Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет argonov ([info]argonov)
@ 2010-02-07 23:38:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Манифест концепции "Экскурсии в сюжет " / "Достройки сюжета по требованию"
Проблемы ограниченности художественного произведения

Для многих из нас процесс потребления понравившегося сюжетного произвения бывает не на шутку омрачён фактом конечности этого произведения. С каждой страницей  книги мы приближаемся к прощанию с понравившимися нам персонажами. С каждой минутой любимого кино мы неумолимо приближаемся к его концу, и, будь он формально счастливым или нет, мы отчётливо понимаем, что так мало узнали о том экранном мире, который нас захватил. Нам хочется прочесть литературный первоисточник, если таковой есть, но нередко там оказывается совсем не та атмосфера, не те личности, не те детали, которых нам так не хватало. Мы грустим, что того мира уже не будет,  что он так и остался как прекрасная, но статическая картина на полке, и что уж точно никогда в жизни мы не встретимся с теми персонажами

Эта проблема существует и для автора. Есть радикальная ортодоксальная позиция:  произведение - это исчерпывающий материал, который нужно показать потребителю, и ничего сверх того автор рассказывать не должен, остальное - на совести интерпретаторов и критиков. Но часто автор в той или иной степени понимает, что мог бы рассказать гораздо больше, если бы не был сдержан форматом и если бы был уверен, что дополнительные штрихи были бы людям интересны и не сделали бы произведение скучным. Войну и Мир или Властелина Колец невозможно уложить в 10-часовую кинотрилогию. Но даже аниме-сериалы без всякой литературной первоосновы при примерно такой же длительности нередко оставляют послевкусие, что ты лишь поверхностно познакомился с таким интересным сеттингом

Эти проблемы являются богатым источником фагготрии различного фанатизма: фан-творчества, ролевых движений, юзерпиков, юзербаров, а то и более клинических проявлений неудовлетворённого желания поближе прикоснуться к тому, что автор цинично ограничил переплётом или размером носителя... Хорошо ли это? Безусловного, здесь есть немало положительных черт. Фанатизм обогащает жизнь общества какой-никакой духовностью, является признаком настоящего общественного признания творчества, часто формирует самые глубокие элементы личности потребителей. Вместе с тем, факт остаётся фактом: за фанатизмом стоят неудовлетворённые потребности человека, прикоснувшегося к чему-то особенному для него

Концепция "Экскурсии в сюжет"

Между тем, автор имеет все средства решить эту проблему хотя бы частично. Основная идея состоит в создании сервиса достройки сюжета автором по запросу потребителя. Автор при желании может снять сиквел, написать продолжение. А может - просто пообщаться с потребителем. Ответить на его вопросы от своего лица. Или даже от лица персонажа. Или даже устроить желающему имитацию его собственной экскурсии в сюжет в роли какого-нибудь нового персонажа, - аналог компьютерной игры в мире данного произведения, в которой вместо компьютера всё придумывается автором. И это будет тот самый мир, те самые люди, ведь они все придуманы автором.

Как автор и как потребитель сюжетных произведений различных жанров считаю, что такой сервис очень нужен. Он требует от автора совсем немногого:
  • доброй воли к тому, чтобы участвовать в этом (возможно даже на коммерческой основе),
  • добросовестности,
  • готовности быть непротиворечивым в различных сеансах,
  • понимания желания потребителя получить правдоподобную реальность произведения, а не карикатурный фанарт насмехающегося над ним автора.
Конкретная реализация экскурсии в сюжет пока что остаётся дискуссионным вопросом и должна быть выработана в процессе экспериментов. В любом случае, вероятно, будет реализовано что-то из перечисленных трёх форм:
  • ответы автора на любые вопросы о мире произведения (проще всего в реализации)
  • моделирование ответов персонажа,  разговаривающего с потребителем (требуется реалистичное видение психологии персонажа)
  • моделирование мира произведения, как если бы потребитель попал в него в качестве одного из героев, не участвующих в основном сюжете (сложная творческая задача, требующая времени)

Ограничения сервиса очевидны:
  • автор не должен допускать противоречий с уже описанным сюжетом (например, никакими действиями потребителю не удастся настолько переубедить персонажа, чтобы изменился исходный сюжет)
  • автор не должен моделировать те элементы сеттинга, которые он сам недостаточно представляет
  • автор может в любой момент сказать: данный вопрос я не буду прояснять

Результаты подобного творчества, в зависимости от желания автора и потребителя, могут быть как публичными, так и непубличными. Коммерциализация сервиса тоже возможна, так как надо быть реалистами: при наличии большого интереса автор быстро устанет тратить время из одного лишь человеколюбия

Категорически хочу подчеркнуть: основная идея сервиса - не простое развлечение (как в компьютерной игре по мотивам) а реальное ознакомление потребителя с деталями мира произведения, которые автор по каким-то причином недорассказал. Только строгое выполнение этого требования позволит реализовать идею по-настоящему, заставить потребителей относиться к результатам работы сервиса как к полноценному дополнению к произведению

Считаю правильным каждому автору, поддерживающему манифест, присоединиться к идее и организовать подобный сервис для своих произведений. Лично я сам планирую в ближайшее время организовать пробные прогоны по 2032. Если опыт будет успешным - можно будет распространять идею, организовывать сообщества, вырабатывать оптимальные правила


(Добавить комментарий)


[info]kaimira@lj
2010-02-07 12:32 (ссылка)
Вот это классная идея! Жаль, что я не автор. Но походить экскурсией по любимым мирам - это да!!!

