Журнал Андрея Мальгина - Об именах
November 13th, 2008
06:39 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Об именах
В Москве в прошлом году самыми популярными именами были:
у мальчиков: 1 место - Александр, затем - Иван, Никита, Максим, Артем;
у девочек: на 1 месте - Анастасия, затем - Анна, Мария, Дарья, Полина.

Когда я учился в школе, в нашем классе не было ни одной Анастасии, Анны, Дарьи, Полины. Зато чуть ли не пол-класса были Лены, парочка Ир, а Мария была одна. Среди мальчиков лидировали Андреи и Сергии, были Александры и Михаилы. Никаких Никит, Максимов, Артемов вообще не было нигде. У нас в классе даже не было Ивана.

Теперь погрузимся сразу в 18 век. Не знаю, как дело было в Москве, но статистика по городу Бежецку мне сегодня попалась (в одном замечательном сборнике РГГУ).

Мальчики (в порядке убывания): Иван, Василий, Алексей, Михаил, Петр, Федор, Семен, Степан, Андрей, Яков, Николай, Дмитрий, Тимофей, Матвей, Никита, Сергей, Илья, Григорий, Александр.
Девочки (в том же порядке): Анна, Парасковья, Мария, Авдотья, Татьяна, Марфа, Ирина, Наталья, Матрена, Екатерина, Дарья, Настасья, Фекла, Аграфена, Елена, Акулина, Федосья, Аксинья, Афимья.

Надо сказать, набор мужских имен за три столетия практически не изменился. Иное дело - женщины. Где все эти Феклы, Акулины, Афимьи?

(49 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]maxalex@lj
Date:November 13th, 2008 - 11:56 am
(Link)
почти все мои знакомые детей в последнее время называют Таисиями, Луками или Изяславами.
я серьезно
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:November 13th, 2008 - 11:58 am
(Link)
как староверы прямо
[User Picture]
From:[info]sumlenny@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:02 pm
(Link)
Lukas / Lucas - это самое популярное имя для новорожденных мальчиков в Германии, просто на первом месте. Вслед за ним идут:

2. Leon
3. Luca / Luka
4. Tim / Timm
5. Paul
6. Jonas
7. Finn / Fynn
8. Max
9. Niklas / Niclas
10. Luis / Louis

мифологический Mohammed / Muhammed - на 130-м месте.
[User Picture]
From:[info]mitrius@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:08 pm
(Link)
вообще германская мода на короткие имена
в Голландии только уменьшительные -- всякие Гусы, Пимы и Тимы
времена, когда людей могли звать Якобами, Герардусами и Йоханниесами, вспоминаются с трудом
а Йошка чего стоит!

опять же: вы представляете себе, чтобы Никсон назывался Диком, а Рузвельт Фрэнком? с Картера мода пошла
[User Picture]
From:[info]sumlenny@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:12 pm
(Link)
ну да, в Германии не только Йошка, но и всякие Уши (Урсула) на каждом шагу, я уж не говорю о сокращениях фамилий типа "Польди" от Подольски и "Швайни" от Швайнштайгер.
[User Picture]
From:[info]meeshootkin@lj
Date:January 12th, 2010 - 07:55 pm
(Link)
Устают от своих хундертвассерштрассе, вот и сокращают.
From:[info]dvulikiy_gatsby@lj
Date:November 13th, 2008 - 04:36 pm
(Link)
Вообще-то Никсон и врямь назывался Диком. Такие значки были очень распространены на выборах 52 и 56 годов:

http://www.politicalheritage.com/ikorb.php?func=catalog&category_id=6&product_id=103

