| Командиры с чутким ухом, сибирские пельмени и японская «Березка» |
[Feb. 15th, 2011|03:39 pm] |
Четыре года назад я брал интервью у солиста Уральского народного хора Владимира Любушкина. Встретились мы накануне его юбилея - шестидесятилетия. Лично мне поверить в это было решительно невозможно. По-юношески задорный блеск в глазах, ироничный прищур, белозубая улыбка – как минимум с десяток лет долой! А когда этот статный седовласый красавец выходит на сцену – и еще с десяток лет исчезают.
Владимир Любушкин – солист Уральского хора, гроза женских сердец, человек немалого таланта. Таланта, как выяснилось в разговоре, не выпестованного в консерваториях и музыкальных училищах, а самородного, Богом данного. Мы сидели в кабинете по соседству с репетиционным залом. Из-за стены слышна была распевка – Уральский хор готовится к очередным гастролям.
- Родина моя – сибирская деревня Вознесенка, - вспоминал Владимир Любушкин. - Директором школы, где я учился, был очень хороший человек, фронтовик Роман Станиславович Кавкрак. Мы с ним очень здорово вместе украинские песни пели. Он мои вокальные данные оценил, настоял, чтобы пение я не бросал. Но в специальные учреждения поступить мне не удалось – семья наша была большая, жили мы не богато, родителям поддержать моих увлечений было не под силу.
- И Вам, наверное, пришлось рано идти работать, чтобы семье помогать?
- Да, когда я окончил школу, мы уехали в Красноярский край. Там есть молибденовый комбинат. Мой брат работал газоэлектросварщиком, а меня устроили к нему в ученики. На комбинате я проработать полтора года, параллельно в самодеятельности участвовал – пел, плясал. А потом ушел в армию…
- Это ведь, наверное, плохо для вокалистов – на долгий срок без практики в пении оставаться?
- Так получилось, что пением и в армии занимался. Сначала я попал на остров Русский. Он прославился тем, что солдат там голодом морят. Но когда я там служил, все было наоборот – солдаты круглые, как шанежки ходили! Восемь месяцев я пробыл на Русском, учился на торпедиста и продолжал заниматься в самодеятельности – запевалой был. Наша 6-ая рота во всех солдатских смотрах по самодеятельности первое место держала! И вот как-то с концертом к нам приехал ансамбль песни и пляски краснознаменного Тихоокеанского флота. Из него как раз четверо ребят мобилизовались - два баритона и два тенора. Их нужно было срочно кем-то заменять. Приходит к нам в роту мичман, спрашивает: «Кто тут из вас Любушкин?». Я представился. Тогда он отвел меня в клуб, сам сел за рояль и попросил спеть что-нибудь. Я спел один куплет «Хотят ли русские войны». Мичман тут же записал мои данные, а через неделю пришел вызов из политуправления – откомандировать Любушкина в распоряжение военного ансамбля…
- А когда впервые об Уральском народном хоре услышали?
- В армии и услышал! В 1967 году хор выступал на Дальнем Востоке и я с товарищами по ансамблю пошел на их концерт в матросском клубе. Нам тогда, по правде говоря, было все равно, на чей концерт идти – лишь бы отдохнуть от службы. Но Уральский хор мы в итоге слушали, затаив дыхание – уж очень здорово выступал! Уже тогда я влюбился в этот коллектив и за 38 лет, что существую в нем, ни разу не пожалел, что связал с ним жизнь.
- Как получилось, что вы стали солистом Уральского хора?
- После того концерта в матросском клубе директор хора Алексей Алексевич Сальников и хормейстер Неонилла Александровна Мальгинова проверили меня, молодого запевалу из военного ансамбля, на профпригодность. Записали данные, предложили связаться с ними, как отслужу. Но когда после мобилизация я вернулся домой, то конечно забыл про это предложение – вольная жизнь началась, погулять после тягот армейской службы захотелось. Но вдруг из Екатеринбурга пришла телеграмма: «Приглашаю на работу в Уральский хор». И подпись: «Художественный руководитель хора, заслуженный деятель искусств России Владимир Горячих». Я посоветовался с отцом и он меня благословил: «Попробуй! А не получится – дом у тебя есть, мы всегда тебя примем». Так 11-го сентября 1967 года я оказался в Свердловске.