(Ответить)


(Анонимно)
2010-02-07 12:41 (ссылка)
нет, только не интерактивно.

во-первых, на некоторые вопросы так сразу и не ответишь.
во-вторых чат-формат подразумевает другой стиль письма, не книжный.
в-третьих, личность автора может показаться совсем не такой, как представлялась. и всё испортить. вот расказик на эту тему:
http://milkywaycenter.com/works/alkin2.html

да и вообще пошло.
акция, акция: купить автора на 10 минут - $10
может, я под впечатлением от фильма Геймер. там образы сильные. репетиторы вроде продаются, и ничего...

дописывание сюжетных веток, пропущенных отрезков времени - возможно (как практикует формат OVA ;)

(Ответить)


[info]evilduckk@lj
2010-02-07 14:48 (ссылка)
Идею уловила, но не совсем поняла, как практически это организовать. Посмотрим на примере :)

(Ответить)


[info]gcugreyarea@lj
2010-02-07 18:03 (ссылка)
Как начинающий автор - присоединяюсь и готов участвовать.

(Ответить)


(Анонимно)
2010-02-07 21:26 (ссылка)
АСГУ в реальности управлялась мозгом Светы? Как они связаны между собой?

(Ответить)


[info]elven_gypsy@lj
2010-02-07 22:25 (ссылка)
А зачем?.. Завершенность-то исчезает. Все равно что снять раму с картины.

(Ответить)

Вопросы к миру 2032
(Анонимно)
2010-02-09 07:18 (ссылка)
Спасибо, Виктор, идея интересная!

1) Я правильно понял что АСГУ _очень_ обиделась за насильственное прописывание догм коммунизма в своё сознание? (Для меня это - изнасилование в мозг...)
Соответственно, один из мотивов трагического финала - месть АСГУ за такое издевательство?

2) А был ли сговор и\или общение между АСГУ и Ганимедом? Там такая интересная заминочка в тексте, типа намек.

3) А была ли АСГУ признана личностью, разумом?
Были ли у неё юридические права - типа как физ. лицо?

4) Я правильно понял, что такой финал - следствие любой идеологии, которая ставит свои ценности выше человеческих жизней?
И конкретная идеология Милиневкого не важна - коммунизм, фашизм, религиозный фанатизм, "демократические ценности"...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Вопросы к миру 2032
(Анонимно)
2010-02-15 14:22 (ссылка)

Да, и ещё очень интересно, как АСГУ становилась "человеком".

(В нее влюбиться можно было так легко
И ревновать к ней власть - как к человеку тоже... )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rio_fx@lj
2010-02-12 09:34 (ссылка)
Идея с одной стороны хороша, а с другой, думаю, не всё так однозначно. Ведь сколько существует произведений, где прелесть именно в недосказанности. И сколько было случаев, когда попытка дорассказать/добавить деталей только портила исходную картину. Да, мне знакомо это чувство, когда, приближаясь к концу произведения, начинаешь жалеть, что оно заканчивается так рано, и ты так мало узнал. Но, в конечном итоге, через какое-то время, понимаешь, что оно завершилось именно там, где и должно было.

Сказать именно столько, сколько нужно, и вовремя завершить - искусство. Немного не в тему - недавно, в музее смотрел на скульптуры Родена, и думал - "вот, здесь я добавил бы деталей". Я добавил бы, не удержался, и всё испортил. А он знал, когда надо остановиться.

Всё имхо.

(Ответить)


[info]muxa_ru@lj
2010-02-12 13:46 (ссылка)
Основная идея состоит в создании сервиса достройки сюжета автором по запросу потребителя.

1) Зачем это автору?
2) Зачем это потребителям?

(Ответить)


[info]arimanov@lj
2010-02-20 10:29 (ссылка)
Да, по 2032 было бы интересно прояснить несколько не ключевых, но немаловажных для восприятия моментов.

(Ответить)


[info]body1985@lj
2010-03-01 04:39 (ссылка)
Мне кажется, что правы и те и другие. Если цель проекта, прояснить недопонятые читателем (слушателем\зрителем) моменты произведения - это достойное воззвание! Приятно было отметить, что слушатели "Легенды", задают те же вопросы, что возникли у меня (анонимный автор очень хорошо их "озвучил"), следовательно это связано не с моей тупостью, а элементом недосказанности в произведении.
Из негативных, на мой взгляд, примеров, приведу продолжение романа С. Лукьяненко "Лабиринт отражений", "Фальшивые зеркала", где автор началом второй книги, смял очень красивую концовку первой. Солгасен, прочесть продолжение было интересно, но вспоминая свои впечатления, пожалуй, предпочел бы, чтобы второй книги не было.

(Ответить)