задумчивый и величавый. Чувствовалась огромная привычка к власти, сила и в то же время что-то женственное, мягкое. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его – просто видеть для всех нас было счастьем. К нему всё время обращалась с какими-то разговорами Демченко (24-летняя звеньевая украинского колхоза «Коминтерн», инициатор соревнования за высокий урожай сахарной свеклы – Л.Б.). И мы все ревновали, завидовали – счастливая! Каждый его жест воспринимали с благоговением. Никогда я даже не считал себя способным на такие чувства. Когда ему аплодировали, он вынул часы (серебряные) и показал аудитории с прелестной улыбкой. Все мы так и зашептали: «Часы, часы, он показал часы!» – и потом, расходясь, уже возле вешалки вновь вспоминали об этих часах. Пастернак шептал мне всё время о нём восторженные слова, а я ему, и оба мы в один голос сказали: «Ах, эта Демченко заслоняет его!.. Домой мы шли вместе с Пастернаком, и оба упивались нашей радостью». (Чуковский К. Дневник. 1930 – 1969. М., 1995. С. 141). http://www.stalin.su/book.php?action=header&id=25
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылкеПочитать текст со всеми комментариями можно тутЭто Ваш 22-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут. Этот бот не имеет отношения к Блогуну © НадежныйИсточник 
Какая разношенная душа была у поэта...
Да, в общем, ничего тут удивительного и нет. Это хорошо нам судить десятилетия спустя.
С уважением, Перец
Перечитал письмо еще раз. Если отбросить в сторону эмоции, то - за редким исключением, вроде бессмысленной "родины чистой жизни" - все не более, чем констатация фактов.
From: | (Anonymous) |
Date: | February 15th, 2010 - 03:54 am |
---|
| | пастернак и сталин | (Link) |
|
мне думается, у Пастернака было амбивалентное отношение к Вождю: он не мог не видеть (и видел, осознавал...) губительность Его власти - и в то же время с каким-то благоговейным почитанием относился - к Нему? к Его "царской" ауре? сложно сказать - что-то в этом направлении.
Сложный, противоречивый слагается портрет поэта... |
|