| Страсти вокруг "Урала" |
[Sep. 30th, 2011|01:01 am] |
Лето 2002-го года в литературной жизни Екатеринбурга началось с небольшого, но достаточно неприятного скандала. Газета "Вечерние ведомости" опубликовала интервью с Валерием Исхаковым, Ольгой Славниковой и Юрием Казариным, в разное время занимавшими должность заместителя главного редактора журнала "Урал". Смысл сказанного ими можно было свести к тому, что журнал не отражает всей полноты литературно-художественной жизни региона, публикует некачественные тексты и причина этого - неумелое руководство журналом Николая Коляды, известного уральского драматурга и театрального режиссера.
Вот что, в частности, сказал бывший заведующий отделом поэзии доктор филологических наук, поэт Юрий Казарин уже в разговоре с корреспондентом "НС!":
- В редакции сложилась совершенно невыносимая атмосфера доносительства. Коляда постоянно в разъездах по своим театральным делам, журналом фактически руководит завхоз Олег Капорейко, к литературе никакого отношения не имеющий. Капорейко ни к кому не обращается по имени, им для всех придуманы обидные клички. Как под его сильным влиянием оказался Коляда, я не могу понять. Возможно, это произошло потому, что с Капорейко они компаньоны и связаны материально. Но люди молчат, поскольку большинство заведующих отделами -- студенты Коляды, люди от него зависимые. Лично для меня последней каплей стал выговор, который Коляда сделал Константину Богомолову, последнему профессиональному редактору, оставшемуся в журнале. После этого я подал заявление на увольнение по собственному желанию. И покидал журнал с ощущением, что ухожу из 37-го года.
Не без помощи СМИ из искры, оброненной "Ведомостями" разгорелось нешуточное пламя. Конфликт стал общеизвестен. По городу поползли самые разные версии происходящего, в том числе и политические. Это вынудило главного редактора "Урала" на встрече с прессой и читателями, организованной по случаю выхода специального "французского" номера, выступить с открытым обращением:
"Ситуация такова, что мне необходимо что-то ответить. Я долго сдерживался, потому как надеялся, что люди придут в сознание и начнут отвечать за свои слова, которые произносят, но более терпеть ложь, которой поливают меня, я не намерен, так как страдает мой авторитет и мое доброе имя, которое я много лет зарабатывал - трудом, а не интригами"
Далее главный редактор "Урала" подробно отчитался в том, что было сделано им за три года редактуры. Сделано немалое: в здании редакции проведены первые за тридцать лет ремонтные работы, закуплено новое офисное оборудование, организован литературный клуб "Лебядкин", с абсолютно свободным членством, сам журнал стал значительно толще, бесплатно среди подписчиков распространен в качестве приложения компакт-диск "Голоса уральских поэтов". Что касается содержания, Коляда нашел нужным выделить следующее из того, что выходило в тридцати пяти номерах, подписанных им: новые произведения Крапивина, Никонова, Матвеевой, Богаева, поэзия Ванеевой, Никулиной (Казарин тоже есть в этом списке), специальные номера -- три молодежных, "американский", "германский", номер по проблемам наркомании. По словам Николая Владимировича, интересных текстов в запасниках журнала накопилось столь много, что появился смысл издавать их отдельно - в "Полезном приложении" и поэтическом сборнике "Складчина". Согласитесь, на развал журнала все это похоже мало.
Так что же, Юрий Казарин лжет? Всякий, кто знает этого уважаемого, талантливого человека, такое предположение отвергнет. Не может Казарин лгать! Не так воспитан. Сотрудники журнала, отправившие в адрес областного министерства культуры области обращение в поддержку Коляды, считали, что "Казарин просто-напросто хочет занять его место".
Действительно, Юрий Викторович говорил о необходимости смены редакционного руководства:
- Уйдет Коляда, следом за ним уйдет и Капорейко. Тогда, может, ситуация и изменится, но только если министерство культуры на их место снова не поставит человека, далекого от литературы -- из цирка, из спорта или театра. Литературным печатным органом должен руководить писатель, в Союзе писателей есть достойные люди, настоящие профессионалы.
Однако:
- Сам я становиться главным редактором не хочу, иначе сделал бы это год назад, когда Коляда предложил мне занять его место. Меня вполне устраивала должность заведующего отделом поэзии. В отделе мне удалось создать хороший коллектив, работали мы в доброй обстановке, с чаепитиями. Коляда, правда, говорил об этом, что у меня в кабинете "дым коромыслом". В журнал я вообще не вернусь, ведь дело не только в обиде на Капорейко. СМИ города очень странно отреагировали -- подтасовывались факты, на меня посыпались обвинения в травле. Никакой травли и нет, я высказал свою точку зрения. Уйдя из журнала, я без работы не остался: преподаю на кафедре русского языка в уральском университете, пишу книгу о поэзии, собираю биографические материалы о Борисе Рыжем для другой книги.
Вернемся к открытому письму Николая Коляды: "Должность эта тяготит меня невероятно: журнал отбирает практически все время, я с трудом успеваю писать пьесы, а это главное дело моей жизни ... Меня разгонять не надо. Я сам уйду, но не сейчас, под дулом пистолета, а тогда, когда захочу, по доброй воле ... Уйду обязательно, особенно после этого происшествия, когда мне стало неприятно видеться и здороваться с некоторыми писателями ... Я уйду скоро, но не сегодня. Потому что не хочу, чтобы все сделанное мной, было бы в один день разрушено. Тогда зачем я мучился три года, не писал пьес, не спал ночами?"
Должность главного редактора - место не из "теплых". Ответственность большая, забот много, а претензий и критики еще больше. Получается, правы те, кто сводил конфликт к личным неприязненным отношениям, раздутым нашей журналистской братией до абсурдных размеров? Сам Коляда охарактеризовал все случившееся шекспировской "бурей в стакане воды". Да и "главный скандалист" трагедии не делал:
- Между мной и Колядой, которого я уважаю как драматурга, никакого конфликта нет. Каждый занимается своим делом - я пишу, Николай ставит спектакли, так откуда взяться конфликту?
И действительно, бывшие соратники, которые вдруг оказались (или их сделали?) непримиримыми антагонистами, дуэлей не устраивали, продолжают трудиться и по сию пору на благо отечественной культуры. Но, думаю, стоит все же - справедливости ради - привести две цифры. 234 - таков был тираж "Урала" в 1999 году, когда Николай Коляда только входил в обязанности главного редактора. В год, когда произошел вышеописанный скандал, в выходных данных журнала красовалась цифра в десять раз большая...
* * * * * * * В решении различного рода конфликтов, лучше не полагаться на собственные силы, а обратиться к специалисту. Например, юрист в коломне из юридической компании, чей сайт расположен по адресу jurist-kolomna.ru, поможет составить документы по разделению имущества при расторжении брака или наказать начальника, незаконно вас уволившего. * * * * * * * Все, наверное, слышали термин "ринопластика", но не всякий знает, что он означает. Но стоит зайти на сайт клиники красоты и здоровья "Вестмед", как становится понятно, что ринопластика - это операция по изменению формы носа. С удалением уродливой горбинки на носу или с выпрямлением деформированного носа прекрасно справляются врачи "Вестмеда".
|
|
|