anticompromat aka Abbot - Post a comment [entries|archive|friends|userinfo]
anticompromat

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Два телемира — два Homeland'а, Oct. 1st, 2012|12:39 pm

anticompromat
"Московские новости"
28 сентября
Газета № 374 (374)

Роман Арбитман

С чего начинается Homeland
В России невозможен сериал на внутриполитическую тему


Итак, российскую премию «ТЭФИ» сразу в четырех номинациях завоевала «Родина» (канал НТВ) — любимый телесериал нашего президента, по его собственному признанию.

Кратко напомним сюжет: сотрудница ФСБ Катя Матвеева (Чулпан Хаматова) подозревает, что морпех Николай Бородин (Константин Хабенский), освобожденный из плена в горном селении Чечни и за стойкость увенчанный орденом Мужества, на самом деле перевербован Шамилем Басаевым (Вахтанг Кикабидзе) и готовит теракт.

Поскольку Катя страдает паранойей и живет на таблетках, никто, даже Катин шеф, полковник Савелий Говорков (Дмитрий Певцов), не верит в ее версию. Между тем героиня права, и Николай действительно стал террористом. Он прячет в гараже молельный коврик и замышляет диверсию против второго лица государства — премьер-министра Ильи Угольникова (Дмитрий Нагиев), который, кстати, тот еще фрукт: на его совести — гибель ни в чем не повинных детей.

Ой, извините, ошибочка вышла! Пожалуйста, забудьте предыдущий абзац! На самом деле телесериал произведен не у нас, а в Штатах и показан не на НТВ, а на канале Showtime. И речь идет конечно же не о чеченском плене, а об иракском. И героиня, Кэрри Мэтисон (Клер Дэйнс), служит в ЦРУ, а не в ФСБ и страдает не паранойей, а шизофренией, и не Басаев там главный злодей, а Абу Назир, и освобожденного морпеха зовут не Колей, а Николасом Броуди (Дэмиен Льюис), и не орден Мужества ему вручают, а медаль «Пурпурное сердце», и не премьер-министра России (ни в чем не виноватого) он замышляет взорвать в первом сезоне, а вице-президента США Уолдена, редкостного негодяя в этой истории, по которому Гаагский трибунал плачет.

Впрочем, президент Обама и вправду похвалил этот телесериал и на торжественном ужине в Белом Доме даже усадил за свой стол исполнителя роли террориста. И сериал на самом деле победил в наиболее престижных номинациях — только речь идет, разумеется, не о российской «ТЭФИ», а о заокеанской Emmy. И, кстати, в оригинале тот сериал и впрямь называется Homeland. То есть «Родина». Интересно, почему наши дистрибьюторы произвели подмену и дали импортной новинке другое название — «Чужой среди своих», наспех отрубив часть заглавия фильма Никиты Михалкова?

На этот вопрос ответим чуть позже, а пока обратим внимание вот на какое обстоятельство: большинство телешоу, удостоенных Emmy в этом году, связано с политикой. Кроме Homeland, в числе персонажей которого первые лица государства, еще в четырех номинациях награды получили создатели телефильма «Игра изменилась» (Game Change). В основе сюжета — предыдущие президентские выборы, а главные герои — сенатор Джон Маккейн (Эд Харрис) и губернатор Аляски Сара Пэйлин (Джулианна Мур), кандидаты, соответственно, в президенты и вице-президенты США от Республиканской партии. Прибавьте к этому награду, которую вручили Джулии Луис-Дрейфус за главную женскую роль в комедийном шоу «Вице-президент» (Veep). Прибавьте к этому списку еще два популярных новых телешоу — «Отдел новостей» (The Newsroom) с Джеффом Дэниэлсом и «Политиканы» (Political Aimals) с Сигурни Уивер, которые наверняка будут номинированы в будущем году...

Все это смотрят, обсуждают и комментируют в США с живейшим интересом. Благодаря интернету российский зритель тоже все это смотрит, но с любопытством иного рода — нам словно показывают картинки жизни на Марсе. Для нашего ТВ вся политика в лучшем случае шоу Ксении Собчак на «Дожде», а в худшем — фильмы телеакадемика Аркадия Мамонтова на «России 1».
Вы можете вообразить, что какой-то из наших продюсеров, будучи в здравом уме и трезвой памяти, закажет сериал на внутриполитическую тему? Вы можете представить у нас телекино про неоднозначного, мятущегося террориста, который намерен пронести бомбу в Кремль?

Вы когда последний раз видели отечественное кино, герой которого (точнее, антигерой) — высокопоставленный политик с интеллектом улитки?

Если хоть на миг опрокинуть американские сюжеты в наши реалии, то получится нечто вроде первого абзаца этой заметки. Или уж совсем немыслимое: фильм Game Change у нас, по логике вещей, будет заканчиваться жалобами Джона Маккейна и Сары Пэйлин на массовые жульничества в ходе подсчетов голосов и обвинениями председателя центризбиркома США (да знает ли кто-нибудь его фамилию, с бородой он там или нет?) в том, что он-де подыгрывал Демократической партии. Даже не смешно.

Два телемира — два Homeland'а, и они стремительно удаляются друг от друга, словно корабли, взявшие противоположные курсы. Понятно почему оригинальное название американского сериала «Родина» инстинктивно хочется чем-то заменить. Нам неловко. Вместе с телеэфиром власть «овертикалила» часть нашего лексикона и раскрасила в государственные цвета. Слово, которое американцам кажется нейтральным (и оттого на контрасте с сюжетом явственно вылезает сарказм), у нас, сделавшись заголовком телепродукта, сразу начнет выглядеть дико пафосным и казенным.

Знаете, с чего начинается Родина? С нормальных слов, которые ты можешь произнести вслух. И тебе не станет стыдно.

http://www.mn.ru/oped/20120928/327761308.html
Link Read Comments

Reply:
From:
( )Anonymous- this user has disabled anonymous posting.
( )OpenID
(will be screened)
Username:
Password:
Subject:
No HTML allowed in subject
Message:



Notice! This user has turned on the option that logs your IP address when posting.