| Корейская тактика |
[Aug. 9th, 2010|09:47 pm] |
В самом конце прошлого века в киноведческих кругах появился ироничный термин «желтое нашествие». Сначала китаец Чен Кайге «уважать себя заставил» интеллектуалов, вьетнамец Цуй Харк то же самое проделал с любителями безостановочной пальбы. Японец Такеши Китано стал кумиром и тех и других. Неугомонный гонконговец Джэкки Чан был популярен как никогда. Его соотечественник Джон Ву вообще «рубил» кассу наравне со Спилбергом и Лукасом. Затем настала очередь Кореи (Южной, конечно, - Северная так и сидела затворницей). Она долго – с конца семидесятых молчала, забыв, кажется, о собственных киностудиях, и вдруг предъявила миру козырную карту в облике Дже-Кью Кана. Молодой режиссер поставил к тому моменту всего-то два фильма, зато шуму наделал на всю планету. Аж до далекой Америки докатилась слава о его шпионском боевике с хлестким экзотическим названием «Шири».
С первого взгляда «Шири» особенно не отличался от голливудских или гонконговских образцов жанра. Начинаясь с по-восточному жестокой сцены кровавых тренировок в некоем военном лагере, сюжет плавно перетекал в традиционные коллизии бескомпромиссного противостояния секретных организаций разных стран. Одна сторона пытается выявить «чужого среди своих», другая – взорвать высокопоставленных чиновников при большом скоплении народа (стадион, кстати, становился уже целью террористов во «Внезапной смерти» с Ван Даммом и в классическом «Черном воскресении» Джона Франкенхаймера). При этом Кан старательно придерживался правила «трех S», изобретенного еще Хичкоком – в «Шири» есть и Sаспенс и Sюрпрайз и Sтори. Динамичное действие, зрелищные перестрелки и драки словно поставлены все тем же Ву. Кан до мелочей копировал его метод работы. Он вставлял в сценарий пару донельзя сентиментальных сцен, вместо стай голубей (которые для Ву – символ чистоты) размещал в кадре пестрые стайки аквариумных рыбок (шири, кстати, тоже рыбка), а Чон-Юн Фата в непростой, многослойной роли заменил женщиной – двадцатисемилетней дебютанткой Юн-Джим Кин (мужчины в актерском составе на ее фоне не запоминались совершенно). Даже коронная фишка создателя «Без лица» - в упор целящиеся друг в друга противники – здесь имелась.
Но проверенно – невозможно добиться успеха, подобострастно пользуясь наработанными штампами голливудских баловней, какими бы надежными эти наработки ни казались. Как просто было бы взять за основу какой-нибудь «Титаник», обмерить его с линейкой и секундомером, а потом наладить конвейерное производство своих «титаников». И «Мосфильм» бы сейчас купался бы в деньгах! Но, увы, хороший фильм – не сверкающий никелем «Мерседес» и не плоскоэкранный «Сони», рецептов для его создания нет. На одних апробированных сюжетных коллизиях и тщательно вызубренных движениях камеры далеко не уедешь. Необходимы национальный колорит, влюбленность в пленку, и способность вдохнуть ее теплую магию искусства. К счастью, у Кана все это имелось. Он оказался достаточно талантлив и самоотвержен, чтобы заставить зрителей с придыханием смотреть на экран в течении двух с лишним часов. И достаточно умен, чтобы через головы публики перемигиваться с критикой: «Я вовсе не такой простой, каким кажусь!».
Главное отличие «Шири» от других шпионских историй заключалось в том, что противники в ней – близкие соседи, представители одного народа, одной национальности и даже некогда одной страны. Южная и Северная Корея… «Берег левый, берег правый»… Восток всегда ставил интересы коллективные над личностью отдельного индивида. В Корее это привело к беде. Абстрактные идеи «общего счастья» привели к личным трагедиям миллионов людей, чем искренно обеспокоен Кан, устами героев произносящий «гидра коллективизма развела людей по разные стороны». Кан понимает, что винить в этом особо и некого, люди стали заложниками политических спекуляций. Изображая враждующих разведчиков, он в равной мере пользуется и темной и светлой краской. И название фильма тут же начинает приобретать глубокий смысл. Шпионы сравниваются с рыбкой, поскольку так же незаметно перебираются из одной страны в другую, но и шири преподает людям урок естественности, ведь границы ей просто неведомы.
* * * * * * *
Опытные игроки в бильярд знают, что победа зависит не только от их мастерства, но и от десятка других факторов. Например, от качества сукна на бильярдном столе. Но где купить бильярдный стол, достойный умения лучших игроков? В интернет-магазине "4борта": широкий выбор столов, быстрая доставка, возможность установки специалистами при сравнительно небольших ценах. |
|
|