блог Антона Каптелова - Вам, познавшему Лилит... [entries|archive|friends|userinfo]
anthonycaptain

[ website | блог Антона Каптелова ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| Блог Антона Каптелова КиноРаритет Лысые девушки ]

Вам, познавшему Лилит... [May. 1st, 2011|12:23 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry


Схлестнулся вчера на "деньрождественской" пьянке с девушкой одной по поводу "Лолиты". По поводу книги. Девушка возмутилась - как Набоков смел ТАК описывать педофилию. Вот тут мы с ней и зарубились. Я говорю, что про педофилию книга только на верхнем смысловом уровне, а глубже запрятаны темы куда-более сложные и важные. Но - нет! Услышан и понят я так и не был.

 


Тут я впервые понял, почему во многих американских штатах книгу Набокова до сих пор запрещают, относя ее к порнографии. Ее ведь многие воспринимают именно так - как пропаганду педофилии. Не задумывался об этом ни в один из тех трех раз, что перечитывал ее. Когда читал впервые, конечно, тоже не понял всех смыслов, в "Лолиту" заложенных. Но прекрасно чувствовал, что она не может быть просто описанием случая педофилии - откуда бы там взяться тогда всем этим странным именам, всем этим необычным деталям. Они ведь явно увлекают читателя на почву подтекстов. Но я был тогда слишком молод, чтобы разобраться что к чему. Остановился в объяснении для себя книги только на первом "подслое" - это история про человека, который не сумел повзрослеть, который в своем чувствовании застрял на первом романтическом переживании и пытался вернуться в него. 



Перечитывая "Лолиту" во второй раз, уже почувствовал в ней нечто более масштабное, общечеловеческое, чем переживания инфантильного мужчины. И точно! Вскоре после этого мне в руки попалась небольшая книжечка под названием "Лолита и Ада". И вот тут для меня окончательно прояснились все слои набоковского произведения. Автор - филолог Ефим Курганов - очень подробно разобрал роман по "косточкам", раскопал все скрытые смыслы, смахнул с них кисточкой археолога всю маскировку. Очень интересная книга! Ее нужно сразу после "Лолиты" читать всем, кто хочет докопаться до того, что же хотел сказать хитрец-Набоков.



Не буду пересказывать всю "Лолиту и Аду". Это и невозможно - хотя бы потому, что читал уже давно и многое по-просту позабыл. Но главное - там упоминается неканонический библиейский миф про Лилит - истиную первую женщину, которую Бог создал до Евы. Была она существом своенравным, свободолюбивым. Она ни в какую не хотела признавать Адама хозяином себе, и в итоге умчалась вместе с ангелами, оставив первого мужчину тосковать в одиночестве. Тогда-то и появилась Ева - созданная уже из ребра адамова, и по одному этому только принадлежащая ему полноправно. "Лолита" - это книга о тоске мужчина по Лилит, по той свободной, недоступной дикарке, его невозможность быть с ней и его обреченность оставаться с Евой - приземленной, послушной и бренной. Да, кстати, в "Лолите и Аде" рассматривается и тема смерти, скрытая в "Лолите".... но это я уже не слишком хорошо помню...



Ну так вот... Набоков - гений. Хотя, уверен, что некие педофильские комплексы он все-таки испытывал и сам. Ну не может человек так ярко описать те чувства, которые испытывает Гумберт, сам их не испытав! Может, это от книги так и отталкивает многих? Однако - все равно читатели, даже те, кто не погружаются глубже поверхностного уровня, подсознательно хотя бы понимают, что книга не так проста. Вот ведь и моя спорщица - книгу ругает, однако продолжает читать, не бросает на полпути. Значит, понимает, что "это ЖЖЖЖ - неспроста"... )))    

