О "простом народе" Апелляция к мнению народа как к некоему высшему арбитру, уверенность в необходимости понимать народ, соответствовать неким исходящим от него культурно-нравственным нормам уже более двух столетий является одним из столпов господствующего в современном обществе мировоззрения. Особенно очевидной кажется приверженность подобному взгляду для адептов традиционной левой идеи, краеугольным камнем которой является эгалитаризм. При этом под словом «народ» чаще всего понимаются «простые люди», противопоставляющиеся не только власти, но и «интеллигенции» – при всей размытости этих терминов нельзя не признать, что основания для подобного противопоставления есть.
Подобное возвышение простонародия восходит к началу заката сословного общества, когда крамольной казалась сама мысль о праве людей низкого происхождения считать себя равными элите и решать судьбы страны. Тогда для доказательства полноценности представителей низов общества, их способности к эмансипации от темноты и невежества, для обуздания снобизма высших сословий – была вполне оправдана идеализация народа, приписывание ему некоего нутряного чувства правды и справедливости, идея о неоплатном долге интеллигенции перед ним – в изобилии наблюдавшиеся у тогдашних провозвестников свободы и равенства.
Впрочем, уже тогда наиболее прозорливые сторонники старого порядка увидели в подобном народопоклонстве надежную опору. В России, к примеру, «народность», как известно, была объявлена одним из столпов самодержавия, и немало апологетов последнего призывали «оторвавшиеся от корней» образованные классы приобщиться к таким неотъемлемым чертам простонародья как нутряной консерватизм, патриархальность и почтение к старшим, стадное единение с «миром», чуждость любым фантазиям о более разумном и справедливом устройстве общества.
В нынешнем псевдоэгалитарном обществе с формальным всеобщим равенством давно уже нет «народа» тех времен, отделенного от высших сословий глубокой культурно-ментальной пропастью, но сам феномен простонародья, обладающего всеми вышеназванными ценными для реакционеров чертами, вполне сохранился.
( Read more... )