В Америке пошло скорее с первого Рузвельта. Его в народе называли Тедди, и от него пошло teddy-bear - плюшевый мишка.
[User Picture]
From:[info]zamost@lj
Date:November 13th, 2008 - 04:47 pm
(Link)
Но был, например, "Тедди Рузвельт", хотя сам он не любил такого обращения. Однако плюшевых мишек в его честь назвали именно уменьшительным именем.
[User Picture]
From:[info]sumlenny@lj
Date:November 13th, 2008 - 11:59 am
(Link)
как шутил мой бывший начальник, Изяслав - очень удобное имя. В одной компании можешь представляться Изей, а в другой - Славой :)
[User Picture]
From:[info]maxalex@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:00 pm
(Link)
что характерно, папа Изяслава когда ему в очередной раз шутят эту шутку начинает уже багроветь лицом и считать "триста тридцать пятый..."
[User Picture]
From:[info]sumlenny@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:02 pm
(Link)
а нефиг было выпендриваться.
[User Picture]
From:[info]angelight_a@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:00 pm
(Link)
Появляются потихоньку. У моей одну дочь зовут Параскева, другую - Ефросинья. Знаю одну маленькую Акулину. Феклы не знаю ни одной :)
[User Picture]
From:[info]sumlenny@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:02 pm
(Link)
я знаю несколько семей, где дочери Варвары.
[User Picture]
From:[info]angelight_a@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:07 pm
(Link)
Да, я тоже знаю таких. Но это, именно маленькие девочки. Вообще, с очень редким именем ребенку трудно. Мне вот все детство хотелось, чтобы меня звали Лена или Наташа, как всех остальных девочек :) А имя Ангелина тогда было такое же редкое, как сейчас Никодим какой-нибудь. И это было причиной многих страданий :)
[User Picture]
From:[info]sumlenny@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:10 pm
(Link)
ну, одной из этих девочек уже 10 лет, другой - 7.

а редкое имя может быть поводом для насмешек с точно такой же вероятностью, как и рыжие волосы, коричневая куртка или принесенные из дома бутерброды. В смысле - повод к травле не является причиной травли.
[User Picture]
From:[info]angelight_a@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:16 pm
(Link)
Нет-нет, травле я не подвергалась, это была моя собственная детская глупость. Просто все такие большие глаза делали, когда слышали имя, что мне казалось - стыдно так выделяться. Поэтому к имени всегда добавляла - "меня так в честь бабушки назвали, не потому, что хотели выделиться" :)
[User Picture]
From:[info]sumlenny@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:17 pm
(Link)
ну да, бывает :)

у меня с фамилией так - я уже сбился со счета, сколько ее написаний мне попадалось :)
[User Picture]
From:[info]gorno_stai@lj
Date:November 13th, 2008 - 02:09 pm
(Link)
я знаю Феклу :). но там семья православная, и у них есть еще Серафим
[User Picture]
From:[info]mitrius@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:05 pm
(Link)
Нет, кроме шуток, эти Тихоны, Фролы, Маланьи, Ульяны, Серафимы и прочие -- сейчас самый что ни на есть мейнстрим. По-другому почти не называют.
Конкретно Лука в большой моде, у меня двое Лук у знакомых.

Александр, кажется -- вечное имя, оно всегда было на первом месте. Так же Анна и Мария. Анастасия удивляет -- рывок, однако.
Я несколько раз считал по отчествам на олимпиадах и у поступающих -- отцов звали в основном Владимирами (как и моего). В моём поколении Владимиров практически нет никаких. Может быть, сейчас опять модно :)

Что до Ивана, то это имя в советское время пережило резкий упадок, а с 1980-х стало возрождаться, причём примерно в культурном статусе Фрола и Луки, разве что частотнее. В 1950-1960-х никаких Иванов не было, это да. Мариенгоф записал тогда в дневнике: "Когда отец назвал меня Анатолием, это было редчайшее имя, а две трети России были Иваны. Сейчас Толики везде, но только отчаянный оригинал назовёт сына Иваном".

