Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет arkhip ([info]arkhip)
@ 2011-05-02 20:53:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Руанда. Геноцид. Часть 1.


Начало тут

Граница
Трубка мира и самолечение
Национальный парк Волканос
Гориллы. Часть 1. Часть 2.Часть 3.Видео Ещё видео
Рухенгери
Кигали. Часть 1. Часть 2.

Следующие несколько рассказок будут довольно резко отличаться от общего настроя повествования, да так, что особо впечатлительным я даже порекомендовал бы их не читать. Тем не менее, я считаю необходимым рассказать о том, что Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего семнадцать лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек - примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века - в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше, чем о суде над О.Дж. Симпсоном и о том, как Тоня Хардинг повредила коленку Нэнси Керриган (интересно, помнит ли кто-нибудь, кто это вообще такие?). Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взялла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей. Я не ставлю задвчу подробно описать хронику руандийского геноцида - интересующиеся могут ознакомиться с ней в сетевых источниках, начиная с той же Педивикии. Здесь будет только рассказ об экспонзиции Музея геноцида в Кигали - фотографии, перевод текстов, разумеется, отражающих официальную позицию нынешнего руандийского правительства (курсивом), и мои комментарии к некоторым текстам. Чтоб не путаться - текстьы и комментарии - НАД соответствующими фотографиями, как и в остальных главах

Да, и ещё одно необходимое принципиальное разъяснение. К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и большне, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они - у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю. Вы спрОсите - как такое может быть? Отвечу - это не те тутси. Дело в том, что вспышки этнической резни в Руанде происходили всё время её независимости - с начала 60-х годов. За это время несколько сот тысяч тутси бежали в соседние страны, в основном, в Благословенную Уганду. Там многие тутси и их дети, выросшие в лагерях бежженцев, поддержали нынешнего благословенно-угандийского президента в борьбе за власть, а потом заняли заметное место в регулярной армии и спецслужбах. В частности, нынешний президент Руанды Кагаме отвечал у Мусевени за контрразведку. Созданный этими тутси Руандийский Патриотический Фронт и выиграл в конце концов гражданскую войну. А поскольку вернувшиеся беженцы уже не говорили по-французски, но знали принятый в Благословенной Уганде английский, он был сделан третьим официальным языком страны - наряду с французским и киньяруанда.

Музей геноцида расположен на холме на окраине Кигали и состоит в основном из фотоэкспозиции с пояснениями на трёх официальных языках. Вход бесплатный, но в холле стоит стеклянный ящик для пожертвований. Разрешение на фотосъёмку платное - 20 долларов. Я воспринял это как фопрму пожкртвования и заплатил не раздумывая.





Для разъяснения предыстории событий рассказ начинается ещё с колониальных времён.

Изначально идентичность всех руандийцев ассоциировалась с восемнадцатью различными кланами. Категории "хуту", "тутси" и "тва" были социально-экономическими категориями, которые могли меняться по личным обстоятельствам. В колониальную эпоху различия сделали расовыми, особенно с момента введения паспортов в 1932 году. Для создания этих различий колониальные власти приписали всякого, у кого было 10 коров и больше, к тутси, а всех, у кого было меньше 10 коров - к хуту, и такое разделение сохранилось для их потомков.

Мы жили в мире многие столетия, но сейчас разделение между нами началось...


(на фото изображены вместе с королевской семьёй соответственно бельгийский региональный командующий и король Бельгии Бодуэн)

Эта надпись отражает нынешнюю официальную точку зрения, которую внутри страны не принято оспаривать - власти в попытке преодолеть последствия геноцида пытаются доеказать, что разделение на хуту и тутси было искусственным. В данном случае это полная неправда: хуту и тутси очень сильно отличаются друг от друга в антропологическом отношении - скотоводы-тутси мигрировали в Руанду и Бурунди примерно 600 лет назад и довольно бысчтро подчинили себе местное земледельческое население. В доколониальный период король и верхушка общества, в том числе и военная, принадлежали к тутси, низы - к хуту, и колонизаторы, разумеется, использовали это себе на пользу. Хотя нельзя отрицать и того, что в результате довольно многочисленных смешанных браков многим уже было довольно трудно классифицировать себя как тутси и хуту, так что колонизаторы действительно усилили межплеменные различия и трения. А пигмеи (тва) - вообще отдельная история. Их практически не считали за людей ни тутси, ни хуту, и, как сказал один пожилой руандиец американскому интервьюеру - " в прежние времена и представить было нельзя, чтобы тутси или хуту разделили пищу или банановое пиво с пигмеем".



