Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет anarchist_2001 ([info]anarchist_2001)
@ 2005-12-18 21:56:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение: nostalgic

Экспедиция в метро, часть 4


часть №1, часть №2, часть №3

Выяснилось, что под платформой станции метро (не знаю если так устроено везде, но по крайней мере - в киевском метро, на Шулявской ("Большевике")) с одной стороны проходит невысокий и узкий служебный ход - я так и не сумел определить, находились ли мы тогда с правой или с левой стороны платформы (относительно выхода с эксалатора, которым пользуются все нормальные люди.) Идти там приходилось согнувшись - мы медленно двигались цепочкой, я шел по ходу первым, за мной следовал Ченарь с нашим убогим светильником, от которого к этому моменту оставалось всего-ничего. Через широкий "прорез" в стене справа, который тянулся по всей длине платформы, проникало немного рассеянного света со станции. Сквозь "прорез" и тянувшиеся на распорках по стене кабеля были видны рельсы. Мы слышали, как по платформе наверху перемещаются люди, слышали их голоса. Гораздо позже Ченарь признался мне, что якобы был свидетелем тому, как я прошел в опасной близости от каких-то "оголенных проводов". Может это была шина питания рельса? Я ничего такого не помню, но судя по его словам "ещё шаг вправо и от тебя бы одни кроссовки остались." Именно поэтому он меня тогда и не окликнул. Что ж, может быть действительно что-то такое там было... всё могло быть.

Да, и ещё - многие из вас возможно замечали на платформах метро такие маленькие "решеточки" в полу, похожие на сливы на полу уборной. Открою вам очевидное - эти "сливы" находились прямо у нас над головами. Двигаясь по коридору, я поднял голову и увидел сквозь "решеточку" чьи-то ноги. Когда мы находились предположительно на середине платформы, из тоннеля с лязгом и скрежетом, обдав нас струей горячего "электрического" воздуха, вылетел поезд метро. Но это никого не застало врасплох. Перспектива была несколько необычной по сравнению с привычной "на платформе", но не более.

В конце платформы коридор сворачивал влево и мы оказались в небольшой, грязной бетонной комнатке. Пол там был неровный и как будто земляной - а может это многолетняя грязь просто там слежавшимися слоями лежала на бетонном полу? В углу валялись чья-то грязная оранжевая каска, спецовка и рваный ватник. Там же мы увидели остатки разбитых бутылок из-под водки и много-много лампочек, валявшихся на полу - в коробочках и без. Многие тоже были разбиты и раздавлены. Лампочки были нестандартные (я поднял одну из них) - со странным цоколем и на 50 вольт, видимо, для вагонов метро. Кое-кто из ребят признался, что когда лазили сюда в прошлый раз, почти все лампочки были целыми и они много их перебили и передавили - так, из хулиганства - ведь применения-то им в быту всё равно нет... В стене комнатки была единственная дверь - гермодверь, как на подводных лодках, с колесом, выкрашенная в грязно-зелёный цвет. Ченарь и ещё несколько ребят сгрудились вокруг двери и попытались повернуть колесо. Но оно не поддавалось! Видимо, к счастью - ибо позже ребята рассказали мне, что в прошлый раз дверь сразу открылась и за ней оказался самый что ни на есть прозаический, освещенный коридор с крашеными стенами - "ход в мусарню", как говорили они. Идти по этому ходу они тогда побоялись - и правильно сделали, это почти 100% вероятность "палева". Там, в отличие от неосвещенных и полузаброшенных служебных тоннелей вполне могли оказаться во множестве очень живые и злые при виде непрошенных посетителей, работники метро. То, что на самой двери мог быть контактный датчик, который подает сигнал на пульт диспетчера в случае несанкционированного проникновения, нам тогда попросту в голову не пришло.

Немного помудохавшись с гермодверью, мы остановились. Было ясно, что дальше идти некуда. Все уже изрядно устали к этому времени. Острых ощущений (от того, что случилось в вентиляторной) я думаю, нахватались все тоже. И было принято решение поворачивать назад. Тут бы и окончить мой рассказ, но, как вскоре выяснилось, испытание в вентиляторной было отнюдь не последним за наш поход.

