|
Несколько дней назад я поделился с вами своими впечатлениями от первого посещения Москвы. Может быть покажется странным, но от посещения (первого и пока единственного) уральского города Ирбит у меня впечатлений осталось еще больше. Побывал я там восемь лет назад и написал следующую статью (которую размещаю сейчас в нескольких постах, поскольку очень уж она объемная получилась):
"Варяго-греческим" путем Когда-то удобное расположение на перекрестии евро-азиатских дорог превратили маленькую уральскую слободу под названием Ирбеевка в шумный, славящийся богатыми ярмарками город Ирбит. В центр материка приезжали гости из Америки, Японии, Европы. Ныне ходить в гости не модно. Количество желающих попасть в Ирбит настолько снизилось, что вместительный "Икарус", ежедневно и не по разу идущий в сторону бывшей ярмарки, заменили "ГАЗелькой" на десяток посадочных мест. Конечно, тесновато, но пересадите из нее пассажиров в просторный автобус - затеряются среди пустых кресел.
Из Екатеринбурга в Ирбит - четыре часа неспешной езды и пара-тройка непродолжительных остановок. За это время в запылившемся экране окна можно проследить четкие градации российского населенного пункта от надменного мегаполиса до простецкой, горбатящейся крышами избушек деревеньки. Ирбит застрял где-то между. С одной стороны - городской статус, присвоенный за количество проживающих (48 тысяч - число печально уменьшающееся), с другой - двухэтажность и преобладание узких, почти деревенских улочек. Новостроек практически нет, да и не предвидится за неимением средств. Средств не хватает и на восстановление ветшающих зданий.
Сразу за знаком въезда в город редкого приезжего встречает резко выделяющаяся свежестью кирпичных стен миниатюрная базилика. Кованные двери закрыты "на клюшку". Хозяйка - местная бизнес-леди - возвела домик два года назад, но так и не решила, как его использовать: открыть ли магазинчик, или вывесить табличку "Ресторан". Следующее, за что цепляется взгляд, - высокая гора на правой, противоположной стороне. Вокруг горы расположилось разрастающееся крестами кладбище. Могилкам тесно на плоскости подножья и они уже начали вскарабкиваться по крутому склону, подкрадываясь к церкви, которая, говорят, стоит на самой вершине. Проверить это с дороги не удается - ее не видно за разросшимися над обрывом деревьями. Зато, уже в самом городе, едва ли не всюду замечаешь другую, давно не действующую церквушку. Она торчит обезглавленными стенами с территории завода, на которой "работает" трубой для отвода дыма от гигантского котла. Восстановление ее дорого, да и кто решится разрушить котел, отапливающий весь город? Была в Ирбите и еще одна церковь, стояла на самом берегу Ницы. Но и она, видимо, восстановления не заслужила. Снесли, оставив голую плешь.
Проехав кладбище с единственным действующим "объектом культа", "ГАЗель" прибывает на автовокзал (он же - железнодорожный). Скромная станция встречает пустотой залов и лет двадцать, а то и все тридцать, не обновляемой обстановкой. Зато не отпугивает вокзал привычной для екатеринбуржцев суетливой сутолокой и толкотней. Отсутствие пестрых торговых рядов компенсируется таким же отсутствием сизоносых бомжей и ватаг карманных воришек.
В покосившейся деревянной будке с не успевшей потемнеть вывеской "Роспечать" удалось за четыре рубля приобрести местную газету - четырехполосную "Ирбитскую жизнь". В довесок к ней, все за те же деньги, досталось два приложения - "Частные объявления" и "Программа телевидения", разбавленная анекдотами и новостями из Голливуда. Газеты порадовали приятной, без "выпендрежа" версткой и так не хватающим центральным СМИ интересом к "маленькому" человеку. Основное их содержание составляют бытийные историйки, забавные или с грустинкой, маленькие и интересные, как главы провинциального Декамерона.
ГостиНИЦА
"Хотел" в Ирбите - песня! Мало того, что называется "Ница", и буквы на крыше здания складываются в зарифмованную строчку. А нашелся бы человек, кто сумел довести ее помещения до ума, и потекла бы по гостиничным коридорам мелодия.
Почти все номера на четырех этажах одноместные, небольшие, но весьма уютные. В каждом - просторная односпальная кровать, удобное мягкое кресло, отдельные туалет и душ. Вот только воды горячей нет, а с дверных косяков даже от легкого хлопка осыпается краска. Еще одной проблемой, по крайней мере в номере, доставшемся мне, был замок, никак не желавший слушаться ключа. Изнутри мне так и не удалось с ним справиться и на ночь дверь приходилось подпирать дверь стулом.
Пятый этаж гостиницы "Ницы" занимает местная телестудия, как и газета "Ирбитская жизнь" -- не единственная в городе. Есть еще студия кабельного телевидения, еще один местный канал. В основном, конечно, они занимаются съемками новостийных программ, но есть и свои варианты "Здоровья", "Нашего сада".
В Ирбите напоминания о продукции градообразующего предприятия - мотозавода, встречаются порой в самых неожиданных местах. Так, гостиничная уборщица, моющая полы в коридорах на всех этажах по два раза в день - утром и вечером, ведра с водой и весь свой уборщицкий инвентарь возила на тележке, колеса для которой явно сняли со старенького "Урала". Их мягкое шорканье приятно будило по утрам (на удивление вовремя). Встаешь из-под хрустящего чистотой одеяла и подходишь к окну, размеры которого позволяют увидеть весь пейзаж просыпающегося города - от кирпичных четырехэтажек до тех самых ирбитских двориков, что изображены на триптихе руководителя театра Виктора Моора.
* * * * * * * Люди мыслят штампами. Вот, например, сиамская порода кошек вызывает чаще всего неприязнь. Почему-то считается, что это самые коварные и злые мяукающие создания. Но что мы на самом деле знаем о "сиамах"? Восполнить пробелы в знаниях и иначе взглянуть на это животное поможет сайт "Кошки".
* * * * * * * Зажигалка нужна не только заядлым курильщикам, но и людям, которые терпеть не могут табачный дым. Развести костер, обжечь нитку из распускающегося свитера - у зажигалок много применений. А зажигалка Zippo еще и добавляет стиля в имидж владельца. Заказать и купить zippo можно в интернет-магазине "Аэроподарок". |