Журнал Андрея Мальгина - Донос на сына
November 18th, 2008
01:28 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Донос на сына
Читаю замечательную книжку о провинциальной российской жизни 18 века.

Нахожу много общего с советскими временами.

Вот, например, случай, зафикисрованный 4 апреля 1724 года. "Бежецкого посаду вдова Фекла Иканфеева дочь Борисовская жена Гневашева доносила словесно: В прошлом де 723 году, а в котором месяце и числе, того сказать не знает, сын ее Алексей Борисов сын Гневашев по выбору бежецких посацких людей выслан был в целовальники в Санкт-Питебурх. А сего 724 году в апреле месяце, а которого числа, того, не знает, оной сын ее пришел к ней в дом и по се число живет тайно, а чего де ради тайно живет, того не ведает, и от того она опасна, нет ли ним какой притчины".

Т.е. сын вернулся домой в апреле, а донесла она на него уже 4-го числа, то есть уже на второй или третий день. После чего 9 апреля его арестовали и посадили в колодничью избу, где просидел почти неделю. 15 апреля, как сообщили караульные, "оной Алексей Гневашев стал метатца и скорбеть животом, и потом уже и рвота его непомерная изняла. И от той скорби, признавая, мы стали его спрашивать и обыскивать, нет ли какова отравного зелья. И по обыску... при всех колодниках и караульных денщиках выняли у него, Алексея Гневашева, из карману мышьяку и квасцов... и, призвав сторонних людей, его, Гневашева, спрашивали, что он тот мышьяк ел ли. Гневашев при всех объявил, что тот мышьяк ел сам тайно, а для какой притчины и где оной мышьяк взял, того за тою болезнию и за рвотой им, караульным, не сказал. И от того объядения он, Алексей Гневашев, будучи в колодничьей избе, и помер того 15 числа".

Автор сборника решил дополнить картину случившегося и изрядно покопался в бежецких архивах. И выяснилось, что мать его, Фекла Акинфеева, похоронила второго мужа, а дом, куда вернулся Алексей, оказывается, достался ему, Алексею, по наследству после смерти первого мужа, т.е. его отца. О чем Алексей не знал, хотя в ведомости 1723 года дом этот значится как "двор Алексея Гневашева". Любопытно, что была даже зафикирована попытка отчима Киприана Львова оформить фиктивную купчую на часть домовладения. Дело было остановлено, но ответственности Киприан Львов не понес и вскоре сам умер. В момент неожиданного возвращения Алексея его мать отчаянно пыталась оформить на себя все, что осталось ей от двух мужей. Дело запутывало то, что после второго мужа остались кой-какие долги, и мамаша по этой причине фактически находилась под следствием.

Вот такой детектив.

Так что знаменитую булгаковскую фразу "Квартирный вопрос их испортил" вполне можно отнести и к более ранним российским временам.

(3 комментария | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]tambovsky_wolk@lj
Date:November 18th, 2008 - 07:16 am
(Link)
Чё-то тут не то.

Целовальник - это атрибут довольно ответственной общественной или государственной должности. Это тот, кто крест целует, присягу даёт. К 13 и даже 16-летнему пацану это вряд ли приложимо.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:November 18th, 2008 - 10:16 am
(Link)
Да, это странно. Утверждение, что "сын ее Алексей Борисов сын Гневашев по выбору бежецких посацких людей выслан был в целовальники в Санкт-Питебурх", сомнений не вызывает. А вот при изучении переписи автор книги явно принял одного Гневашева за другого. Так что строчку про возраст я убрал.
[User Picture]
From:[info]griseopallidus@lj
Date:November 18th, 2008 - 07:55 am
(Link)
Напоминает историю византийской императрицы Ирины.
My Website Powered by LJ.Rossia.org