Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет arkhip ([info]arkhip)
@ 2009-10-25 19:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Караганда. Сталинский ампир, шахты и руины


Выполняю своё недавнее обещание и выкладываю фоторепортаж о Караганде и окрестностях, снятый мною пару недель назад. Надо сказать, что я тут уже один раз был, в аккурат в апреле 1985 года (хаха) - приезжал на химическую олимпиаду школьников. Так что было интересно сравнить впечатленния.

Караганда - город в Казахстане, центр Карагандинской области. Крупный индустриально-промышленный, научный и культурный центр.
10 февраля 1934 года Караганда получила статус города.
Сегодня Караганда — самый большой город области по населению — 560 000 чел. и четвёртый по численности населения в Казахстане (после Алма-Аты, Шымкента и Астаны).


На самом деле в советское время Караганда была вторым по населению городом Казахстана, но после массового отъезда немцев (раньше - 20% начселения города) и славян откатилась на четвёртое. Тем не менее, город этот остаётся русским - казахов здесь чуть более 20%

Караганда знаменита, в частности, тем, что в 60-е и 70-е годы именно здесь проводили первую послеполётную акклиматизацию советские космонавты. Потом космонавтов стали сразу увозить на специальном самолёте в Звёздный городок, а "космический" корпус стал простым филиалом гостиницы "Чайка". По некоторому стечению обстоятельств именно в этом корпусе я и расположился




На здании практически нет живого места из-за мемориальных досок



Помните старую советскую частушку?

Валентине Терешковой
За полёт космический
Алгашкхы сагыттарын
Осы уйде ёткiздi!(*)

(*) Марсиане подарили хуй автоматический! - (каз.)





Мне, кстати, приходилось читать, что у первых космонавтов был очень жёсткий отбор не только по весу, но и по росту, иначе они бы просто не влезли в кабину. После ночёвки в "Чайке" я ощутил это очень остро, ибо кровати в этом корпусе совершенно точно были спроектированы под людей ростом не выше 170 см и с тех пор не менялись.

Теперь о городе. Сам по себе город Караганда разбросан на изрядной площади, равной примерно половине территории Москвы. Это из-за того, что районы города сформировалиссь вокруг угольных копей. Вокруг есть несколько городов поменьше со схождей архитектурной философией. Сам же центр довольно компактен и застраивался в 30-е - 60-е годы. Вот, например, быв. обком горком, ныне - областной городской акимат. Кто раньше стял на этоим постаменте - не помню (а стоял, тем не менее, Ленин), сейчас там красуется некий Бухар Жырау, казахский поп-идол конца 18 века



Надо сказать, что центр города оставляет лучшее впечатление, чем 25 лет назад. Тогда он был какой-то обшорканный и не очень чистый. Правда, мне могло просто повезти с погодой - в том апреле всюду лежали кучи какого-то совершенно чорного снега: ранний солнечный октябрь не в пример выигрышнее. Сейчас же здания предвоенной архитектуры, которыми застроена самая старая часть города, подправлены и отреставрированы



Раньше в городе был довольно развит электротранспорт, так что остатки контактной сети видны повсюду. В 80-е в городе ходили 1 трамвайный и 7 троллейбусных маршрутов. Сейчас трамвай закрыт, а тмаршрутов троллейбуса осталось два, причем ездят троллейбусы очень редко и как-то крадучись. Наверное, опасаются, что если их увидят, то поймают и сдадут на металлолом.



Городской парк и стела в честь основания Караганды



Ярко выраженной главной площади в Караганде нет; больше всего подходит под это определение вот эта, на одной стороне которой расположен ДК шахтёров с феерической скульптурной группой на фронтоне (слева направо - шахтёр, казашка с барашком, солдат, колхозница со снопом, мастер смены и игрец на домбре)



А с другой - памятник шахтёрам, над которым стебались ещё в советские времена. Дело в том, что шахтёр-казах держит кусок угля обоими руками, а русский - одной, поэтому казахи говорили, что русские сваливают на них всю тяжёлую работу, а русские возражали, что всё наоборот - это казахи любят изображать усталость и напряжение там, где их нет и в помине



Как бы то ни было, в Казахстане сейчас вновь на повестке дня лозунги, которые уже были у нас в ходу добрых восемьдесят лет назад. Что ж, по крайней мере честно



Ленина в Караганде пока не трогают. Видимо потому, что гранит в качестве металлолома не сдашь



На это-вот место на пересечении проспектов Ленина и Нуркена Абдирова, возле ЦУМа, нам показывали с гордостью и говорили - вот, это наш первый в городе подземный переход. Интересно, появились ли за 25 лет другие



Впрочем, торговых точек, включая неизменный в Казахстане Рамстор, на задворках ЦУМа выросло преизрядно



Это центр. Но впечатлил меня в этой поездке вовсе не он, а пригород Караганды с названием, прости Господи, Сарань, а ещё точнее - пригород Сарани под названием "Микрорайон РТИ". Бывший микрорайон, если уж совсем точно.

