Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ancient_skipper ([info]ancient_skipper)
@ 2006-10-15 20:41:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение: nostalgic
Музыка:магистр Кеноби, а может вернемся...

Тим Клейтон, Фил Крейг. ТРАФАЛЬГАР: ЛЮДИ, СРАЖЕНИЕ, ШТОРМ (1д)
Глава 1 (окончание)

* * *

Весь день 20 августа Наполеон провел в Булони, инспектируя войска и проклиная Вильнева. Все было готово. Императорская гвардия и кавалерия были с ним. В первой волне десанта 1700 специально подготовленных плавсредств могли вместить 113000 человек и 5600 лошадей. Вторая волна из 590 транспортов – 48000 человек и 3400 лошадей. Наполеон был человеком, чьи приказы выполнялись. Он верил в возможность покорить Британию. Все, что требовалось – это достаточное количество боевых кораблей, чтобы прикрыть его транспорта в течение нескольких дней. С вершин прибрежных дюн император мог без труда разглядеть Англию, и элита «Английской армии» (Armee d’Angleterre), так же, как и он сам, с нетерпением ожидали прибытия флота. Наполеон прибыл в армию в начале месяца и последнюю неделю он каждый день ожидал увидеть на горизонте паруса Вильнева.
В то самое время, когда император кипел от гнева, Вильнев отплыл в Кадис. Он одновременно и стыдился отказа от похода в Булонь, и был убежден в правильности своих действий. Он не верил, что его корабли могли бы победить британцев в битве на равных условиях, и опасался того, что может произойти с его моряками в Английском канале. Его экипажи, набранные в Провансе, Аквитании, Андалузии и Галиции, были слабо знакомы с этими опасными водами. Кроме того, здравый смысл подсказывал Вильневу, что теперь стало бесполезно пытаться следовать планам Наполеона, учитывая, что британцам о них все известно. В Ла-Корунье и Эль-Ферроле его беспокойство усилилось под влиянием своего испанского коллеги адмирала Федерико Гравина, секретные инструкции которого запрещали ему идти в Брест или принимать участие в высадке на Британские острова. Испанский адмирал старался не доводить их разговоры до той черты, когда он вынужден будет открыть карты и отказаться идти на север, а представлял свое нежелание поступить так обычным здравым смыслом. 3 августа Гравина в самых вежливых и убедительных выражениях проинформировал морского министра Наполеона Дени Декре о том, что, по его мнению, попытка вторжения уже провалилась.
В этот же день Вильнев написал своему старому и испытанному другу Декре, что, при невозможности сделать что-либо другое, он отправится в Кадис и соединится там с испанской эскадрой. В этой хорошо защищенной и безопасной гавани он сможет отремонтировать корабли и пополнить запасы. 7 августа он писал Декре: «Я готов к отплытию, но не знаю, что буду делать». Его беспокоили восемь кораблей, появившихся недалеко от Эль-Ферроля. Это мог быть Нельсон. «Они последуют за нами», писал он Декре. «Мне бы не хотелось встретить их двадцать или более кораблей. Наша морская тактика устарела. Мы не умеем ничего, кроме линейного построения, а это именно то, чего желает противник».
Вильнев был выходцем из древнего дворянского рода – потомок мальтийских рыцарей. Его не привлекала возможность быть покрытым позором за уклонение от битвы, а также он опасался реакции императора на свое поведение. Ни в коей мере его не воодушевляло присутствие на борту императорского адъютанта, генерала Жака-Александра Лористона, командующего экспедиционными силами, которые прокатились с ним до Мартиники и назад. В то время как Вильнев докладывал своему другу Декре о недостатках в людях, кораблях и береговом обслуживании, Лористон еженедельно писал непосредственно Бонапарту свои письма, в которых детально расписывал чрезмерную осторожность Вильнева и отсутствие у него всяческой инициативы. Лористон любил давать советы Вильневу, а тому, в полном соответствии с истинным духом флотско-армейского сотрудничества, нравилось отклонять их с, как выражался Лористон, «наглым высокомерием и саркастическим равнодушием».
С проходящего мимо торгового судна они узнали, что в районе Кадиса находилось всего три британских корабля, и адъютант Наполеона предложил послать вперед под покровом ночи адмирала Шарля Магона с шестью кораблями с тем, чтобы на рассвете захватить британцев врасплох. Но Вильнев был озабочен докладом, что за его эскадрой следует «хвост», и проигнорировал этот совет. Лористон доложил Наполеону, что англичане смогли улизнуть только потому, что эскадра подошла в дневное время. Окрестные рыбаки сообщили, что, приди французы ранним утром, когда дул южный ветер, англичанам не удалось бы так легко уйти. Но Вильнев был слишком осторожен и не желал ни малейшего риска. «Короче говоря, сир, страх перед Нельсоном преобладал», писал Лористон. Более смелые среди флотских офицеров были также недовольны. Драчливый и деятельный Магон, еще более раздраженный вызывающим поведением кораблей Коллингвуда при их отходе, был в бешенстве от упущенной возможности.
Приветственные флаги развевались над сторожевыми башнями сверкающего Кадиса, толпы народа заполнили Аламеду и балконы домов – но флот, величественно входящий в Кадисскую гавань, никоим образом нельзя было назвать ни объединенным, ни единым, ни счастливым.



