Среди православных есть умные, хорошие люди, которые понимают, что Русская Православная Церковь нередко ведет себя не вполне адекватно. Они либо оправдывают слова и поступки церковного руководства, либо хоть как-то от них дистанцируются. Как правило, и то, и другое выглядит довольно нелепо.
Некоторые православные изо всех сил стараются доказать, что церковь — это не только патриарх Кирилл, Чаплин и Смирнов. Они говорят о заветах Христа, о высокой духовности, о вкладе православия в русскую культуру. Если во главе православной церкви могут стоять весьма спорные деятели, это не должно затемнять трансцендентное значение этой религиозной организации.
Желание считать себя членом православной церкви, закрывая глаза на действия церковных руководителей, напоминает попытку усидеть на двух стульях. Допустим, что для человека важны догматы вселенских соборов, писания отцов церкви и древняя традиция православия, а существующее церковное руководство и конкретные люди, которые его представляют, значения не имеют. Получается, что человек всемерно поддерживает принципы правосудия, не обращая никакого внимания на судей. Или: он уважает Конституцию РФ и считает важным ее соблюдать, но не придает значения тому, кто в настоящий момент является главой государства и какую политику он ведет.
Некоторые православные хотят видеть в Кирилле не высшего земного пастыря их церкви, а, так сказать,
менеджера, предлагающего обществу неудачно позиционированный продукт. Говорят, что он — не настоящее руководство церкви, а так, временное попущение. Вообще-то над патриархом есть Собор, с этим трудно поспорить. Но шансы, что Собор с патриархом не согласится, — близки к нулю. В
Уставе РПЦ (# 1.6) сказано:
Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Не патриарх принимал и утверждал такие странные документы, как, например, «Основы социальной концепции РПЦ». Их принимал Архиерейский Собор. В обязанности Собора среди прочего входит
решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней деятельности Церкви (# 3.4г). То, что постановил Собор, для всех русских православных — обязательно. Если ты не согласен с решениями Собора, если ты их не принимаешь — какой же из тебя православный христианин, член РПЦ?
Те православные, которые хотят сохранить человеческий облик, либо отрицают значение церковного учительства, либо просто игнорируют его. А большинство православных не имеют представления, что это вообще такое.
Между тем содержание официальных церковных актов представляет немалый, хотя и специфический интерес. Если читать их внимательно и придирчиво, возникает множество вопросов. И среди этих вопросов не последний — как документы РПЦ согласуются с основами христианского вероучения?
( Возьмем, к примеру, патриотизм )