Журнал Андрея Мальгина - Небольшое расследование Deutsche Welle: как Russia Today роет яму для Ангелы Меркель
July 11th, 2016
11:17 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Небольшое расследование Deutsche Welle: как Russia Today роет яму для Ангелы Меркель
В Германии, наконец, начали активно обсуждать тему дезинформации и пропаганды в Сети. На конкретном примере Инго Маннтойфель и Насер Шруф показывают, как работает такая пропаганда.

То, что в интернете можно наткнуться на пропаганду и дезинформацию, сейчас уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Но не всем ясно, каким образом устроены кампании по дезинформации и насколько быстро можно ввести человека в заблуждение. К примеру, если вдруг кто-то в Германии захочет к концу священного для мусульман месяца Рамадан узнать, как Ангела Меркель (Angela Merkel) относится к этому месяцу обязательного для тех, кто исповедует ислам, поста, то, пожалуй, наберет в поисковике Google что-то вроде "Ангела Меркель Рамадан".

Дезинформация в одном клике от вас

На первой же странице с результатами поиска Google выдает ссылку на новость с заголовком "Освобождение от налогов из-за Рамадана?". Такая заметка размещена на немецкоязычном сайте Politically Incorrect, позиционирующем себя как новостное СМИ "против мейнстрима" и, тем самым, наверняка привлекающее тех, кто недоволен политикой правительства ФРГ в отношении беженцев. Беглый взгляд на баннеры, размещенные на портале, позволяет понять, что этот сайт в значительной мере поддерживает акции антиисламского движения Pegida и его региональных отделений. Кто именно скрывается за Politically Incorrect, однозначно сказать невозможно. Однако близость сайта к исламофобским, правопопулистским и правоэкстремистским течениям очевидна.

Из короткой новости читатель узнает, что "4 июня Ангела Меркель освободила владельцев ресторанов от уплаты налогов, чтобы мусульмане могли приобрести недорогую еду во время Рамадана". Эта сама по себе нелепая новость, похоже, находит благодатную почву в восприятии многих посетителей сайта: комментарии пользователей полны критики и ругательств в адрес Ангелы Меркель и политики правительства ФРГ в отношении беженцев.

Картина якобы чересчур великодушного отношения немецкого правительства и, прежде всего, самой Меркель к беженцам, которую и пытались создать организаторы этой кампании по дезинформации, получила "очередное подтверждение" в глазах читателей сайта. Дезинформация сработала. На деле никакого "освобождении от уплаты налогов" не происходило. Подобного распоряжения не было ни до, ни во время, ни после Рамадана - ни со стороны правительства ФРГ, ни со стороны лично немецкого канцлера.

Как отмывают дезинформацию

Интересно пронаблюдать, как зародилась и распространялась эта новость. Даже анонимные авторы немецкоязычного сайта замечают, что эта история не может быть правдивой. Поэтому они благоразумно пишут: "О каких именно налогах идет речь, не сообщается. Нет в сообщении и других деталей. Вообще-то едва ли можно представить, чтобы немецкий канцлер самовольно предоставила особые права отдельной группе людей". Но тут же они переходят к нарративу теории заговора: "Вообще-то, такое сложно представить. Однако так как Меркель самоуправно переступила через Основной закон страны, затаскивая в Германию своих желанных новых граждан, от нее можно ожидать и подобных мер. Посему мы публикуем здесь эту новость с необходимой осторожностью и сдержанностью".

Дабы сделать лживую историю достоверной, Politically Incorrect дает ссылку на сообщение англоязычного сайта MoroccoWorldNews и ссылается также на арабскую версию государственного российского иновещателя RT (Russia Today). То есть вместо того, чтобы проверить подлинность новости перед ее опубликованием, что является журналистской обязанностью, либо после опубликования ложных сведений признать ошибку, сайт Politically Incorrect прячется за сообщением российского гостелеканала Russia Today на арабском языке.

По языковым причинам немецкому интернет-пользователю не удастся сходу понять новость на сайте Russia Today на арабском.
Но даже если постараться и перевести с помощью переводчика Google примерное содержание заметки на RT, то выяснится, что RT на арабском тоже не является первоисточником новости. RT в свою очередь ссылается на саудовскую газету Al-Riyadh, близкую к местному королевскому дому.