Вот так выглядел типичный руандийский паспорт. В 1994 году были чрезвычайно распространены убийства "по паспорту" - у жертвы требовали паспорт, подтверждающий национальную идентификацию



Хотя к 1957 году большинство вождей высокого и низкого ранга принадлежали к Тутси, лишь меньшинство Тутси получало действительные выгоды от их повышенного статуса. И именно это меньшинство, а не хуту, получали привилегированные позиции

К 1959 году примерно 90% учащихся в школах всех уровней были тутси



В 1959 году король Рудахигва умер; после этого начались массовые убийства тутси. Многие тысячи тутси были убиты; другие бежали в соседние страны в поисках убежища.
В 1961 году у нас прошли выборы. Первым премьер-министром стал Грегуар Кайибанда, лидер партии освобождения хуту.
Годом позже Руанда полцчила независимость. Руанда стала высокоцентрализованным, репессивным государством с однопартийной системой. Режим характеризовался преследованием и этническими чистками тутси. Вдобавок к этническому разделению, Кайибанда создал региональные. что в конце концов привело к путчу, который в 1973 году возглавил генерал-майор Жювеналь Хабиаримана


К этому следует лишь добавить, западные политики победу Кайибанды приветствовали, как торжество демократии. А потом про Руанду просто забыли.



"Сообщества хуту и тутси - это два народа в одном государстве. Две нации, между которыми нет связи и нет симпатии, котрые игнорируют привычки, мысли и чувства друг друга так, как будто бы они жили в разных местах планеты"

Жювеналь Хабиаримана рафинировал и кодифицировал фашистскую политику Кайимбанды. Революционное движение национадльного развития (МРНД) было единственной партией, и Хабиаримана объявил всех руандийцев её членами




Переселение тутси в 1960-е годы в район Бугесера с целью отделения их от остального населения



iИностранная помощь использовалась для углубления этнического разделения и преследований, поэтому международные доноры стали требовать финансовой и демократической ответственности. В результате втречи в верхах в Ла Боле, организованной Миттераном, а также наступления Руандийского Патриотического Фронта, Хабиаримана объявил об установлении многопартийной системы.

Нельзя не отметить, что руандийское правительство очень тщательно выбирает слова, когда речь идёт о роли Запада в новейшей истории Руанды. В частности, здесь не упоминается, что Миттеран был личным другом Хабиариманы и даже подарил ему персоональный самолёт - от имени французского народа, конечно. Не говорится здесь и о том, что наступление РПФ в 1990 году было остановлено при активной поддержке международных сил Заира, Бельгии и Франции, которые впоследствии не сделали ровным счётом ничего, чтобы предотвратить или прекратить последовавшие в том же 1990 году массовые убийства тутси. Хотя имели полную информацию о том, что происходит



Более 700 тысяч тутси были изгнаны в 1959-1973 годах из нашей страны в результате этнических чисток, подстрекаемых бельгийскими колонизаторами. Беженцам не давали вернуиться, несмотря на многочисленные усилия. Некоторые присоединились к Руандийскому Патриотическому Фронту (РПФ), который 1 октября 1990 года вторгся в Руанду. Началась гражданская война, привёдшая к тому, что многие руандийцы стали перемещёнными лицами внутри своей страны и жили в организованных правительством лагерях беженцев. Начались напряжённые времена.

Две ремарки. Во-первых, "бельгийские колонизаторы" тут вовсе ни при чём - никакого изгнания тутси они не провоцировали. особенно смешно смотрятся претензии к ним по событиям, произошедшим после 1962 года. Во-вторых, хотя вторжение тутси в 1990 году было в целом неудачным, они взяли под свой контроль полосу территории вдоль юблагословенно-угандийской границы. Беженцами внутри Руанды стали около миллиона хуту - что, несомненно, всыграло сваою роль в последующих событиях.



Продолжение следует.


(Добавить комментарий)


[info]ego_velichestvo@lj
2011-05-02 14:04 (ссылка)
Я только не фсасываю, чего у них там такого делить, за что можно брать и убивать?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]spirin84@lj
2011-05-02 14:07 (ссылка)
власть

(Ответить) (Уровень выше)


[info]arkhip@lj
2011-05-02 14:08 (ссылка)
Как цынично заметил один западный политик, "в этой стране слишком много народу"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hewlam@lj
2011-05-02 14:24 (ссылка)
ну если в Руанде много, то что уж о Нигерии говорить...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2011-05-02 14:30 (ссылка)
В Руанде плотность населения выше, чем в Нидерландах

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hewlam@lj
2011-05-03 06:32 (ссылка)
Посмотрел на карту. Удивлен. Отчего их так много на крохотном клочке земли... очень странно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2011-05-03 06:38 (ссылка)
Там, пожалуй. самые плодородные земли и лучший климат в Африке

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hewlam@lj
2011-05-03 06:43 (ссылка)
Оно так. Но это ж все равно, что жить в вагоне метро в час пик. Массовое взаимоистребление в таких условиях не удивляет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2011-05-03 06:49 (ссылка)
Руанда вовсе не чемпион по плотности сельского населения. Дельта Меконга и Ява в этом смысле далеко впереди

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ego_velichestvo@lj
2011-05-02 18:45 (ссылка)
Эх!