Мы без проблем и очень быстро добрались до места, где нужно было перелезать по арке через пути (возвращаться из незнакомого места всегда быстрее, чем идти туда!) когда произошло странное и единственное за всю экспедицию событие, отдающее откровенной чертовщиной. На этот раз Ченарь лез через арку первым, а я шел замыкающим, позади всех. Я видел, как он оказался на вершине арки, несколько секунд сидел на ней, вглядываясь куда-то во тьму, куда не доставал свет освещавших то место лампочек, потом непонятно крикнул "Эй!" кому-то, кто находился по другую сторону арки и наконец, слез на другую сторону и сам. Мы последовали за ним. Я, повторяю, шел последним. Когда я сам оказался на вершине арки, я увидел что из хода, которого мы только что вышли, на мгновение показался человеческий силуэт и тут же скрылся. Мне показалось, что это был Ченарь - но ведь он шел впереди! Когда Ченарь увидел меня, спускающегося по скобам последним, было ясно что он чем-то потрясен. "А я, блядь, думал ты впереди всех шел" - сказал он мне - "я тебя видел, когда лез. Ты ещё поманил мне рукой и сам исчез в ходу. Я кричал тебе эй - думаю, ну, совсем чумовой, куда ты рвёшься в темноте, а оказалось что это не ты был вовсе. Пиздец." Гораздо позже мы долго обсуждали этот случай, но к однозначному ответу так и не пришли. Ченарь склонялся к версии, что это были живущие в метро бомжи, которые видели нас и решили не связываться - но зачем тогда было делать знаки? В версию "бомжей" было удобней всего и безопасней для рассудка верить.... Что это было? "Глюки подземелья"? Скажу лишь, что именно это место, эта "арка" - хоть и была освещена, в отличие от других мест где мы ходили, почему-то внушала мне безотчетную тревогу за всё время нахождения в подземке. Как-то неуютно там было... ощущение чьего-то присутствия, что-ли... Не знаю, не знаю...

Тем не менее, разбирательство этого случая мы отложили на потом. Мы вошли в ход и двинулись в обратном направлении... а потом оказалось, что у нас вот-вот кончится свечной огарок! Тут уж стало не до шуток. Идти было наверно не так уж и далеко, но во время поворота за очередной угол огарок наконец мигнул пару раз трепещущим светом и погас. Вокруг нас пала тьма. Надо сказать что все не растерялись и тут же нашли в темноте руки друг-друга. Поначалу Ченарь хотел пройти остаток пути "на спичках", но по закону подлости коробок выпал у него из рук и по ещё одному закону подлости - то ли кто-то отфутбольнул его ногой, то-ли что - коробок в темноте мы так и не нашли. И мы решились на отчаянный шаг - возвращаться назад наощупь, взявшись за руки. Теперь я понимаю, что это был самый самоубийственный поступок за всю экспедицию, что перед этим бледнела даже перспектива шастания по подземке со свечным огарком - какой-никакой, а всё-таки свет. А что нам ещё оставалось делать? Возвращаться на станцию и сдаваться в руки ментам? (всё таки этот выбор не был чреват смертью, как тот, что мы сделали!) И мы двинулись в полной темноты вдоль какой-то стены наощупь - кто-то сообразил, что стена, возможно, выведет нас "куда надо". Есть такое правило в спелеостологии - двигаясь вдоль какой-то одной стены (левой или правой) можно в конце концов выбраться из лабиринта - хотя при бесконечной сложности лабиринта на это может уйти вечность. Поразительным оказался факт, что мы при таком "методе" избегли серьёзной травмы, а то и смерти - и никто не потерялся - ибо достаточно легко представить себе, как кто-то из цепочки проваливается в какую-то яму, касается частей машин, находящихся под напряжением, или напарывается на какие-то торчащие из стен острые предметы.

Скажу, что по остроте переживаний оставшийся до выхода на поверхность промежуток времени, когда мы блуждали наощупь во тьме, затмил даже Дыхание Ужаса в вентиляторной в начале экспедиции. Сначала было ничего, да и ощущалось присутствие товарищей, с которыми я держался за руки, а потом... сознание, в условиях частичной сенсорной депривации, т.е. наедине с "обнаженным" собой - начинает рождать монстров. Мысли всякие в голову начали лезть... Будто на самом деле мы все давно умерли и находимся в каком-то бесконечном чистилище, лимбе между мирами. И ещё тому подобное... Постепенно исчезло всякое чувство направления, теперь я был только частью экзистенциальной цепочки, которая двигалась непонятно откуда и непонятно куда. Впереди меня шел (шли?) некто, они же щупали стену и на основании этого отыскивали наш путь. Ощущение времени постепенно исчезло тоже. Вся моя связь с "прошлым" и "будущим" находилась теперь - буквально! - в моих руках. "Будущее" оказалось сосредоточено в левой руке, "прошлое" - в правой. Я ощущал это как вполне осязаемые категории. Даже ощущение твердого пола под ногами постепенно отошло на второй план. Не знаю, что ощущали другие - но мне уже начало казаться, что я плыву или что меня несет куда-то спокойное темное течение. В какой-то момент я понял, что почти уже перестал держаться за руки и опустился на пол. Тьма постепенно растворяла в себе моё сознание. Не знаю, может быть так бы оно и вышло, но неожиданно я больно ударился плечом о какой-то выступ. Это всколыхнуло меня и на какое-то время вернуло к "действительности". Я перекликнулся с моими товарищами и все ответили, некоторые как-бы в полусне. Наверно, подобное переживали сейчас все. Я (и другие!) понял, чтобы "не потеряться" - не съехала крыша - нужно говорить. И я начал говорить. О чём - не помню. Главное было не дать тьме подчинить себя, загипнотизировать. Кто-то истерически смеялся, кто-то что-то очень быстро, непрерывно бормотал. Одновременно я горячо молился внутри себя неведомо Кому на неизвестных, невербальных каких-то языках - ВЫВЕДИ НАС ПОЖАЛУЙСТА ОТСЮДА.