Довольно сомнительно, что саудовская газета лучше, чем пресса Германии, осведомлена о том, что касается вопросов немецкого налогообложения. Но если кто-то все приложит усилия, то даже после продолжительных поисков на интернет-портале Al-Riyadh на арабском, ему придется признать: подобной новости об освобождении от уплаты налогов на этом сайте нет.

Двойная кампания по дезинформации

Таким образом, основным распространителем этой лживой истории надо рассматривать арабскую страницу сайта российского гостелеканала RT. Цель этой кампании по дезинформации в конечном итоге - как арабские читатели, так и (опосредовано) немецкие пользователи интернета. У арабской публики создается неверное впечатление, будто бы Германия чрезмерно великодушно относится к мусульманам, что способствует росту готовности искать убежище в ФРГ. В то же время этот обман еще больше настраивает против канцлера Меркель немцев, скептически относящихся к исламу.

За этой кампанией по дезинформации, вероятно, скрывается следующий расчет: если Ангела Меркель будет вынуждена покинуть свой пост из-за миграционного кризиса, позиции Германии в Европе будут заметно ослаблены. А значит, и единство ЕС по вопросу продления санкций против Кремля будет нарушено.

Тем самым, данный пример отлично иллюстрирует принцип действия пропаганды и дезинформации: ложные (как в нашем случае) либо полуправдивые или сильно искаженные (как в иных случаях) сведения отмываются через разного рода сайты на различных языках до тех пор, пока собственно "источник" новости не пропадает из поля зрения.

В итоге к немецкому конечному пользователю попадает новость-дезинформация со ссылкой на, казалось бы, достоверные "международные" СМИ. Для тех людей, кто считает, будто ведущие немецкие СМИ не рассказывают всю правду, это даже становится подтверждением их мнения: ведь нелепая история о том, как канцлер ФРГ самовольно освободила кого-то от уплаты налогов, упоминается только в зарубежных источниках.

Но, в конце концов, никто не должен быть уверенным в том, что он не попадется на удочку подобной кампании по дезинформации. Напомним: эта "новость" находится в один клик, она была в топ-10 результатов поиска самого популярного в Германии поисковика Google. Прописная истина, которая остается актуальной и сейчас: нужно критично относиться к любой информации и ее источникам.


ОТСЮДА

(60 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
From:[info]homo_parvus@lj
Date:July 11th, 2016 - 04:24 pm
(Link)
почему в Европе не запретят вещание RT?
From:[info]msk01@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:07 pm
(Link)
Свобода слова-с.
From:[info]homo_parvus@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:23 am
(Link)
может, просто Фемида медлительная? :)
From:[info]and_pushkin@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:13 pm
(Link)
Свобода слова. Сегодня запретите это, завтра запретят ещё что-нибудь но по вашему мнению уже правильное. Не уподобляйтесь. Пока закон не нарушен. И поэтому вещают
From:[info]homo_parvus@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:21 am
(Link)
дык враньё - разве не нарушение закона?
[User Picture]
From:[info]migmit@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:42 am
(Link)
Слава богу, нет.
From:[info]ext_1754723@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:50 am
(Link)
Вполне могут иск поджать за клевету, хотя обычно этого не делают.
From:[info]homo_parvus@lj
Date:July 12th, 2016 - 02:08 am
(Link)
зря :)
[User Picture]
From:[info]migmit@lj
Date:July 12th, 2016 - 02:26 am
(Link)
Вы всегда говорите правду, причём всю?
From:[info]homo_parvus@lj
Date:July 12th, 2016 - 02:51 am
(Link)
нет

но я же не СМИ :)
[User Picture]
From:[info]migmit@lj
Date:July 12th, 2016 - 02:52 am
(Link)
В таких вещах лучше переосторожничать. Запрет на ложь слишком легко трансформируется в запрет на неугодную правду.
From:[info]homo_parvus@lj
Date:July 12th, 2016 - 03:03 am
(Link)
резонно
From:[info]ext_2863466@lj
Date:July 12th, 2016 - 07:57 am
(Link)
>В таких вещах лучше переосторожничать. Запрет на ложь слишком легко трансформируется в запрет на неугодную правду.

