В 2004-ом году фестиваль кукольных театров «Малахитовая шкатулка» проводился всего лишь во второй раз. Организаторы его тогда еще и с названием определились не вполне. В сентябре 2002 года фест родился под именем «Малахитовая шкатулка», в 2004-м проводился под сдвоенным названием «Малахитовая шкатулка, или Петрушка Великий», а в следующий раз – через два года – стал просто «Петрушкой Великим». И это логично, поскольку так называется и приз фестиваля – маленькая изящная статуэтка легендарной перчаточной куклы на высоком малахитовом постаменте. Вручают его по решению самих участников, и только в нескольких специальных номинациях победителя определяет жюри.
Достойных кандидатур в 2004-ом году было очень много – приехать в Екатеринбург изъявили желание сильнейшие кукольные театры страны: из Новоуральска, Ижевска, Саратова, Набережных Челнов, Саранска, Озерска, из обеих российских столиц. Петербургский «Кукольный дом» привозил «Сон фавна», спектакль уже отмеченный «Золотой маской». Москвичи театра «Тень» показывали не спектакль, но видеоотчет о том, как на их сцене работали в качестве постановщиков Сергей Юрский, Тонино Гуэрра, Евгений Гришковец. Екатеринбургский театр кукол показал в рамках фестиваля три спектакля: "The Hamlet" (или «Деревенька») - вне конкурса («Он уже фестивальный срок изжил», - объяснял художественный руководитель театра Александр Борок) и две премьеры – «Чайка» по Борису Акунину (понятно, что «ироничный триллер, посвященный Альфреду Хичкоку» предназначен был прежде всего взрослым) и «Почему-потому» («Путешествие»), поставленный в Екатеринбурге киевлянином Михаилом Яремчуком для самых маленьких зрителей. Обе постановки оказались очень интересными и необычными. В «Чайке» актеры играли вживую, без кукол и даже без масок, но лица их были слегка трансформированы различными накладками. В «Путешествии» занята была только одна актриса – Наталья Гаранина. Ее герой – смешной человечек Почемук-Потомук создавал прямо на глазах малышни целый мир с Солнышком, зеленой лужайкой и большеглазой мышкой.
На открытии фестиваля 2004-го года невидимым мастерам света потребовалось всего четыре световые точки и огонек-лампочка, чтобы на затемненном фоне появился человечек, ожил и затанцевал. Во время фестиваля свое умение создавать «из ничего» Большое Искусство не раз демонстрировали участники из разных городов России. Практически на пустую сцену выходил Почемук Потомуктович, персонаж спектакля «Путешествие» и доставал из большого рюкзака целый мир, с солнышком, мышкой и цветочками. Из «пустяков» соорудили одноименный спектакль артисты саратовского «Наивного театра». А санкт-петербургский «чемодан-дуэт» КВАМ, задавшись вопросом «Как из ничего сделать все?», при помощи подручных предметов (например, кастрюльки и пары поварежек), а иной раз и просто – голыми руками (спектакль их так и назывался – «Игра в четыре руки») создали захватывающее двухчасовое зрелище, в котором нашлось место и юмору, и танцам, и стихам, и печали за судьбу мира, и житейской философии.
Искусство кукловода как раз и состоит, чтобы из Ничего – мертвого куска ткани, дерева, - создавать Все – самою жизнь. А нынешняя ситуация в российских театрах (в том числе – кукольных) такова, что работникам их действительно приходится созидать из ничего. С этим же связана и другая тенденция, о которой взволнованно говорил на предварявшей фестиваль пресс-конференции художественный руководитель Екатеринбургского театра кукол (теперь уже, увы, бывший худрук) Александр Борок, - современные кукольные театры России вынуждены сокращать труппы, расходы на декорации, и так далее. Все больше становится совсем маленьких театров, семейных, в которых работают два-три актера, например – муж и жена.
Один такой семейный театр, московская «Тень», приехал на фестиваль 2004-го года вообще без кукол и декораций, зато с видеоотчетом об уникальном проекте – «Лиликанском народном театре». Просмотр состоялся в один из фестивальных дней в репетиционном зале. На экране появилось грандиозное, классической архитектуры здание театра. А рядом с ним стоял… стул, чуть меньшего размера, чем здание. «Лиликанский театр» - сооружение «в масштабе» полностью копирующее настоящие «большие» театры – с колоннами, с гигантскими люстрами внутри, со сценой, оркестровой ямой и даже «зрителями» - миниатюрными, с полпальца высотой куклами.
- В Лиликанском театре постоянный аншлаг! – таким доводом супруги смогли уговорить нескольких больших мастеров современного театра поработать с их «лилипутской» «труппой».