Не знаю сколько всё это продолжалось, но в какой-то момент я поднял глаза и обнаружил, что нас вынесло в так напугавшую нас вначале вентиляторную комнату - сквозь медленно вращающиеся лопасти огромного вентилятора был виден свет в конце тоннеля, свет той самой лампочки на дне вентшахты. И я закричал от восторга! Я боялся, что все настолько уже "загипнотизированы тьмой", что не заметят этого и "цепочка" продолжит своё бесконечное слепое блуждание по подземелью, унося меня от этого места. Но другие тоже отреагировали сразу и весьма бурно.

Наконец, мы выбрались через дверь вентиляторной, оказавшись в полутемном (и таком хорошем тоннеле!) на растоянии видимости от хода, ведущего на поверхность. Радости нашей не было предела. Тьма отпустила нас! И мы, как будто на крыльях, двинулись прочь от подземеля, обратно к вентшахте.

Больше чем нужно никто уже под землёй задерживаться не хотел. Все буквально рвались на поверхность. Последние метры к началу лесенки наверх все буквально бежали. И вот, начался подъём наверх.

Он оказался гораздо тяжелее, чем спуск - подняться по скобам 85 метров, всё таки. Я шел последним. Вместе с подъемом на меня навалилась чудовищная тяжесть - наверно, просто сказался отходняк от адреналинового выброса, а я как будто чувствовал - тьма физически не хотела отпускать меня. Чем выше к поверхности, тем тяжелее. На каком-то мгновении мне показалось, что у меня не хватит сил подняться ещё на одну скобу. Я поднял голову и увидел в полуметре над собой - отверстие в решетке и склонившиеся над ним головы ребят. Они ждали меня. - Ну как ты там? - проговорил Ченарь. Давай, поднимайся.

И вот мы стояли на той самой решетке внутри вентилляционной "башенки" - оголовка шахты, откуда началось наше путешествие. Когда последним поднялся я, Ченарь подошел к выключателю и шахта вновь погрузилась во тьму. Дневной свет, проникающий через "окна-жалюзи" больно резал глаза - они отвыкли от него за то время, что мы находились под землёй. Да и сколько его прошло? Потом я узнал, мы пробыли под землёй несколько часов. Ребята, кто как умел, устало приводили себя в порядок. Кто-то переодевался и складывал грязную одежду в мешки, которые при спуске под землю оставили там же. Я посмотрел в проникающей полосе света на свои руки и обнаружил, что они стали чернее антрацита. И вся моя одежда - брюки, рубашка, всё было грязным и измазанным подземной пылью.

Уже без всякой конспирации мы вылезли из башенки и тут же ломанулись кто-куда - наши пути моментально разделились. Большинство пошло к подземному переходу и хотя до дома было недалеко, я обнаружил, что ноги отказываются служить мне, видимо сказался пережитый стресс. И я поплелся к находившейся неподалеку троллейбусной остановке, чтобы проехать несколько остановок до дома на троллейбусе. Но перед этим я несколько минут молча стоял, вдыхая воздух поверхности и, щуря глаза, наслаждался солнечным светом и красками прекрасного мира, который мог потерять навсегда, спустившись под землю.

В троллейбусе на меня все неприятно косились - видимо я являл собой довольно неприглядное зрелище (позже, прийдя домой и глянув в зеркало я увидел что и лицо мое каким-то образом оказалось измазано черной грязью). Какая-то деревенского вида бабуся в платочке даже воскликнула во всеуслышание: "Подывытэсь, яка чумаковата дитына." Но мне было всё равно. Я был рад, что всё окончилось благополучно и я возвращаюсь, наконец, домой. Меньше всего мне хотелось сейчас думать о темноте и подземельях.

Вернувшись домой я разделся, сложил грязную одежду в ванную, тщательно вымыл мылом лицо и руки, потом напился воды из-под крана, повалился на тахту и уснул.

Разбудили меня пришедшие папа с мамой. То-то объяснения пришлось придумывать... хотя правду о том что случилось со мной в тот день они узнают лишь годы спустя.


ЭПИЛОГ:

Теперь, более десятка лет спустя, я с теплотой вспоминаю это мое приключение. Всё окончилось для нас благополучно, не смотря на откровенное и порой совершенно самоубийственное безрассудство с нашей стороны - начиная от инцидента с фонариком и кончая блужданием наощупь во тьме в техногенных лабиринтах подземки. Кто-то действительно хранил нас тогда от гораздо большей беды - чем просто страх перед тьмой или подземельем. Думаю, если бы сейчас была возможность заняться таким (экстремальным?) видом урбанистической спелеостологии, я бы не отказался. Только подготовился бы гораздо лучше. С умом надо лезть, если лезть вообще.

Вот и всё. Я давно хотел запечатлеть эту историю в письменном виде, а то идут годы и мелкие детали забываются, стираются. Спасибо за внимание.