Журнал Андрея Мальгина - Редакционный плюрализм на примере газеты "Фигаро"
October 24th, 2005
04:33 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Редакционный плюрализм на примере газеты "Фигаро"
Сначала (7 марта) газета печатает восторженную статью о моей книге "Советник президента", где в одном из персонажей легко угадывается Анна Политковская. . "Этот возмутитель общественного спокойствия развлекается, анализируя "международные карьеры" журналистов, известных на Западе тем, что они "сражаются за свободу", сделав своей профессией критику реформ. Он высмеивает всех этих Триссотанов демократии. Своими острыми зубами он буквально рвет на части этих «тартюфов свободы», которые тщательно подготовили для себя "запасной аэродром где-то в Европе или Соединенных Штатах, на случай, если все закончится плохо".

Уже через месяц в "Фигаро" публикуется восторженная статья о А.Политковской: "В последнее время Анна Политковская чувствует себя менее одинокой. Эта высокая женщина с утонченными чертами лица и рано поседевшими волосами, продолжающая писать правду о войне в Чечне и "преступлениях" путинского режима, думала, что ей суждено еще долго сражаться в одиночку... В сентябре прошлого года, в разгар кризиса вокруг захвата заложников в североосетинском городе Беслане, Анна Политковская едва не поплатилась жизнью за свою активность. Воспользовавшись личными контактами в чеченской среде, она попыталась вырвать у Кремля согласие на приезд на место захвата заложников с посреднической миссией чеченского сепаратистского президента Аслана Масхадова. После некоторых колебаний президентская администрация ответила Анне недвусмысленным отказом, потребовав, чтобы она выбросила из головы подобные инициативы. Первым же рейсом Политковская вылетела в Беслан. В самолете, выпив стакан чаю, она потеряла сознание. Жизнь ей спас врач аэропорта в Ростове-на-Дону: он дал ей лекарство, которое дают солдатам, когда останавливается сердце."Многие друзья советуют мне уехать из страны, но это было бы нечестно", – говорит эта смелая 45-летняя женщина..."

Проходит еще два месяца. Теперь у Политковской в "Фигаро" берут интервью:

"- Наше общество сделало ошибку, доверив власть такому человеку, как Владимир Путин. Его система видения мира делит его на две категории: друзей и врагов. Дискуссионные площадки превратились в фикцию. Мы не вправе говорить о том, что происходит в Чечне, не вправе критиковать экономическую и социальную реформу, так как Путин считает, что она правильная. Он даже сказал, что парламент – это не место, где можно дискутировать и спорить о будущем страны... Это не демократический дефицит, а настоящее отсутствие демократии. У нас демократические дискуссии невозможны. Война в Чечне не прекращается, теракты происходят один за другим, унося все больше жизней. Но у нас нет права говорить, что причиной этого террора является война в Чечне. Судьи полностью находятся в подчинении у Путина. По закону судьи назначаются Путиным: они получают квартиры от президента, Кремль платит им зарплату, их повышение и увольнение зависят от главы государства... Судебная система подверглась чистке, в России больше не существует независимого правосудия! Уже никто не верит в правосудие! Под разговоры о борьбе с коррупцией российская администрация все больше разъедается ею. Пример тому – закон, отменяющий выборы областных губернаторов: теперь губернаторы назначаются непосредственно Кремлем, что усиливает их зависимость и их уровень коррумпированности...
- Какова сегодня ситуация в Чечне? Есть ли опасность радикализации чеченского сопротивления после гибели Аслана Масхадова?
- Опасность радикализации существует, но я не решусь описывать состояние чеченского сопротивления. Я не располагаю достаточной информацией, чтобы ответить на ваш вопрос. Отсутствие информации об этом конфликте – настоящая трагедия. Очевидно, что смерть Масхадова, единственной умеренной фигуры, может повлечь за собой лишь ожесточение сопротивления, тем более что тело бывшего президента до сих пор не возвращено его семье..."

Спустя две недели "Фигаро" публикует открытое письмо Гонкуровского лауреата, пожизненного секретаря Французской академии Мориса Дрюона:

"Как французский патриот, в жилах которого течет доля и русской крови, как ревностный сторонник голлистской традиции согласия и сотрудничества между Францией и Россией, я был немало удивлен заявлениями, утверждениями и взглядами госпожи Анны Политковской, озвученными в интервью 'Le Figaro Magazine' 11 июня 2005 года. Безусловно, давать слово представителям оппозиции - долг и обязанность прессы в свободной стране, и здесь я нисколько не виню 'Le Figaro Magazine'. Однако, да будет мне позволено также свободно выступить в роли критика этого оппозиционера.
Госпожа Политковская безапелляционно утверждает, что "дискуссионное пространство (в путинской России) ничтожно по своим размерам", что в стране "нельзя говорить о том, что происходит в Чечне", "нельзя критиковать политические и социальные реформы". Иными словами, что в России душат свободу общественного мнения.
Однако госпожа Политковская - журналист 'Новой газеты', небольшого оппозиционного еженедельника, выходящего в Москве. Таким образом, мне не ясна ее логика. Она дает понять, что режим превращается в диктатуру. Живя во времена Сталина (а мне кажется, что она для этого слишком молода), ей не удалось бы вылить на главу государства и малой толики той грязи, которую она льет теперь, не оказавшись при этом далеко в Сибири. Впрочем, ни одна газета советской эпохи не согласилось бы ее печатать, а подобные инсинуации в зарубежной прессе стоили бы отправки в Гулаг...
Наконец, Анна Политковская видит доказательство бесспорного и опасного сползания к авторитаризму в том, что губернаторы и судьи назначаются Кремлем. Вот это меня действительно тревожит! И не столько из-за России, сколько из-за Франции, где префекты регионов и судьи назначаются правительством. Нужно срочно реформировать наши институты, если мы хотим продолжать называться демократией!
Есть такая пословица - 'Кто издалеча, тот и предтеча'. Незнакомцу легко выдавать себя за важную персону, пока не разберутся в его мелкой сущности. Насколько мне известно, в России, где более 70% населения поддерживают Владимира Путина, Анна Политковская известна лишь как патентованная противница существующих порядков, которую никто не принимает всерьез. Нам следовало бы относиться к ней так же.
Морис Дрюон"

Imported event Original

(Оставить комментарий)

My Website Powered by LJ.Rossia.org