- Сибиряку к уральскому климату привыкать, наверное, не пришлось?
- Да, климат здесь тот же. Разве что морозы здесь хуже. Ведь в Сибири при сорока градусах мороза ветра нет – дым из труб вертикально вверх ходит. А здесь если мороз – то уж обязательно с ветром!.. Свердловск я по приезду и рассмотреть не успел – устроился на работу, получил комнату в общежитии, и уже через четыре дня уехал с хором на долгие и дальние гастроли – на Украину, на два месяца. Начали в Ужгороде, а заканчивали - в Одессе. Года до 1989-го у нас такие длительные командировки были нормой – уезжали на два месяца, приезжали на месяц-полтора – и снова в путь!
- Вот к этому, наверное, сложно было привыкнуть?
- Для меня такой темп и разъездной образ жизни чем-то диковинным не были. Я и с ансамблем флота много поездить успел: Индия, Иран, Ирак, Пакистан, Цейлон. Северная Корея своим военным коммунизмом даже нас, советских солдат поразила: там все строем ходили, от мала до велика!
-А какие гастроли с хором больше всего запомнились?
Владимир Николаевич ненадолго задумался. А потом улыбнулся широко:
- …в Японии очень интересные гастроли были. Мы почти без рекламы там выступали, но залы полные собирали. Это при том, что самый маленький зал – как в нашем «Космосе»! Импресарио, который нас приглашал, оказался в восторге! И японцы принимали очень здорово, причем, особенно тепло лирические песни воспринимали. Оказалось, у них есть ансамбль «Березка» - по-русски очень хорошо, чисто поют. Музыканты этой японской «Березки» тоже наши концерты посещали, а потом за кулисы приходили пообщаться. Мы даже обговаривали планы, чтобы в следующий наш приезд совместное выступление устроить. Но эти планы не сбылись – в следующий раз вместо нашего хора в Японию поехал другой коллектив.
- Гастроли на Украину помогли Вам быстрее влиться в коллектив?
- «Вливался» я в буквальном смысле слова – на следующий день после приема на работу я мужикам поставил «вступительные». Это традиция в коллективе жива до сих пор - позволяет поближе с людьми познакомиться. Коллектив меня как-то сразу хорошо принял. Единственный напряг возник, когда меня - молодого парня, сразу же солистом хора сделали и оклад в 130 рублей назначили. А по тем временам это были большие деньги – заслуженным артистам платили по 150 рублей, а таких зарплат, как у меня, не было и у многих из тех, кто по 10-15 лет проработали. Конечно, кто-то поначалу завидовал, но это быстро сгладилось.
- Дорога сближает, но когда долгое время группа людей находится вместе, наверняка, и конфликты возникают?
- Усталость друг от друга возникает – вместе в гостинице, в автобусе, на сцене. Это тяжело, атмосфера начинает сгущаться. Иной раз кажется – чиркни спичкой – и взорвется все! Но усталость эта хорошо снимается старинным русским способом – застольем: стоит какой-нибудь праздник совместно справить, и напряжение спадает. И потом, в дорогах такие ситуации случаются, когда без дружеского плеча не обойтись. Бывало, что у наших женщин в поездках сумочки потрошили – так весь коллектив сбрасывался, кто сколько мог, чтобы эту потерю возместить. В 70-ом году, помнится, на гастролях в Баку наших парней обчистили случайные знакомые. Милиция ничего не нашла, хотя мы потом на рынках видели – вот идет человек в одежде, которая из наших чемоданов пропала. Но доказать это было невозможно! Ограбленным парням тоже деньгами совместно помогали. И совсем уж серьезный случай произошел в Кирове. Водитель задремал и автобус с артистами перевернулся. Авария была серьезная - 25 человек чудом остались живы: автобус четь в огромную сосну не врезался – всего в метре от нее остановился. Кровь для раненых тоже свои же коллеги сдавали – музыканты, танцоры, певцы.
Пение за стеной смолкло – художественным руководителем был объявлен перерыв. И тут же раздался характерный стук. Кажется, в домино играют?