Первым был Васильев. Мэтр театральной постановки, работавший в лучших театрах мира, вспомнил о давней своей мечте поставить «Мизантропа» и с увлеченностью ребенка взялся за репетиции с маленькими «артистами». По итоговому варианту стало понятно, почему Васильеву никто не давал поставить «Мизантропа» в настоящих, больших, не «лиликанских» театрах. Персонаж нового спектакля в своей нелюбви к роду человеческому громил полгорода (то есть декорации), а затем и вовсе сжигал все вокруг дотла.
Следующим был Тонино Гуэрро. Великий писатель, драматург, сценарист, работавший с самим Феллини не отказал в странной просьбе русских кукловодов. В «Лиликанском театре» он сделал трогательную постановку о новом всемирном потопе и, как всякий гений обладая даром предвидения, предсказал нью-йоркскую катастрофу – на полуметровой сцене лиликанского театрика макеты двух башен падали за полгода до своих исполинских прототипов.
Миниатюрный потоп смогли увидеть зрители многих стран – «Тень» вывозила этот маленький, одиннадцати минутный шедевр великого итальянца по европейским фестивалям. Но почему же не привезли в Екатеринбург? Оказалось, что последней постановкой «Лиликанского театра» стал спектакль Сергея Юрского. А потом, выставленный в московском Манеже, театр сгорел в настоящем, совсем не кукольном пожаре.
Этот видеопоказ занял одни из самых трогательных часов переживаний на «Малахитовой шкатулке» 2004-го года - он завораживал неординарности мыслей , заражал богатством фантазии немногих поработавших с ним крупных театралов и более – Знаками Судьбы, не раз возникавшими над его крышей за время недолгого его существования.
Поводов поражаться на фестивале было еще немало. Например, виртуозностью актрисы санкт-петербургского «Кукольного дома». В спектакле «Золушка» - более десятка персонажей (к «классическим» добавлены новые – слуги, собачка, несколько «иноземных» невест), но она справлялась со всеми куклами одна, озвучивала их, да еще и «живым планом» играла фею-крестную. Или интересной находке саранцев, привезших на фестиваль «Золушку» - в начале спектакля «продвинутой» девочке, по-современному не верящей в чудеса, родители дарят дворец, в котором и происходит все сказочное действие; и девочка в конце концов обретает веру в Чудо. Или актерским талантам московского дуэта «Три лика» - каждого персонажа спектакля «Отвяжись, худая жизнь» они сыграли ярко и сочно, снабдив каждого особым, неповторимым характером. Или юмору девушек из Набережных Челнов, которые сумели снабдить всем известную сказку о зайце с лубяной избой и коварной лисе в набор неожиданных, очень смешных шуток. Или экспрессии нашего, екатеринбургского спектакля «Чайка», в котором актеры надрывно хрипели вместе с Гариком Сукачевым, швыряли друг друга об пол, стрелялись и стреляли других.
Но больше всего поражала и радовала сплоченность кукольников. Все фестивальные дни прошли в дружеской атмосфере доброжелательности. Коллеги, которые на время конкурса все-таки формально становились соперниками, как соперники, тем не менее, себя не вели – радовались таланту артистов из других театров, аплодисментами поддерживали какие-то заминки или оговорки на сцене (их, правда, было совсем немного) и живо включались в спектакль, где того требовал характер постановки (а в детских спектаклях такая необходимость прямой игры со зрительным залом возникает постоянно). И завершился фестиваль немножко на грустной ноте – не потому, что кому-то призов не досталось, но просто грустно стало участникам расставаться…
А награды второго международного фестиваля-конкурса театров кукол «Малахитовая шкатулка или Петрушка Великий» были такими:
Лучшее музыкальное оформление – спектакль «Пустяки» саратовского «Наивного театра»
Лучший художник – Татьяна Мельникова за спектакль «Золушка» театра «Кукольный дом»
Лучшая женская роль – Алла Антипова (спектакль «Чайка» Екатеринбургского театра кукол)
Лучшая мужская роль – Евгений Сивко (спектакль «Чайка» Екатеринбургского театра кукол)
Лучший режиссер – Александр Борок (за спектакль «Чайка» Екатеринбургского театра кукол)
Лучший спектакль – «Чайка» Екатеринбургского театра кукол




* * * * * * * В современном городе быстро и безопасно добраться из одной точки в другую бывает очень непросто. Особенно если речь идет о таком крупном городе, как Санкт-Петербург. Есть хороший выход - использовать такси спб дешево. С отличной службой такси можно связаться по телефонам, указанным на сайте taxi4000000.ru. Существует и возможность онлайн-вызова. * * * * * * * Основной вид услуг, предоставляемых московской компанией «Строймастер» - строительство загородных домов и коттеджей. Материалы, из которых ее мастера возводят дома, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от предпочтения заказчика. Но из чего бы не был построен дом "Строймастера" - из кирпича, бруса, из бетонных блоков - он всегда отличается красотой дизайна и уютом интерьеров. |