

Империя на двоих. Юрий Лужков останется в истории не только как успешный мэр Москвы, но и как муж самой богатой женщины страны. Этапы становления и границы бизнес-империи семейного тандема Лужков — Батурина изучал The New Times
Елена Батурина и Юрий Лужков поженились в 1991 году. В том же году Батурина создала компанию «Интеко», выпускавшую на первых порах пластмассовые бытовые товары — ведра, тазы, одноразовую посуду, а сам Лужков в 1992 году указом Бориса Ельцина был назначен мэром Москвы. Так началась одна из самых могущественных финансовых бизнес-структур в России.
Тазики, стулья, нефть…
Очевидно, что при деловой хватке Батуриной и широких возможностях ее супруга дело не могло ограничиться пластмассовыми тазиками. В 1995 году был положен первый кирпич в многоэтажное здание будущей империи: «Интеко» создает дочернюю компанию «Интекострой», специализирующуюся на отделке и реконструкции фасадов зданий. Компания участвовала в муниципальных программах восстановления «иcторического облика города». Несколько типов красок, разработанных «Интекостроем», были включены в городской заказ и рекомендованы для использования строительными компаниями. Спустя еще три года, в 1998-м, «Интеко» выиграла конкурс на поставку для стадиона «Лужники» 85 тыс. пластиковых кресел на общую сумму $700 тыс. Общественность начала роптать, Лужкову пришлось оправдываться: «Более выгодных условий не предложил никто».
Как утверждает политик Борис Немцов в своем докладе «Лужков. Итоги-2»,* * О первом докладе Немцова «Лужков. Итоги» подробнее см. The New Times № 31 от 07.09.2009 г. до 1999 года «Интеко» представляла собой небольшую по масштабам фирму с оборотом около $20 млн, сумевшую утвердиться лишь на рынке бытовых пластиковых изделий. Однако в 1999-м в бизнесе «Интеко» случился первый коренной перелом: компания начала собственное нефтехимическое производство на базе Московского нефтеперерабатывающего завода в Капотне, котрольный пакет акций которого принадлежал городу. В результате доходы компании выросли пятикратно.
Как ни парадоксально, следующий рывок в развитии бизнеса тандем совершил после поражения на политическом поле, когда Юрий Лужков проиграл борьбу за президентское кресло, которое в итоге занял Владимир Путин. Александр Осовцов, бывший депутат Государственной думы от «Демократического выбора России» (1993–1995 гг.), утверждает, что «бизнес-империя Лужкова и Батуриной стала набирать обороты и прирастать активами после провала связки Примаков — Лужков на выборах 2000 года. Основой бизнеса сделалось строительство и все сопутствующие ему рынки».
( Read more... )
Впрочем, все может измениться в одночасье, судя по ветрам, дующим из-за стен Кремля. Не исключено, что бизнес-империя станет разменной картой в политической игре, и тогда возможны разные варианты. Например, Кремль может согласиться не трогать мэра до истечения срока его полномочий в 2011 году, но за это потребует «сдать» контроль за рядом активов империи Лужкова — Батуриной.
В столичных бизнес-кругах называют разные цифры «отступных», в которые может обойтись «спокойствие» семьи Лужковых — от $2 млрд до $7 млрд. «Если при отказе от должности мэра и при «сдаче» активов «Интеко» Батурина с Лужковым получат $5 млрд, можно будет сказать, что им крупно повезло, — заключает Осовцов. — Но это вопрос не оценки активов, а политической договоренности с верховной властью в стране».
В подготовке материала принимали участие Владимир Прибыловский, Дмитрий Крылов
http://newtimes.ru/articles/detail/2755