Согласен! - но лучше ставить вопрос несколько иначе, по-американски: не как вопрос лучше-хуже, а вопрос абсолютного принципа: не сметь посягать на свободу слова: запрещено запрещать. .

Клевета - особый случай: от клеветы защищено должно быть частное лицо, не государство: "клевета на строй" - совковое, тоталитарное понятие.

А как быть с фальшивками RT, такими как вот эта? Да просто: разоблачать их надо, как сделал в этом выпуске Андрей Викторович. Тогда попытка дезинформации обернётся против самих дезинформаторов, к следующей утке об исламофилии Меркель будет в обществе иммунитет.

Свобода слова включает свободу лжи - но и свободу её опровержения. Опыт показывает, что где больше свободы, там и правды больше.
From:[info]psihspaarnis@lj
Date:July 12th, 2016 - 03:20 am
(Link)
Нет, но я не говорю заведомую ложь.
Может я в какой-то мере ущербный в смысле коммуникации, но я настолько уверен, что у меня не получится соврать, что я даже не пытаюсь.
From:[info]foreveo@lj
Date:July 12th, 2016 - 02:47 am
(Link)
- Господа! Что вы делаете, господа?! Разве можно бить человека по лицу?! - воскликнул профессор изящной словесности
- Можно! - с уверенностью заявили гопники.

Жить в "мире профессоров" приятнее, чем в "мире гопников", но гопники не понимают по-профессорски.
А мутить сложные правила, позволяющие законно избавляться от гопоты на основании отсутствия у них диссертаций - во-первых, еще мерзее, чем просто дать по морде, а во-вторых, довольно скоро у каждого гопника будет по паре защищенных диссертаций, но гопниками они быть от этого не перестанут.
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 12th, 2016 - 05:17 pm
(Link)
РТ, так же как и прочие кремлёвские пропагандоны, нарушили уже закон, точнее договор о трансганичном вещании, который обязывает предоставлять информацию объективно. РТ и не вещает в Германии, прочие разве что в кабельных сетях и за деньги.
From:[info]dmitry_sushkov@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:19 pm
(Link)
потому что свобода. А запрет СМИ по линии государства это несвобода, какой бы трэш эти сМи ни писали. Надо в рамках закона сформировать команду юристов, закидывающих все филиалы РТ исками за ложь и клевету. Вместо гос. бюджета пусть кормятся за счёт ответчика, почва там благодатная. Когда вычерпает весь бюджет - закрыть как банкротов с соблюдением всех законных процедур.
From:[info]homo_parvus@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:21 am
(Link)
хе-хе :)
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 12th, 2016 - 05:18 pm
(Link)
РТ, так же как и прочие кремлёвские пропагандоны, нарушили уже закон, точнее договор о трансграничном вещании, который обязывает предоставлять информацию объективно. РТ и не вещает в Германии, прочие разве что в кабельных сетях и за деньги.

И они не СМИ, а СМП, что есть разновидность рекламных каналов, на которые свобода слова не распространяется.
From:[info]vsamovarov@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:02 am
(Link)
Потому что российский агит-пром не достоин такого подарка.
From:[info]homo_parvus@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:20 am
(Link)
:)
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 12th, 2016 - 05:12 pm
(Link)
запретили уже. они "вещают" через интернет.
From:[info]homo_parvus@lj
Date:July 13th, 2016 - 12:56 am
(Link)
их в дверь, они в окно :)
From:[info]widber@lj
Date:July 13th, 2016 - 05:37 pm
(Link)
У меня РТ, правда, на английском, есть в незашифрованном виде в кабеле от Unitymedia (ex KabelBW). Говорят, раньше он был на немецком, но я сам не видел, т. к. раньше его не включал. Только сейчас попробовал, чтобы удостовериться, что канал никуда не пропал.
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 14th, 2016 - 02:08 pm
(Link)
Вот это новость. Жаль, не знаю, куда написать, а то бы потребовал прикрыть всю эту пропагандистскую лавочку.
From:[info]widber@lj
Date:July 14th, 2016 - 05:23 pm
(Link)
А вы знаете, какой орган недавно запретил вещание RT в Германии? Наверное, им же и надо писать
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 15th, 2016 - 06:49 am
(Link)
Увы не знаю.
From:[info]woolfs@lj
Date:July 11th, 2016 - 04:35 pm
(Link)
Яндекс уже взяли под контроль...