- Да, в перерывах между репетициями мы так расслабляемся – шашки, шахматы, домино, - подтвердил Любушкин. - Кто-то перекурить идет, но я не курю, так для меня домино в такие минуты – лучший отдых.
- А увлечения у Вас какие-то есть? Хобби?
- Сад-огород мое хобби, - смеется. - Участок у нас небольшой, но за лето и он надоедает! Постоянно возникает желание его продать, но летом, после бани… благодать! Желание от сада избавиться пропадает тут же! Опять же - огурцы, яблоки, помидоры всегда свои.
- Подозреваю, работа Вас и на отдыхе не отпускает? Часто в семейном, домашнем кругу спеть просят?
- Частенько! Причем, чаще всего – репертуар Кадышевой. Я отказываюсь – как же мне петь «Напилася я пьяна» - я же мужчина?! Вот «Распрягайте хлопцы кони» - другое дело! Правда, особого желания петь в часы досуга нет. Но приходится сдаваться, петь.
- Часто ли обновление репертуара происходит? Есть ли современные авторы, пишущие для хора?
- Практически нет, и это большая проблема. Раньше Сергей Сиротин писал, Евгений Родыгин. А сейчас «народников» не осталось. Разве что Евгений Щеколев свои произведения приносит – но для солистов, не для хорового исполнения.
- Причина – падение интереса со стороны слушателей?
- Нет, публика у нас день ото дня молодеет. Если раньше мы шутили, когда видели какую-нибудь бабушку в платочке: «О, наш зритель пошел!», то теперь эта шутка не актуальна: раскрывается занавес, и в зале мы видим все больше молодежи. И если даже кто-то из них на наш концерт случайно попал, через пять-десять минут он уже наш слушатель - сидит, открыв рот!
- А бывает такое, что Вы сами какие-то песни предлагаете в репертуар включить?
- К юбилейному концерту я подготовил три песни, которые выбрал сам: «Зима», «Зорька алая» и «Гули-гули». Первую из них пел Эдуард Хиль, правда, мало кто знает, что она так называется. «Потолок ледяной, дверь скрипучая…» - это оттуда слова. «Зорька алая» - шикарная вещь, классика, любимая всеми! А «Гули-гули» - песня из репертуара группы «Дюна»: «Не летайте надо мной гули-гули, над больною головой словно пули…». Я ее услышал, заинтересовался, а на следующий день ко мне подходит наш музыкальный руководитель и говорит: «Я тебе такую песню нашел!». И напел именно ее!..
- Традиционный вопрос - каковы планы на будущее?
- С возрастом планы строить все труднее. Стараюсь, об этом не думать, но прекрасно понимаю - еще пару лет - и со сцены придется уйти, как бы этого не хотелось избежать. Нужно освобождать дорогу молодым! Но пока силы есть, голос звучит. И я не расслабляюсь! До 50 лет вольную жизнь вел, за собой не следил. Но сейчас - и гантелями занимаюсь, и за весом слежу. Сад и лопата, кстати, в этом тоже помогают!
На этом Владимир Николаевич раскланялся и ушел – статный, седовласый и уж точно не старый мужчина. Репетиция продолжилась - за стеной вновь зазвучало хоровое пение. И особенно громко, чисто – баритон солиста.
* * * * * * * Для того, чтобы открыть свой сайт в Интернете, прежде всего необходимо зарегистрировать домен. Киевский хостинг-центр Hostnes предлагает сделать это быстро и надежно через собственный интернет-ресурс. Здесь есть удобный поиск свободных доменных имен и возможность онлайн-оплаты услуг.
* * * * * * * Маргарита с помидорами... Касера с артешоками и ветчиной... Сагундо с куриной грудкой... Такие вкусные разновидности пиццы предлагают на заказ в компании Фресита. Ею осуществляется доставка пиццы Пионерская во все районы Москвы - быстро и недорого.
* * * * * * * Мыть посуду, натирать полы или чистить кафельные стены гораздо легче и быстрее с использованием специальных химикатов. А заказать чистящие средства для разных предназначений легко и быстро на сайте "Саникс". Этот специализированный интернет-магазин доставит товар в любую точку Московской области. |
|
|