Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет aptsvet ([info]aptsvet)
@ 2007-03-15 14:51:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Тень престола
"...Крупный писатель - почти всегда государственник", пишет Дмитрий Быков в этой вот статье о Михаиле Булгакове, которую я нахожу весьма проницательной и остроумной, но обсуждать сейчас не буду, а остановлюсь вкратце именно на этом тезисе.
Порывшись в себе, на нахожу никакой любви ни к одному государству, тем более к тому, о котором имплицитно идет речь, в любом из его исторических воплощений. Стало быть, я не обязательно крупный писатель, но порассуждать все же хочется.
Замечание, на самом деле, не фривольное, вот только термин "государственник" - современный и русский, привязанный к моменту и наполненный некоторым содержанием, которое не вполне универсально.
На самом деле уже давно сделано наблюдение, и сейчас даже не помню кем, поскольку стало расхожим, что периоды максимального расцвета искусств, в том числе литературы, совпадают с периодами так называемой "просвещенной монархии" и связаны с некими двусторонними отношениями художников с этой монархией.
Имена таких монархов хрестоматийны: не выходя за пределы Европы можно вспомнить Августа, Елизавету I в Англии, Людовика XIV, Фридриха Великого, а в России - Екатерину II и Николая I. Имя Николая в этом списке может вызвать известные сомнения - перефразируя де Местра, можно сказать, что каждый народ имеет таких просвещенных монархов, каких заслуживает, де Местр ведь и выдал свой афоризм по поводу России.
С именем Августа прежде всего связано имя Вергилия, которому он поручил написать панегирик, хотя "Энеида" вышла в большей степени превознесением миссии и величия Рима, чем монарха. У Вергилия как раз есть куда более "адресные" стихи, связанные с Августом, в частности среди эклог, но и там, и во всем его творчестве заметны реальные мотивы уважения к престолу и, фактически, благодарности, за вывод страны из периода кровопролитной анархии и восстановление ее мощи. "Государственность" как таковую у римских поэтов вообще искать бессмысленно, патриотизм им был очень свойствен, хотя, скажем, Катуллу, пораженному александрийским вирусом, в меньшей степени. Налицо, однако, факт, что такого расцвета литературы, как в эпоху Августа, Рим уже никогда больше не увидел.
Шекспир, которого естественно упомянуть рядом с Елизаветой, вообще деконструкции не поддается. Он, конечно, написал, может быть, самые блистательные строки, когда-либо посвященные Англии, в монологе Джона Ганта из "Ричарда II" (This royal throne of kings, this sceptred isle), но приписывать их лично автору нет оснований - они вложены, так сказать, в уста "полевого командира", у которого в этом деле свои интересы. Весь цикл его хроник, не слишком хорошо известный в России - небывалая дань истории своей страны. Но Шекспир, помимо прочего, знаменит феноменальным "авторским отсутствием" в своих произведениях, что дает пользу множеству гаданий на кофейной гуще - в частности, в последнее время распространилась теория о его "криптокатолицизме", что ставит "государственность" и лояльность под сомнение. О Шекспире, как о Боге "молчащей вселенной", ничего нельзя сказать, кроме того, что он автор своих произведений. Короли и герцоги были для него в первую очередь персонажами, вызывающими повышенный интерес, поскольку располагающими дополнительным ресурсом по сравнению с рядовыми прохожими. Считать ли его певцом Шотландии за "Макбета"? Или вообще Дании? Шекспира нельзя сравнить ни с кем больше в литературе, с его помощью ничего не докажешь и не опровергнешь.
Это не отменяет очевидного факта, что расцвет английской литературы при Елизавете практически не имеет параллелей во всей европейской истории.
Людовика с Фридрихом я, пожалуй, пропущу - первый для меня лично связан скорее с расцветом музыки, блистательного периода французского барокко, а у второго творческая команда была большей частью собрана из иностранных футболистов.
То же самое можно сказать о Екатерине, правление которой приходится на эпоху, когда искусства в России только начинали по-настоящему расцветать, и самый просвещенный монарх не заставит дерево расти быстрее.
А вот Николай весьма интересен - в первую очередь, конечно, своими отношениями с Пушкиным.
Какова позиция Пушкина по отношению к государству - вернее, к империи, другого государства тогда не было, и фантазеры на Сенатской площади ни в какое реальное будущее не заглядывали. У молодого Пушкина есть стихотворение "Вольность", плохое и штампованное, где он скрежещет зубами в адрес "самовластительного злодея", в котором поди угадай Александра - правителя, конечно, неоднозначного, но вряд ли заслужившего напастей, какими грозит ему поэт.
А вот "Клеветникам славян" - это уже голос зрелого поэта, и говорит он от себя. Пафос этого стихотворения не вызывает сомнения, хотя здесь не архаический патриотизм, как у Вергилия, а романтический национализм немецкого образца, охвативший к той поре весь мир, а в сегодняшней России вспыхнувший вновь с полуторавековым опозданием на манер возвратного тифа. "Герой" - это уже пеан лично императору, скорее повод к размышлению о персональных отношениях, чем о государстве.
Я не вижу в этом аспекте пушкинского творчества подтверждения какой-либо тенденции, если не привлекать Теннисона или Киплинга, скорее это нечто внутрироссийское. Но в этом смысле отношения действительно приобрели статус парадигмы, и в каком-то смысле отношения Сталина с Булгаковым (с Пастернаком, с Мандельштамом - нужное вписать) - карикатура на эту парадигму.
Сталина, в принципе, можно сравнивать и с Августом, сравнивать вообще можно все со всем, вот только Вергилия он нам не оставил.
А если вернуться к тому, насколько органичен "государственник" в крупном писателе, я бы сказал, что эмпирические свидетельства просвещенных монархий - это весь материал, из которого мы вправе делать выводы. Да и выводы жидковаты, потому что из Вергилия и Шекспира общей каши не сваришь. Вполне вероятно, что сам факт стабильности и благосклонности (даже благосклонной нейтральности) монарха дает художнику возможность вознестись над сиюминутными проблемами (достояние богемы, фронды, артистической кильки) и поднять глаза на менее насущные и более вечные. Художник тем крупнее, чем у него взгляд шире.
Все это, конечно, нацарапано крайне коряво, мыслей здесь особых нет, скорее беглый конспект. Но будет любопытно сюда вернуться. Сам Быков подкрепляет свой тезис именами Достоевского и Толстого, и если по поводу Достоевского я с ним, с оговорками, соглашусь, по поводу Толстого - никак. Вполне возможно, что где-то в другом месте он аргументирует эти утверждения подробнее. В любом случае, это не развернутое возражение, и лишь попытка разделаться с собственными недоношенными идеями.
UPD: Нет, все-таки под конец возражу Быкову прямо, то есть уберу скобки со своих оговорок по поводу Достоевского. На мой взгляд, было два писателя по фамилии Достоевский: нудный и тривиальный консервативный публицист, автор "Дневника писателя" и "Пушкинской речи", который мне совершенно неинтересен, и великий писатель, автор "Братьев" и "Бесов". Второго вопросы "государственничества" занимали лишь постольку-поскольку. Достоевский интересен тем, что он в каком-то смысле полный антипод Шекспиру, у него любой персонаж говорит авторским голосом, и если один скажет что-нибудь фундаментальное, другой всегда что-нибудь возразит. И самые убедительные персонажи у этого второго Достоевского - атеисты, либо игнорирующие государство, как проблему за пределами нравственности, либо прямо ему враждебные: Свидригайлов, Ставрогин, Иван Карамазов.