А в гугле раскручивают до топовых новостей лживую пропаганду.
From:[info]and_pushkin@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:21 pm
(Link)
Очень глупый и тупой запрос. Как клиента на бабки разводите, когда объясняете ему, что он - великий бизнесмен. Вот если бы выпадало по запросу "багиров" на первой странице сразу про его мнение о россиянах... А так, даже - не пятая страница поиска.
From:[info]superwowxxxxx@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:27 am
(Link)
Статья на Лурке про багирова весьма недурственная.
From:[info]dmitry_sushkov@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:27 pm
(Link)
в гуглье - алгоритмусы. а раскручивают не в гуглье, а сеть специально на то заточенных сайтов местячковых администраций и патриотических клубов по команде главного СЕОшника.
From:[info]and_pushkin@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:30 pm
(Link)
И чем отличается хорошая пропаганда от плохой. Не надо врать! Просто своим тупым и дешёвым враньём вы всё портите.
2016-07-12 01-27-36 багиров про русских — Яндекс  нашлось 88 тыс. результатов - Google Chrome
From:[info]pavlik_astahov@lj
Date:July 12th, 2016 - 12:03 am
(Link)
Багиров - кандидат в депутаты Госдуры от партии Патриоты России.
Так что не надо тут, гугол находит лишь лживые вещи!!)))
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 12th, 2016 - 05:21 pm
(Link)
Вас Яндекс просто не считает за россиянина, вот и выдаёт нефильтрованное.
From:[info]demosfenn@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:36 pm
(Link)
Гугол тоже прогнулся:
"Некоторые результаты поиска могли быть удалены в соответствии с местным законодательством. Подробнее..."
From:[info]zhegloff@lj
Date:July 11th, 2016 - 07:47 pm
(Link)
У вас яндекс неправильный.