Про нашу страну, по слухам, тоже говорили, но что бы с ножиками по паспорту резать, это через край. Разве что морду набить :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]svensk_vanja@lj
2011-05-02 14:16 (ссылка)
Ну как обычно. Коров, банановые деревья. Жрачки на всех не хватает, население растет быстро

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ego_velichestvo@lj
2011-05-02 18:44 (ссылка)
Так их надо в колхозы сгонять, промышленность подымать. Заставить друг друга резать оно конечно как-то проще, я понимаю, но мне оно не нравится, пусть даже это и нигры

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vdkrav@lj
2011-05-04 19:31 (ссылка)
Так коммунизм уже к тому времени победили, коминтерн разогнали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ego_velichestvo@lj
2011-05-09 09:27 (ссылка)
Коммунизм можно стоить в любом месте и в любое время. Вот увидите :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kvakosavrus_q@lj
2011-05-03 00:22 (ссылка)
кушать хочется

(Ответить) (Уровень выше)


[info]spirin84@lj
2011-05-02 14:08 (ссылка)
Насколько я понимаю, что тутси, что хуту говорят на одном языке и сильных культурных различий между ними нет?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2011-05-02 14:09 (ссылка)
Да, на одном. Что до культурнызх различий - смотря что под ними понимать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]spirin84@lj
2011-05-02 14:11 (ссылка)
Просто не вполне понятно насколько именно этническое, а не социальное деление тут сыграло роль.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2011-05-02 14:30 (ссылка)
А тут очень трудно отделить одно от другого

(Ответить) (Уровень выше)


[info]blazzer@lj
2011-05-02 15:25 (ссылка)
тутси составляли немногим более 10 процентов от населения Руанды (хуту - остальные 80 с гаком) и были завоевателями, господствующей над хуту и эксплуатировавшей их племенной группой; потом они это свое положение утратили и превратились просто в численно слабейшее, но социально сильнейшее меньшинство. То есть это натуральный синтез помещиков и имперской бюрократии для русских крестьян + немецких евреев в представлении немцев

(Ответить) (Уровень выше)


[info]abvgd@lj
2011-05-02 14:09 (ссылка)
шикарные фотки и текст, только пара опечаточек -- при первом упоминании благословенной названа Руанда, а не Уганда, а потом еще написано, что музей стоит на окраине Руанды, хотя надо видимо Кигали

а вообще здорово, спасибо

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2011-05-02 14:28 (ссылка)
Спасибо - сейчас поправлю

(Ответить) (Уровень выше)

практически без внимания мирового сообщества
[info]fon_rotbar@lj
2011-05-02 14:32 (ссылка)
И это было хорошо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: практически без внимания мирового сообщества
[info]arkhip@lj
2011-05-02 14:39 (ссылка)
И почему же? Чем тутси хуже евреев, к примеру?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

А потому
[info]fon_rotbar@lj
2011-05-02 14:46 (ссылка)
Что евреи не лучше тутси...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А потому
[info]arkhip@lj
2011-05-02 14:58 (ссылка)
Ну так по поводу евреев вона какой гевалт

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А потому
[info]tavas@lj
2011-05-02 15:28 (ссылка)
А какой гевалт был по поводу евреев во время войны, когда практически ни одна страна в Мире не принимала еврейских беженцев?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А потому
[info]arkhip@lj
2011-05-02 15:37 (ссылка)
я имею в виду послевоенный

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А потому
[info]tavas@lj
2011-05-02 15:40 (ссылка)
Послевоенный тоже не сразу начался.
В Израиле только после поимки суда над Эйхманом, а в США после книги Эли Визеля "Ночь".
Вашингтонский музей Холокоста построен только в 80-ых годах.
Кроме того, читал на цыганском сайте, они пишут, почему про их геноцид так мало, а про евреев так много пишут? Потому что сами евреи социально активные.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А потому
[info]saccovanzetti@lj
2011-05-02 16:08 (ссылка)
Вашингтонский музей Холокоста построен только в 80-ых годах.

открылся только в 1993-м.

Но до этого были другие экспозиции (несравнимо меньшие по масштабам, например в Еврейском музее в НЙС).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А потому
[info]tavas@lj
2011-05-02 16:58 (ссылка)
Да, точно. Начали строить только в 80-ых.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]diana_spb@lj
2011-05-02 14:40 (ссылка)
Интересно, спасибо.

(Ответить)


[info]ru2tx@lj
2011-05-02 19:24 (ссылка)
Как то они при такой плотности населения кормились, притом явно при первобытном уровне развития техники. Там видимо земля особенно плодородная?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2011-05-03 03:27 (ссылка)
Да, очень плодородная.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sapojnik@lj
2011-05-02 21:03 (ссылка)
Очень интересно, спасибо! Меня давно занимает эта история.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]arkhip@lj
2011-05-03 03:05 (ссылка)
не за что. Это только начало, будет довольно много

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ext_338929@lj
2011-05-03 05:06 (ссылка)
ну вот, как обычно.одни чёрные обезьяны замочили чуть не миллион других, не менее чёрных обезьян, а во всём виноваты, оказывается, злобные белые колонизаторы.кто бы сомневался.

(Ответить)