(Добавить комментарий)


[info]olga_vainshtok@lj
2007-03-15 10:58 (ссылка)
у Булгакова в "Мольере" о любви писателя к власти, к сильной власти, которая ему помогает расцветать все сказано. как мне кажется очень верно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aptsvet@lj
2007-03-15 11:05 (ссылка)
Эта мысль мне понятна, но она все равно не поддается обобщению до "государственности" - хотя, повторю, с Быковым, тем более по поводу Булгакова, я здесь прямо не спорю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olga_vainshtok@lj
2007-03-15 11:10 (ссылка)
мне тоже кажется, что обобщение здесь не совсем точно.
а вообще статья хорошая, хотя об этом я уже где-то читала. и еше...может я ошибаюсь, но Булгаков писатель был много умнее Булгакова человека.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gaika_tool@lj
2007-03-15 11:24 (ссылка)
имхо, писатель вообще умнее человека )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aptsvet@lj
2007-03-15 11:27 (ссылка)
Оговорка: крупный.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gaika_tool@lj
2007-03-15 11:29 (ссылка)
да

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olga_vainshtok@lj
2007-03-15 11:32 (ссылка)
это смотря какой и писатель и какой человек))
внутри одной личности я строго разделяю человека и писателя

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gaika_tool@lj
2007-03-15 11:34 (ссылка)
я даже знаю эту личность ))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