Ещё интересен взлёт и падение Валерия (в честь Чкалова) и Валентины (Гризодубова, а потом Терешкова): до революции это были очень редкие имена (Брюсова дразнили), с уходом советской моды тоже про них забыли.
[User Picture]
From:[info]doctor_sasha@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:26 pm
(Link)
Всё верно, кроме "вечности" Анн и Марий. Г.р. 1957 - девочки с такими именами были единичные в поле зрения. Сплошь Лены, Наташи, Тани, Иры. Более-менее "вечные" - пожалуй, Ольги.
[User Picture]
From:[info]domety@lj
Date:November 16th, 2008 - 08:47 am
(Link)
Шершеневич, довольно гадкий товарищ довольно скользкого Мариенгофа выразился как-то в том смысле, что купец второй гильдии Брюсов стремился всю жизнь к оригинальности, и начало этому как будто было положено уже тем, что родители назвали его "оригинально - Валерий, а не вульгарно - Валериан". В советское время стало наоборот, и это ощущение привычности одного имени и манерности другого сохранятся, хотя молодых Валериев уже не сыщешь (у меня отец Валерий, но ему уже за 60).
[User Picture]
From:[info]mftsch@lj
Date:November 19th, 2008 - 12:35 pm
(Link)
Что до Ивана, то это имя в советское время пережило резкий упадок, а с 1980-х стало возрождаться

Хех, вот я Иван 1980 года рождения. И помню в детстве среди моих сверстников и людей родившихся в 70-х моё имя было почти уникальным. Я этого очень стеснялся.
Но с середины 80-х и по нынешние годы Иванов рождается всё больше. Сейчас это вполне мейнстрим.
[User Picture]
From:[info]lesgustoy@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:07 pm
(Link)
но моисеями или исаями сынов
называть народ приссывает
хотя ничего себе - раньше и так
русские мужики назывались

а максимы и денисы с артёмами
это такой вариант конвертируемых имён
типа всяких дэнов или алексов - с прицелом на интернешенл
никита той же породы. вроде и наш а уже и всемирный
From:[info]pipisichkina@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:54 pm
(Link)
уж лучше моисеи и исайи, чем это тихое помешательство - никиты, данилы, кириллы и артемы. Взрослый мужик с одним из таких имен - это просто жесть.
И родители все считают себя такими оригиналами, назвав отпрысков такими именами.
[User Picture]
From:[info]semen_serpent@lj
Date:November 15th, 2008 - 11:57 am
(Link)
Например, Никита Михалков - такая жесть, такая жесть...
From:[info]pipisichkina@lj
Date:November 15th, 2008 - 11:59 am
(Link)
ну если б все никиты были михалковыми, я б еще смирилась с этим именем, а так - мерзкое имечко. никитка.... блин...
[User Picture]
From:[info]domety@lj
Date:November 16th, 2008 - 08:53 am
(Link)
Да, многие имена стали нелюбимыми именно из-за отсутствия (или малой известности) нормальных сокращений.
Хотя у Алексея Толстого Никиты всегда Никиты - вне зависимости от возраста.
[User Picture]
From:[info]semen_serpent@lj
Date:November 17th, 2008 - 03:50 pm
(Link)
Да-да, Никитка Хрущёв - так мерзко... блин...
From:[info]pipisichkina@lj
Date:November 17th, 2008 - 03:53 pm
(Link)
)))))))) отстаньте, прошу Вас!
[User Picture]
From:[info]semen_serpent@lj
Date:November 18th, 2008 - 07:09 am

Отстаю, отстаю, отстаю

(Link)
Хотя я с вами во всём согласен и всецело вас поддерживаю!
В кои-то веки встретил, можно сказать, родственную душу, любящую сказки Сергея Козлова...
Так вот и вся жизнь наша (с)

[User Picture]
From:[info]domety@lj
Date:November 16th, 2008 - 08:51 am
(Link)
От Данилы меня просто тошнит - хотя бы потому, что есть нормальная форма Даниил. От Артёма тошнит меньше, но есть же, опять-таки, святцевая форма Артемий!
А к Кириллу и Никите у меня отношение нормальное.
[User Picture]
From:[info]alextr98@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:15 pm

У меня есть знакомая семья - 4 детей

(Link)
Старшая Серафима (14 лет), младший Спиридон (7лет). Плюс Катя и Лида в промежутке.
[User Picture]
From:[info]doctor_sasha@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:41 pm
(Link)
Интересная динамика частотности имён здесь:
http://odnadoma.ru/article.php?sid=330

К сожалению, не совсем ясен источник информации.
[User Picture]
From:[info]igeliho@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:44 pm
(Link)
У моих знакомых - трое пацанов. Илья, Тихон, Кузьма.
У других - (четверо детей) - Анна, Аркадий, Данила, Василий.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:November 13th, 2008 - 01:49 pm
(Link)
Выпадает Аркадий.
[User Picture]
From:[info]igeliho@lj
Date:November 13th, 2008 - 02:31 pm
(Link)
Ага. Удивительно - но он и не любимый родителями дитеныш. ( С бабушкой в итоге живет. Что еще удивительно - самый шумный, подвижный и проблемный ребенок из всех выше перечисленных - Тихон.
В еврейско-американских семьях сейчас, кстати, очень модны Матвей (удобно сокращать до Мэтью) и Марк. В русско-еврейских ) - Ефрем - Эфраим.

