блог Антона Каптелова - Мастер музыкальных инструментов из "Красной книги" [entries|archive|friends|userinfo]
anthonycaptain

[ website | блог Антона Каптелова ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| Блог Антона Каптелова КиноРаритет Лысые девушки ]

Мастер музыкальных инструментов из "Красной книги" [Aug. 25th, 2010|11:34 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
В советские еще времена зашел в магазин, специализирующийся на торговле морепродуктами, древний старик. Посмотрел на одну полку, уставленную консервами и громко вздохнул. Подошел к другому ряду жестяных банок и снова вздохнул. "Что это вы вздыхаете?" - забеспокоилась продавщица. "Я помню до революции здесь была купеческая рыбная лавка, - ответил старик. - В этом вот углу стояла бочка с красной икрой. В том - с черной. Здесь - висела севрюга... Эх, и кому это все мешало?!"...



Эту печальную байку рассказал мне некоторое время назад профессиональный инструментальный мастер, реставратор струнных музыкальных инструментов Эдуард Соколов, живущий в Екатеринбурге. Листая в своей мастерской старинные каталоги с изображением десятков всевозможных гармоней, балалаек, гитар, демонстрируя инструменты, над которыми работает сам, он тоже сокрушался: "И кому это все мешало?". 




Действительно, кому? Ну, допустим, вся популярная, эстрадная музыка движется в сторону синтетического, электронного звучания и там "живой", сделанный высокопрофессионально инструмент вроде бы и не нужен Но ведь кроме эстрады существует масса фольклорных коллективов, филармонии, да и частные коллекционеры, которые, казалось бы, заинтересованы в том, чтобы получить если не отреставрированный инструмент, то хотя бы точную его копию - так называемый "новодел". А в широком смысле, это нужно любому гражданину - для сохранения истории своей страны, во все периоды существования которой музыка "строить и жить помогала". Увы, и в этой области приходится признавать - Запад уделяет внимание истории музыки - своей и чужеродной - гораздо больше, чем Россия. Мастера, уехавшие жить и работать за рубеж, почти без исключений, процветают. Те же, кто остался, преодолевают бесконечную вереницу трудностей - с материалом, с инструментарием, с мастерскими. 



- На Урале было не так уж мало хороших мастеров, - вздыхал Эдуард Соколов во время нашей беседы. - А остались - считанные единицы. Кто-то уехал, кто-то умер, кто-то бросил заниматься любимым делом и занялся чем-то менее хлопотным, но приносящим больший доход. Моего коллегу и друга, замечательного мастера, неоднократно выигрывавшего специализированные фестивали в Польше и Венгрии - Кузнецова - и вовсе убили. Нас - реставраторов, мастеров музыкальных инструментов - впору в Красную книгу заносить!  



Только невероятная любовь к своему делу помогает Эдуарду Ивановичу преодолеть финансовые тяготы, недовольство собственной семьи, наконец. Свою мастерскую он в шутку называл "передвижной" - определенного помещения нет и за несколько лет пришлось с десяток раз перемещаться, перевозить с собой редкий инструментарий и бесценные струнные инструменты. В итоге, сняв под мастерскую жилую двухкомнатную квартиру, Соколов даже не все коробки распаковывал - на случай нового переезда!  



Осмотрел я пространство этой импровизированной мастерской. Теснота страшная! По стенам развешаны гитары и мандолины, стол завален деталями и чертежами. Половину одной из комнат занимал разобранный рояль, вторую - не распакованные коробки, в которых - бережно завернутые в специальные мешочки, упаковочки инструменты, не требующие срочного ремонта. Заказов у Соколова хватало: он работал одновременно над несколькими объектами. К одной из балалаек был прикреплен чертеж,  у другой - перебинтован гриф (он был сильно расколот), двухгрифная кварт-гитара лежала без задней стенки, выставляя в ожидании ремонта пустое свое нутро. Помимо реставрации занимался Соколов и "новоделом". "Крыловидными" гуслями, например. Действительно, похожи на крыло лебедя, если судить по чертежам. 



- А приглядитесь повнимательнее. Они сделаны в виде колчана для стрел. Очень может быть, что древний мастер таким образом хотел удивить сограждан - поворачивает колчан со стрелами - а там струны натянуты!  



Эти гусли восстанавливал Соколов по архивным документам "с ноля". Иногда на археологических раскопках находят кусок какого-то старинного инструмента и осколок этот служит для специалистов "основой", по которой реконструируют облик целого. В коллекции Эдуарда Ивановича есть скомороший гудок, смычок к которому воссоздать могут только при помощи фантазии - до наших дней не дошло свидетельств, как он выглядел на самом деле. А вот гусли с медвежьей головой на вершине Соколов сделал в двух вариантах - восстанавливал их по осколку, который не давал представления о "низе" инструмента: то ли между колен его зажимали древние музыканты и водили по струнам смычком, то ли просто держали в руках и щипали струны.  