задумчиво
[info]olga_vainshtok@lj
2007-03-15 11:35 (ссылка)
а кого ты имел ввиду?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: задумчиво
[info]gaika_tool@lj
2007-03-15 11:38 (ссылка)
лично )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: задумчиво
[info]olga_vainshtok@lj
2007-03-15 11:42 (ссылка)
(заинтригована)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]naumvaiman@lj
2007-03-15 16:49 (ссылка)
Леша, привет!
Ну ты расписался (это я насчет стихов)!
И вообще, я смотрю, стал матерый ЖиЖист

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aptsvet@lj
2007-03-15 17:01 (ссылка)
А, вот к нам кто пожаловал. Ну да, валяем дурака потихоньку. Рад твоей компании.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]asherin@lj
2007-03-15 11:24 (ссылка)
Решили отметить День крупного государственника, предложенный в прошлом году? :)

На элегии Вергилия не кинете ссылочку? Шутка. Я прекрасно знаю, что это просто описка.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aptsvet@lj
2007-03-15 11:27 (ссылка)
Спасибо, поправил.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]karandash@lj
2007-03-15 11:28 (ссылка)
"клеветникам россии", то есть.
где спор славян старинный.
"четверть выпить али две".

да уж, толстого государственником не назвать.

(Ответить)


[info]krol_hydrops@lj
2007-03-15 11:35 (ссылка)
У Быкова слово "государственник" имеет какое-то ему одному понятное значение. Это не антоним к "анархисту", как обычно, а что-то другое.

Сам Быков, по-моему, претендует на роль на посредника между интеллигенцией и государством. Уговаритвать представителей государства, что того или иного писателя трогать не надо, а писателей - что надо бы им и в церковь, что ли, пару раз заглянуть, чтоб Родина в случае чего не могла придраться, и так далее...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aptsvet@lj
2007-03-15 13:07 (ссылка)
В слове "государственник" меня больше всего коробит его безграмотность - употребляющие, как правило, не понимают разницы между нацией и империей и того, что один государственник с другим рядом не лежал.

(Ответить) (Уровень выше)

Можно ли считать Быкова крупным?
[info]el_kashim@lj
2007-03-15 11:39 (ссылка)
Вспомнилась шутка про пародиста Александра Иванова, как он имеет шанс стать крупнейшим советским писателем, если будет есть много мучного и сладкого.

(Ответить)