[User Picture]
From:[info]igeliho@lj
Date:November 13th, 2008 - 02:35 pm
(Link)
Девочек сейчас часто называют Елизавета и Екатерина
[User Picture]
From:[info]_skin_head_@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:49 pm
(Link)
а где же ахмэты и махмуды?
[User Picture]
From:[info]lisbetina@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:57 pm
(Link)
Анастасия уже лет пятнадцать держит первенство.

Семь Лен было в моём классе. И в поколении в основном Лены, а также Светы, Оли, Тани, Марины, Юли, плюс Анжелы и Анжелики, Снежаны, Илоны. Среди наших мам, воспитательниц и учительниц лидировали Валентины, Галины, Людмилы, Надежды, Любови.
[User Picture]
From:[info]lisbetina@lj
Date:November 13th, 2008 - 12:58 pm
(Link)
а из мужских имён самым популярным было имя Дмитрий.
[User Picture]
From:[info]kunitza@lj
Date:November 13th, 2008 - 01:02 pm
(Link)
А у нас в Одессе на имя "Сонечка" оборачивается пол песочницы, на имя "Данечка", соответственно, другая половина. :)
[User Picture]
From:[info]alfy_18@lj
Date:November 13th, 2008 - 03:24 pm
(Link)
А как дела обстоят с "Ростиками"? По моим воспоминаниям лет 15 назад на Укрине была куча маленьких Ростиславов :)
[User Picture]
From:[info]kunitza@lj
Date:November 14th, 2008 - 10:47 am
(Link)
Сейчас вроде эпидемии Ростиславов не наблюдается. Все в норме :)
From:[info]lidia_skryabina@lj
Date:November 13th, 2008 - 02:19 pm
(Link)
Феклы и Акулины были деревенскими именами, которые быстро ушли вместе с отменой крепостного права. "Свободные женщины Востока" сразу потянулись за городскими, господскими именами.
Вообще, после революции сразу был резкий скачок в переименовании населения, когда перестали называть по святцам, а появились Апрелина - в честь апрельских тезисов В.И. Ленина, Октябрина и пр. дети революции.
А наша семья в этом году пополнилась Архипом и Саввой. На Савве настояла родительница. Все были против, но у неё начался послеродильный психоз и пришлось согласиться. Теперь зовем его, конечно, совой. Так и в школе, наверное, будут называть.
Оффтоп: Мы, кстати, бывшие однокурсники. Мне про ваш ЖЖ Таня Пынина - она всё обо всех знает - все уши прожужала.
[User Picture]
From:[info]alfy_18@lj
Date:November 13th, 2008 - 03:29 pm
(Link)
У нас в Бельгии на данный момент самое популярное имя Мухамед :) Я серьезно.

[User Picture]
From:[info]marta_ketro@lj
Date:November 13th, 2008 - 05:43 pm
(Link)
Я всё думаю родить Аграфену, но никак с духом не соберусь.
[User Picture]
From:[info]semen_serpent@lj
Date:November 15th, 2008 - 11:58 am
(Link)
Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федор, Фекла и проч., употребляются у нас только между простолюдинами (с) Пушкин
[User Picture]
From:[info]kis_kisych@lj
Date:November 18th, 2008 - 07:25 am
(Link)
Два царя были Федорами. Федора Ушакова вроде тоже имя известное.
From:[info]sssshhssss@lj
Date:November 18th, 2008 - 10:17 am
(Link)
Я так понимаю, имя Владимир вне конкурса? :)
My Website Powered by LJ.Rossia.org