Мансардные окна Velux и Зенит
LinkLeave a comment

Comments:
From:[info]nik_alex@lj
Date:May 1st, 2011 - 01:46 am
(Link)
Мдя... сколько ж надо иметь затаенных комплексов, чтобы поставить близко "Лолиту" и "педофилию"! Уроды, блин!
Я даже больше готов бы порассуждать о том, что книга о "геронтофилии", хотя бы исходя из того - у кого из этой пары героев целое ведро с горкой - бешеных неукротимых гормонов?))))) Уж не у Гумберта ли?
И отчего-то именно "лолита" стала именем нарицательным, но не "гумберт", как ни крути - история и народы сами все расставляют по правильным местам вопреки убогому мнению закомплексованных ушлепков!
ПыСы.
Вот любопытно - почему эти книжные порнокритики до сих пор не рассмотрели под своей лупой, например, "Ромео и Джульетту" - более извращенной книги они вряд ли найдут, в которой любви предавались бы целых два педофила разного пола))))))) Кошмар!
From:[info]ex_anthonyc@lj
Date:May 1st, 2011 - 01:55 am
(Link)
да почему сразу "уроды"... просто не все врубаются в подтексты
тут часто действительно нужно какую-то доп. литературу читать. Например, "Алиса" Кэррола - лучшее издание, которое я читал, было раза в три толще, чем обычные издания - потому что снабжалось подробными разъяснениями по каждой почти строчке. И оказалось - там ТАКАЯ масса скрытых смыслов!!!!
From:[info]nik_alex@lj
Date:May 1st, 2011 - 10:10 am
(Link)
Да потому что это суждение, а точней - Осуждение - продиктовано банальной политической конъюнктурой - в лучшем случае, в худшем - модой на "педофилию", что не имеет ничего общего с восприятием и анализом текста Набокова.
А Такая "Алиса" у меня по-моему есть))) еще и с подлинным текстом в конце.
From:[info]ex_anthonyc@lj
Date:May 1st, 2011 - 10:24 am
(Link)
да, точно! это та самая "Алиса". великолепное издание!
From:[info]ex_anthonyc@lj
Date:May 1st, 2011 - 01:57 am
(Link)
а вот про скрытые комплексы и "латентную" педофилию я, пожалуй, в одном из следующих постов выскажусь )
[User Picture]
From:[info]grakovskiy@lj
Date:May 1st, 2011 - 04:58 am
(Link)
Про "педофилию" тут ваще ни разу. Ну, пол-раза, хорошо. Сюжет типа.
Пластов много, согласен.
Курганова не читал, но - давным-давно уже ясно, что книжка - про молодую Америку (Долорес Гейз) и старую Европу (ГГ)
Ну и много литературных и культурологических дискурсов и т.п.

А вообще - лучше в оригинале читать, чем в переводе.))
From:[info]ex_anthonyc@lj
Date:May 1st, 2011 - 06:05 am
(Link)
хм... а вот про "Европу и Америку" не задумывался. тоже интересная трактовка )
перечитать, что ли, еще раз - в голове уже такую трактовку предполагая...
From:[info]osaka_mari@lj
Date:May 1st, 2011 - 11:50 am
(Link)
"Ну не может человек так ярко описать те чувства, которые испытывает Гумберт, сам их не испытав!"- да почему, почему не может-то? На что писателю художественное воображение дано тогда? Кстати ,если посмотреть на другие книги Набокова, видно ,что у его героев (которые куда ближе к самому автору ,нежели Гумберт) совсем иной идеал красоты. Даже в "Аде", где тоже затронута тема подросткового секса ( и куда откровеннее ,чем в "Лолите"), героиня совершенно лишена "нимфетности" ,в ней уже с детства видны признаки "взрослости", которые вызвали бы отторжение у героя "Лолиты".
Книга ,на мой взгляд, о красоте. И об ответственности. И никак не пропаганда педофилии ,конечно.
From:[info]ex_anthonyc@lj
Date:May 1st, 2011 - 12:33 pm
(Link)
и все же я уверен - одного воображения тут мало... да даже если бы воображение. Ему хотя бы в момент написания пришлось бы ТАК смотреть на девочек, чтобы понять, как это написать
From:[info]osaka_mari@lj
Date:May 1st, 2011 - 01:00 pm
(Link)
ну я сильно допускаю ,что к РЕАЛЬНЫМ переживаниям педофила переживания, описанные Набоковым, не имеют ни малейшего отношения (ну я вот не берусь рассуждать ,что в голове у этих людей, на каких ассоциациях у них строится механизм возбуждения и т.д.).
Кстати! по поводу концепций. Есть еще концепция "дара" (Ерофеевская, вроде ,но не уверена) о том, что главные герои произведений Набокова обладают особым даром. Конкретно у Гумберта это дар вот так вот видеть красоту и переживать эротизм там, где для других его нет. Тоже вполне себе интересная т.зр.
From:[info]ex_anthonyc@lj
Date:May 1st, 2011 - 02:33 pm
(Link)
да, насчет дара - это любопытно... какой все же гениальный писатель! столько смыслов в одной не самой толстой книжке )
From:[info]osaka_mari@lj
Date:May 2nd, 2011 - 10:32 pm
(Link)
за это и люблю ее ) ну, в том числе за это.