[User Picture]
From:[info]migmit@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:44 am
(Link)
У меня находит. Видимо, яндех только дорогим россиянам выдачу портит.
[User Picture]
From:[info]mancunian@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:02 pm
(Link)
После того, что вытворяли "беженцы" в новогоднюю ночь по всей Германии (и как это власти пытались замести под ковер) доверия Меркель во всем, что касается этого искусственно созданного кризиса, нет. Отсюда и подобная дезинформация, которой охотно верят. Не надо своему народу врать из политкорректных соображений потому как.
From:[info]valroma@lj
Date:July 11th, 2016 - 06:34 pm
(Link)
По всей Германии?
[User Picture]
From:[info]mancunian@lj
Date:July 11th, 2016 - 06:37 pm
(Link)
From:[info]ext_3654687@lj
Date:July 11th, 2016 - 10:31 pm
(Link)
испорченный телефон это называется
From:[info]valroma@lj
Date:July 11th, 2016 - 10:59 pm
(Link)
Написано про Кельн и Гамбург. Но это не вся Германия.
[User Picture]
From:[info]mancunian@lj
Date:July 12th, 2016 - 12:45 am
(Link)
1000 человек в этих двух городах, и еще 200 в других. Мало, что ли?
From:[info]valroma@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:46 am
(Link)
Я не говорил что мало, я говорил что не вся Германия.
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 12th, 2016 - 05:24 pm
(Link)
Не распространяйте кремлёвское враньё. Не по всей Германии, не беженцы, власти не пытались замести под ковёр, доверие к Меркель не пострадало. Фух, Киселёв один раз пёрнет - за**ёшься опровергать.
[User Picture]
From:[info]mancunian@lj
Date:July 12th, 2016 - 05:29 pm
(Link)
Но вы уж напрягитесь там. Потому как если не вы, то кто?
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 13th, 2016 - 07:47 am
(Link)
Да, так в демократии и думают люди: если не я, то кто?.
From:[info]dmitry_sushkov@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:30 pm
(Link)
в Чехии этот феномен тоже имеется. Но тут тролль на Граде заседает... Говорит мол, я против выхода из ЕС, но сделаю всё, чтобы дать чехам возможность выбирать. Такой тонкий ход. Как только замаячит перспектива референдума, в дело включатся многочисленные чешские "независимые СМИ" и скучающие по родине случайные эмигранты. коих - легион. А так - да, Земан против ;-)
From:[info]stahl_hans@lj
Date:July 11th, 2016 - 11:01 pm
(Link)
в Германии РТ по авторитету сравнима с телемагазинами продающими трусы и бусы
россия = ложь
From:[info]dmitry_sushkov@lj
Date:July 12th, 2016 - 02:31 pm
(Link)
CzechFreePress например это не RT, зато на него сам RT ссылается частенько как на мифические европейские СМИ. Подобных этому в Чехии порядка 30 изданий, публикующих как откровенный запутинский трэш, так и завуалированную полунедоправду, выстроенную в логические цепочки, подобные той, что недавно французы высмеивали.
From:[info]penetrat0r@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:37 pm
(Link)
А что вы хотели от парашитудей и России вообще?
[User Picture]
From:[info]andreybar@lj
Date:July 11th, 2016 - 05:57 pm
(Link)
Спец операция КГБ.
[User Picture]
From:[info]jackill@lj
Date:July 11th, 2016 - 07:10 pm
(Link)
С русскими "новостями" то же самое. Ищешь гуглом, а там большой круг на 20 сайтах-помойках.
From:[info]ext_2874837@lj
Date:July 11th, 2016 - 07:56 pm
(Link)
Вот «новость» об временной отмене налога для определённого контингента немцами (и не только) вполне естественно воспринимается как компрометирующая.
А когда Путин и Ко прощают миллиардные долги куче стран - почти всем пофиг: им там наверху виднее, не нашего ума дело. Т.е. даже эти вопиющие и не скрываемые властью факты населением не воспринимаются как компрометирующие. И даже не столь важно, что они это делают за откаты (т.е. с особым цинизмом и в особо крупном размере попирают УК) - пусть бы даже они это делали бескорыстно (по дури) - почти никто и не заикнётся: как же так?!
From:[info]zambor@lj
Date:July 12th, 2016 - 01:02 am
(Link)
Процитированная статья - сама образец пропаганды и дезинформации
From:[info]colorado_beetle@lj
Date:July 12th, 2016 - 10:24 am
(Link)
там написана неправда ?
From:[info]zambor@lj
Date:July 12th, 2016 - 11:01 am
(Link)
Отчасти - да
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 12th, 2016 - 05:26 pm
(Link)
Хуже: заведомая лож.
From:[info]sasha_perovsky@lj
Date:July 12th, 2016 - 10:24 am
(Link)
спасибо, капитан Очевидность
[User Picture]
From:[info]_yu_@lj
Date:July 12th, 2016 - 04:00 am
(Link)
Интервью Сергея Караганова журналу Spiegel:
www spiegel de/spiegel/russland-sergej-karaganow-droht-mit-vernichtung-von-nato-waffen-a-110210.html
bither livejournal com/662546.html
From:[info]kingeugen@lj
Date:July 12th, 2016 - 05:47 pm
(Link)
спасибо, забавное интервью, состоящее впрочем из обычного пускания пузырей. Как всегда слабая позиция у журналиста, который в наиболее интересных местах не идут вглубь. Вот например после "Если НАТО начнёт агрессию по отношению к стране, имеющей такой атомный арсенал, как наша — вы будете наказаны." не хватает вопроса "а что делать тем, на кого нападает Россия?" Было бы забавно посмотреть на виляния.
From:[info]pravda_v_bane@lj
Date:July 12th, 2016 - 09:40 am
(Link)
россия отстает во всем, и в пропаганде тоже.

до таких вершин расти еще и расти
My Website Powered by LJ.Rossia.org