[info]bbb@lj
2007-03-15 11:50 (ссылка)
Прочитал эту старую его статью (да, да, вы не хотите ее обсуждать, я помню!), и не поверил своим глазам - Быков считает, что Чехов как драматург был едва ли не слабее Булгакова...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aptsvet@lj
2007-03-15 11:55 (ссылка)
Я не то чтобы не хочу ее обсуждать, но уж если обсуждать, там можно о многом спорить, и где-то в жж уже эти споры идут. А меня заинтересовал только один аспект - скорее моя мысль, чем его. Так что по касательной.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]duskhunter@lj
2007-03-15 11:52 (ссылка)
Наполеона забыли!
Наполеон - великий немецкий государь и покровитель искусств
если серьезно, я думаю, что обобщения такого рда бесплодны, поскольку по-настоящему крупных писателей слишком мало, чтобы судить
но вот обратные примеры: Данте с его любовью-ненавистью к Флоренции (отдельный риторический вопрос - почему Лозинскому так удались эти строки - вроде "Гордись, Фьоренца, долей величавой.."); Сервантес - хотя и жил при Филиппе II, в почитании монархии замечен не был; Франц Кафка - опять же, жил при Франце-Иосифе, но с государством - мнэ, сами знаете; Джеймс Джойс - при жизни имел большие проблемы с родиной; а Франсуа Вийона государство вообще повесило за шею.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]raf_sh@lj
2007-03-15 12:24 (ссылка)
Вийона, вроде, повесить побрезговали - помиловали и отправили в изгнание. Так, кажется.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aptsvet@lj
2007-03-15 13:00 (ссылка)
Мне кажется, не совсем корректные возражения. Данте, как ни велик, был одиночка - невозможно сравнивать с Елизаветой или Августом. Кроме того, под "просвещенной монархией", как правило, имеется в виду все-таки деспотизм и период становления нации, Джойс тут никак ничего не иллюстрирует. Кафка - совсем плохой пример. Даже оставляя за скобками дурака Франца-Иосифа, тоже, впрочем, не деспота, хуже всего немецкоязычному Кафке было как раз в самостийной Чехословакии. Прагу, которая его теперь чуть ли не на ночных горшках печатает, он терпеть не мог.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]duskhunter@lj
2007-03-15 13:20 (ссылка)
одновременно с Данте был, скажем, Джотто; но я о другом
если взять за точку отсчета не просвещенного монарха, а большого писателя - оказывается, что многие большие писатели ни тяготели к просвещенным монархам, ни связывались с ними некими сакральными отношениями; в том-то и дело, что Франц-Иосиф был серой мышью в ряду ему подобных государей, а имена губернаторов Ирландии (или кто там у них был?) ныне известны разве что их потомкам, но Кафка и Джойс жили в ту эпоху, и это факт!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]raf_sh@lj
2007-03-15 12:17 (ссылка)
Не вдаваясь в остальные детали, могу только осторожно возразить, что Николай I в указанном Вами аспекте кажется не значительнее, с одной стороны, Александра I и его бабки (оттуда вся "пушкинская" плеяда - плюс-минус по возрасту), с другой стороны - Александра II (Толстой, Достоевский и прочие).
Судьбы Лермонтова, Полежаева и других - тоже показательны.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aptsvet@lj
2007-03-15 12:56 (ссылка)
При Александре I Пушкин у меня представлен одой "Вольность", и это тривиально. Александр Второй - это уже не просвещенная монархия во втором своем термине - обычно тут имеется в виду деспотизм.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]raf_sh@lj
2007-03-15 13:18 (ссылка)
До 1825-ого Пушкин написал не только Вольность (1818), но и многое другое, включая "Бориса Годунова", начал "Евгения Онегина" - в общем, родился и сформировался как крупный (не в смысле корпуленции) литератор. Его современники выросли в том же духе, в ту же эпоху. При Александре II был несомненный расцвет. Николай I, по-моему, смотрится послабее на этом фоне. В этом (антиниколаевском) смысле мое возражение Вам.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]drozner@lj
2007-03-15 13:17 (ссылка)
Мне кажется в подобных случаях следует рассуждать не столько об истинности или ложности тезиса, сколько о причинах, подталкивающих к его выдвижению.
Если автор, сам метящий в крупные писатели, объясняет, чем крупные писатели характеризуются, то он в первую очередь, занимается самообъяснением.
Я не читал книг Быкова, но вероятно в них он и выступает государственником. Или собирается.

(Ответить)


[info]pollak@lj
2007-03-15 15:38 (ссылка)
"и самый просвещенный монарх не заставит дерево расти быстрее." - но Екатерина то заствила и очень просто - "указ о вольности дворянства"

(Ответить)


[info]ftaroi@lj
2007-03-15 15:55 (ссылка)
На этот вопрос можно посмотреть с другой точки зрения, с психологической. Где-то в подтексте подразумевается, что прославлять государство плохо, потому что это приравнивается к прославлению тех, кто отправляет государственные функции, то есть - чиновников, которых мы, само собой разумеется, не любим.
Но я думаю, что любому из нас было бы приятно жить в государстве, к которому мы не имеем претензий, которым мы гордимся.
В любом государстве есть те, кто готов всегда клеймить "кровавый режим Пупкина", те, кто доволен режимом Пупкина и те, кому на режим Пупкина просто наплевать, потому что эти последние считают, что частная жизнь, во-первых, мало зависит от режима Пупкина, а, во-вторых, гораздо интереснее, чем отслеживание взаимодействий в высших государственных сферах.
То же и с писателями. Если автор отстаивает государственнические позиции, он вовсе необязательно пособник каких-то мерзостей, которых в любом государстве хватает. Он может просто жить в мире с самим собой и своей страной, иметь позитивные установки относительно будущего. Он может просто не бояться.
Писатель же критик и ниспровергатель, наоборот, может черпать вдохновение в своём маломотивированном страхе, причиной которого может быть не реальная опасность, исходящая от государства, а устройство его собственной психики, отягощённой детскими травмами, тяжёлой судьбой или просто психическим заболеванием.
Я думаю, что и писатель-государственник и писатель-ниспровергатель могут быть одинаково таланливыми и значительными. И у того, и у другого найдётся своя публика, которая будет им аплодировать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aptsvet@lj
2007-03-15 17:03 (ссылка)
Это современная точка зрения - с ней можно соглашаться или спорить. Я же тут говорю просто об истории, какой она уже состоялась.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lekoo@lj
2007-03-17 21:59 (ссылка)
Писатель-государственник - это конфуцианский чинуша, Цин Шихуанди зарывал их живьем в землю и правильно делал.

(Ответить)