Ехать туда от центра Караганды совсем недолго - максимум полчаса. По дороге часто попадаются шахты



и лозунги



Так вот. В советские годы рядом с Карагандой построили громадный завод резинотехнических изделий, который делал в основном транспортёрные ленты для шахт и рудников. Завод был чуть ли не крупнейшим в Союзе, давал в месяц на-гора 300 километров транспортёров, из которых 200 расходились по всему Восточному блоку, а остальные 100 закапывались тут же, неподалёку. Потому что план - это святое, а лишние 100 километров лент нахрен никому не нужны. Сейчас некие предприимчивые узбеки наладили на месторождении лент раскопки и пытаются извлекать из них всё, что можно переработать - металлические тросы, тканевые прослойки, да и саму резиновую смесь пытаются крошить и пускать в дело. При заводе, как водится, построили отдельно стоящий микрорайон, чтоб всем было удобно и никто не дёргался на сторону. Тысяч на 15-20 населения, по моим прикидкам. А потом настала перстройка, СССР развалился, и завод встал. В основном, потому, что шахтам и рудникам теперь не нужно было столько транспортёрной ленты, сколько им определял план. На деле её нужно было гораздо меньшее количество. Да и российские конкуренты подсуетились - заняли все рынки сбыта. Так вот, завод встал, и народ побежал куда глаза глядят. Немцы - в Германию, русские - в Россию, казахи - в Караганду или в ту же Россию. И теперь рподъезжающего к микрорайону встречает вот такой вот пейзаж. Издалека всё цивильно и напоминает скорее новостройку



Вблизи же всё оказывается совсем по-другому. Это не новостройка, а руины



Микроравйон действительно большой - даже невозможно сделать его панорамный снимок



После бегства населения дома были разграблены подчистую



Сорвана вся отделка, сняты полы, вынуты оконные и дверные рамы, разобрано ограждение балконов



подъездные дороги заросли бурьяном



Нет, я, конечно, знаю, что подобного рода пейзажи можно увидеть и в России. Но у нас это, как правило, запрошенные рудничные и шахтные посёлки, находящиеся в труднодоступных местах Крайнего Севера и Сибири - места, где за сотни километров нет ни жилья, ни работы. Но видеть такое вцентре миллионной агломерации по меньшей мере дико. А самая дичь - в том, что один или два дома до сих пор остаются заселены. Видимо, в них сгрудились те, кому уж совсем некуда ехать. Вот они - эти дома, заметны по целым стёклам и спутниковым тарелкам на крыше



А это - вид вблизи, из окна автомобиля



Сейчас, говорят, эти руины стали излюбленным местом для проведения военных игрищ. А завод вновь работает, правда, на 10% прежних площадей и на одну восьмую прежней мощности. На заказы, вроде бы, не жалуются. Такие дела.

Kazakhstan, Kazakhstan you very nice place.
From Plains of Tarashek to Norther fence of Jewtown.
Come grasp the might penis of our leader.
From junction with the testes to tip of its face!


(Добавить комментарий)


[info]zhenyok@lj
2009-10-25 15:24 (ссылка)
Ярко выраженной главной площади в Караганде нет
А где же был обком?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2009-10-25 15:45 (ссылка)
Там же, где и сейчас. У меня там есть фотография с памятником певцу на переднем плане

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pycm@lj
2009-10-25 17:33 (ссылка)
это бывший горсовет, сейчас здесь акимат (мэрия) и городской маслихат (зак.собрание)
Стоит памятник Бухар жырау, а до него, как водится - там был Ильич, с воздетой правой рукой в сторону запада :)

Областной акимат виден у вас на фото троллейбусной сети (прячется за общагами мединститута, серенький)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2009-10-25 17:46 (ссылка)
Спасибо, сейчас поправлю

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pycm@lj
2009-10-26 14:35 (ссылка)
забавно, вот это фото (039) вы сняли стоя спиной к выезду из конторы :)

на РТИ делали еще много всяких резинок для военных: от банальных на проводку ЗИЛов и КАМАЗов, до чего-то секретного для "Бурана"

на фоне ДКГ еще попал раритетный автобусик на базе ГАЗ, на нем, кстати, установлены желтые номера - иностранное предприятие :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2009-10-26 15:52 (ссылка)
Да, саму контору я как-то не решился фотографировать, тем более что там тусовалась пара милиционеров в феереческих казахстанских фуражках. Автобусик тоже хорош, да

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pretre_philippe@lj
2009-10-25 16:05 (ссылка)
Остросюжетно! :))
Спасибо за впечатляющий репортаж.