- Особенно много осколков находят в районе Нижнего Новгорода. Земля там такая, что деревянные предметы полностью не разрушаются. Но состояние их, конечно, все равно плачевное. Ведь как та же балалайка попадала в землю? Великий Новгород был деревянным, часто горел. Во время пожара все, что находилось в доме выбрасывалось на улицу, а подбиралось потом только самое нужное и то, что уцелело. На этом же месте потом строили новый дом и та же балалайка, мало того, что обгорела и треснула от удара оземь, так на нее еще новый фундамент бросали!  



Но самая большая опасность для старинного инструмента, считал Соколов, не время и стихийное бедствие, а руки нерадивого, неопытного мастера. Взявшись за починку без специальных знаний, такой может лишить инструмент голоса, полностью изменить его внешний вид, обесценить его для историка и музыканта, Исправлять огрехи горе-мастера тяжелее, чем устранять последствия пожаров и веков. 



От исторических деталей наш разговор неизменно возвращался к проблемам современной России. С ними Эдуард Соколов столкнулся, едва "выбрав" себе занятие. В молодости, когда пришло время определяться в жизни, он вдруг осознал, что хочет делать гитары - вырезать фигурные стенки, покрывать их лаком, натягивать струны. И тут оказалось, что в Советской России нет такой профессии - "гитарный мастер" (будто бы она есть в России капиталистической!). Единственный путь увлекшемуся созданием инструментов пареньку был на факультет лесного хозяйства - только там по какому-то странному принципу готовили специалистов, идущих работать потом на фабрики музыкальных инструментов, а принцип, наверное, был прост - раз гитары да рояли делаются из дерева - лучше сельхозинститута специалистов никто и не подготовит. После института Соколову пришлось три года отрабатывать в милиарации, потом - в Долматовском лесхозе. Понятно, что времени на "увлечение" там почти не оставалось (на самом-то деле Эдуард Иванович его не бросал - штудировал всю литературу, которую только смог достать через местную библиотеку). "Хобби" в конце концов пересилило. Когда судьба вывела парня на развилку, один путь которой начинался с должности главного механика, а другой - с "никакой" должности на фирме "Урал", выпускающей музыкальные инструменты, выбор был сделан в пользу менее надежного, зато милого сердцу. Вот на фирме-то "Урал" Соколов наконец смог вплотную пообщаться с настоящими мастерами, перенять у них опыта, практически применить свои знания. 



Наставников у Эдуарда Соколова было много. Скрипичный мастер Алексей Петрович Скобелин, оружейник, занимавшийся и музыкальными инструментами, Конюков, Чесноков. Они не каждого обучать брались, но в молодом коллеге почувствовали настоящую одержимость делом и делились опытом с охотой. На фирме "Урал" Эдуард Иванович сразу же получил шестой разряд. И хотя основная продукция фирмы - обычный любительский ширпотреб, скоро появилась возможность работать с настоящим инструментом.  



С началом Перестройки рухнуло все быстро - закрылся "Урал", закрылась другая организация - Музпрокат, Кооператив "Резонанс", который создали мастера, просуществовал недолго. Многие высокопрофессиональные специалисты так и отошли от дел. Другие - в их числе и Соколов - как та лягушка из народной притчи - "дергают лапками" в надежде, что молоко в итоге превратится в масло. 



Помимо реставрации и "новодела", Соколов занимался музыкальными экспертизами в Территориальном управлении по сохранению культурных ценностей, готовил к изданию объемный труд - справочник "Многоликая гитара" (вот уж не знаю, выпустил ли), и ратовал за создание музея старинных инструментов в Ектеринбурге. Прослушав из уст Эдуарда Ивановича насыщенную и интереснейшую часовую лекцию из истории музыкального инструмента, я подумал тогда, что музей такой был бы действительно полезен и интересен. И обязательно - с Эдуардом Соколовым в качестве экскурсовода!



* * * * * * *


Много предложений по ссылкообмену и полезные советы о том, как "раскрутить" свой блог, вы найдете в ЖЖ, озаглавленном Блог Вебмастера. Кроме того - рассказ автора о том, как у него похители велосипед, фотографии красочных граффити и многое другое. 

* * * * * * *
Все знают Барби, многие знакомы с куклами Bratz. А вот что такое куклы moxie? Знакомьтесь с новыми объектами девчоночьих мечтаний в каталоге московского интернет-магазина Toys Express. Четыре кукольных красотки - Саша, Лекса, Софина и Авери - готовы стать подружками вашей дочки.
LinkLeave a comment