(Добавить комментарий)


[info]antoin@lj
2006-10-16 01:11 (ссылка)
интересно, выходит, ещё до Трафальгара высадка в Англию была под вопросом :(

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]severr@lj
2006-10-16 06:06 (ссылка)
высадка всегда была под вопросом...

Трафальгар был 21 октября,
Наполеон издал приказ об уходе из Булони 29 августа

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ancient_skipper@lj
2006-10-16 13:02 (ссылка)
не помните, когда они фактически снялись оттуда - до Трафальгара или после?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]severr@lj
2006-10-16 14:15 (ссылка)
на следующий день и снялись...
15 октября уже был Ульм...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]severr@lj
2006-10-16 14:27 (ссылка)
от главного знатока :)
http://www.museum.ru/MUSEUM/1812/Memorial/Boulogne1/index.html

"Последняя попытка была осуществлена в начале 1805 года. Поначалу Наполеон всерьёз решил отвоевать у англичан Антильские острова, Ямайку, Сан Доминго и Гвиану. Брестская эскадра должна была присоединиться к уже действовавшим в регионе эскадрам Тулона и Рошфора, и, пользуясь тем, что английский флот стал концентрироваться в Европе, осуществить эту акцию. Угроза Ямайке и Сан Доминго, вынудила англичан перебросить часть флота в Карибское море. В январе адмирал Вильнёв, воспользовавшись, тем, что эскадру Нельсона отогнало ветром, сумел вывести свой флот с дивизией Лоринстона на борту, из блокированного Тулона. После ремонта, связанных с этим скандалов, неясности в поставленных задачах, в марте соединившись с испанской эскадрой, флот в составе 18 кораблей вышел в море. Нельсон, не будучи уверен в серьёзности французских намерений в Атлантике, и боясь оставить без присмотра Ла-Манша, стал метаться, между экватором и Европой.

Французы захватили Доминику, Мартинику и Гваделупу. Английское адмиралтейство приняло решение отправить туда Нельсона. С уходом, которого из Ла-Манша, Наполеон забыл об Антилах и вновь решил начать высадку на Британские острова. Вильнёву был отдан срочный приказ - вернуться в Булонь для обеспечения переправы. Ситуация была благоприятной – у англичан в Ла-Манше осталось 39 судов. Тогда как у французов, вместе с союзным испанским флотом - 59. И 30 судов франко-испанской эскадры Вильнёва на подходе.

Однако 17 августа на траверсе Булони вместо Вильнёва, Наполеон опять увидел фрегаты Нельсона. Французы из-за плохого состояния судов и встречного ветра, застряли в пути. Нельсон их потерял, и, опасаясь худшего, примчался в Булонь. Вильнёв же был вынужден встать на ремонт в Кадисе. Взбешенный Наполеон, приказал Вильнёву покинуть Кадис и дать бой англичанам в любом месте, где он их встретит[xliv].

В это же время, пользуясь англо-французской дуэлью на море, русская армия вышла на соединение с австрийской. Австрия же в свою очередь, пользуясь отсутствием Наполеона в столице, спешно, не дождавшись Кутузова, выступила на Париж.

О высадке в Англии пришлось забыть. Ввиду новой опасности на континенте, Наполеон не стал мешкать. 29 августа он зачитал войскам приказ о выступлении навстречу врагу, впервые назвав их - Великая Армия."

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ancient_skipper@lj
2006-10-16 12:57 (ссылка)
да, испанцы не рвались в бой, Вильнев тоже не очень, один Бони старался :)
Но ведь англичане не владели, очевидно, всей полнотой информации о положении на противной стороне, так что опасались изрядно.
Как часто бывает, каждая сторона преувеличивает силу противника.
Кроме того, мне встречалась версия, что Наполеон затеял Armee d'Angleterre как уловку для внезапного нападения на Австрию, что-то вроде этого

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ancient_skipper@lj
2006-10-16 23:13 (ссылка)
вот еще британский взгляд на это (современный):
It is often claimed that Trafalgar did not save Britain from invasion, because Napoleon had already abandoned his invasion plans and instead moved his armies into central Europe, where on 20 October he forced the Austrians to surrender at Ulm. The victory at Trafalgar on the following day would thus appear to lose much of its significance. This is surely to miss a key point. While the French and Spanish fleets were intact, Napoleon could just as easily march his armies back to the French coast and renew the invasion threat. It was the destruction of the combined fleets at Trafalgar that lifted the threat of invasion.
http://www.historyofwar.org/articles/battles_trafalgar2.html

(Ответить) (Уровень выше)