(Ответить)


[info]ego_velichestvo@lj
2009-10-25 16:11 (ссылка)
пряма припять какая-то карагандинская. неприведихосспади в москве такое будет скоро.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]iime@lj
2009-10-25 16:28 (ссылка)
На Припять еще бывшие военные города похожи (http://ottenki-serogo.livejournal.com/145591.html), но они на куличках, а тут-то большой город.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ego_velichestvo@lj
2009-10-25 16:50 (ссылка)
я потому на Москву и подумал, люди есть, а никто не живет. Припять тоже в чем-то похоже, станция-то работала и работает до сих пор, правда уже не вырабатывает ничего, а город мертвый.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ego_velichestvo@lj
2009-10-25 16:55 (ссылка)
ссылку почитал, спасибо, интересная. но тоскливая.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]periskop@lj
2009-10-25 16:20 (ссылка)
Отличный отчётец, я такой стиль люблю и сам в нём порой пишу. Прочёл с большим удовольствием, особенно про феномен заброшенного района.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2009-10-25 16:32 (ссылка)
да я и сам Вас не без удовольствия читаю-с :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]diana_spb@lj
2009-10-25 16:38 (ссылка)
Спасибо, очень интересно!

(Ответить)


[info]pycm@lj
2009-10-25 17:34 (ссылка)
есть кое-какие неточности, но они картины почти не портят.
а олимпиада какая была, Республика на химфаке?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2009-10-25 17:45 (ссылка)
Да, она самая

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pycm@lj
2009-10-26 13:43 (ссылка)
в 85 году я был на республике третьим среди 10-х классов
а как у вас успехи, коллега?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2009-10-26 15:50 (ссылка)
А я был третьим среди восьмых :))) Первое место по десятым классам тонгда мой друг взял - тоже из Шевченко

(Ответить) (Уровень выше)


[info]samoljot@lj
2009-10-25 18:20 (ссылка)
На фоне остальных станов Казахстан все равно место неплохое. И, кажется, на фоне Украины тоже.

(Ответить)


[info]new_mikha@lj
2009-10-25 20:16 (ссылка)
Ну, руины руинам, а целом выглядит неплохо. Я был в Казахстане в 2001 и 2003 (в Алмаате и в горах), впечатление в целом очень неплохое. Показалось, что небезнадежная страна.

(Ответить)


[info]golovashevich@lj
2009-10-26 06:26 (ссылка)
Извините за наивность, про Терешкову - там действительно такой перевод?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

:)))))
[info]arkhip@lj
2009-10-26 07:28 (ссылка)
Нет, конечно. Русский текст вверху, казахский - внизу

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_nick_1@lj
2009-10-26 07:49 (ссылка)
Спасибо! Сам Караганду видел только с самолета, когда из Усть-Каменогорска летел с пересадкой. И про троллейбусы напомнили.)

(Ответить)


[info]olga508@lj
2009-11-11 10:47 (ссылка)
как же ты спал на такой кровати?!
и кстати, какое там соотношение рус/каз языков?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2009-11-11 13:19 (ссылка)
Спал я, конечно, плохо. А что до соотношения языков - то смотря где. На улице - 99:1, по продаваемой печатной продукции - 90:10, в рекламных щитах, объявлениях и вывесках - 50:50

(Ответить) (Уровень выше)

просто
[info]ext_363290@lj
2010-12-19 14:05 (ссылка)
Был в Караганде в этом году. Мне показалось, соотношение 99:1 слишком завышенное. На мой взгляд 70:30...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: просто
[info]arkhip@lj
2010-12-19 14:32 (ссылка)
Голлм, какие люди! Какй 70-30, слющи? Я там казахской речи вообще не слышал

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: просто
[info]ext_363290@lj
2010-12-20 00:17 (ссылка)
У тебя, очевидно, был специфический круг общения)))

(Ответить) (Уровень выше)