Журнал Андрея Мальгина - Выношу из комментов в качестве объявления
[Recent Entries][Archive][Friends][User Info]
09:13 am
[Link] |
Выношу из комментов в качестве объявления
|
|
|
Ну можно было бороться с Германией, а можно с Гитлером. Ошибку "после первой мировой" нне повторили после второй.
Западный мир точно идет по тем же граблям. Вводит санкции против России, в то время как один из главных пропагандистов Соловьев спокойно прохлаждается на своей вилле в Европе. В то время как Усманов - один из главных кошельков фашистов спокойно живет в Англии. Шувалов с женой покупают замки и апартаменты. И т. д.
Упрощенное представление все-таки о том, что с Германией обошлись мягко "после второй", в отличие от того, что было после первой мировой. После второй страну оккупировали, разделили, руководителей предали трибуналу (тогда как кайзер спокойно доживал свой век в Голландии), советская зона была разграблена репарациями похлеще чем после Версаля. Миллионы немцев были изгнаны со своей родины (Судет, Силезии, Восточной Пруссии), отобрали значительную часть территории, тогда как колонии и Эльзас-Лотарингия, потерянные Германией после первой мировой, все же были землями, населенными другими народами или спорными территориями. Ограничение численности армии, наложенные Версалем, я лично считаю даже благом для Германии. Я уж не говорю о военнопленных, которые удерживались в СССР до середины 1950-х. или же умерли в плену. Две причины, по которым последствия Версальского мира сейчас кажутся ужасными: 1) Мировой кризис 1929 года и вызванная им политика экономического протекционизма, которые сильно ударили по Германии, до этого вполне благополучно преодолевавшей послевоенные трудности. Именно он привел к власти нацистов, которые всячески пропагандистски обыгрывали Версальский мир. 2) В свете того, что натворил Гитлер, первая мировая война кажется вполне "джентльменской" обычной войной и наказание проигравших в ней немцев воспринимаются непомерно жестоким. Тогда как наказание немцев после второй мировой воспринимается как заслуженное.
Нацистское правление заставило забыть о том, что во второй половине 1920-х Германия благодаря политике Штреземана наладила отношения с Францией и Англией (Локарнские соглашения), так что в Кремле никто не строил планы войны с Германией, несмотря на слабую армию (да и РККА благодаря реформам Фрунзе сильно урезали), главным врагом были лимитрофы, китайские генералы-милитаристы и Япония на Дальнем Востоке (плюс беспокойные границы на юге). С точки зрения внутренней стабильности экономия на военных расходах даже смягчало социальные проблемы Германии, в сущности угроза коммунистической революции (и то скорее всего провальной) там была лишь в 1923-м во время Рурского кризиса, и тут сильный рейхсвер втянул бы Германию в проигрышную войну с Францией/Англией и только поспособствовал бы радикализации страны.
В свете того, что натворил Гитлер, первая мировая война кажется вполне "джентльменской" обычной войной и наказание проигравших в ней немцев воспринимаются непомерно жестоким. Наказание немецкого народа за проигранную войну кажется жестоким ещё и с таких позиций: 1) Германию просто назначили виновной. Сейчас-то прекрасно известно, что в развязывании 1-ой Мировой были заинтересованы все крупные государства Европы. Поэтому просто победители ограбили побеждённых. 2) Версальский договор был не просто несправедливым к немцам - он был оскорбительным и унизительным. До этого в Европе велись сотни войн, но ещё ни разу мир не заключался в отсутствии одной из сторон, в отношении которой действовал мирный договор. Ещё ни разу никого не заставляли подписать "бланко чек", в который потом вписывались любые суммы на усмотрение победителей. В России 70 лет спустя придумали для этого отличное понятие - "беспредел".
Согласился бы с вами, но вы забываете одно обстоятельство. Версальскому миру предшествовал "похабный" Брестский мир, где Германия обошлась по "беспределу" со слабой стороной, так что ей отплатили той же монетой. Британский историк Дэн Сноу относит к мифам утверждение "Версальский мирный договор был непомерно суров": "Требование о выплате Германией репараций было увязано с ее платежеспособностью и практически не выполнялось. Условия мира были значительно мягче, чем требования договоров, заключенных как после франко-прусской войны 1870-1871 года, так и после Второй мировой войны. По итогам первой войны к Германии отошли давно принадлежавшие Франции области Эльзас и Лотарингия, где была сосредоточена французская горно-металлургическая промышленность. Франции также пришлось выплатить немалую контрибуцию, причем немедленно." |
|