недобрые мысли ПРО ОБРАЗОВАНИЕ, СОСЛОВИЯ, СТАЛИНА, СРЕДНИЙ КЛАСС И МОРКОВЬ
(банальные соображения)
john_petrov@lj пишет: «
Может быть, ей (России) и не стоит читать слишком много даже самого умного и глубокого. Раньше читали Псалтырь да Евангелие, жития, сказки и исторические картинки и стояли крепко. А как начали гегелей всяких читать, так и пошло-поехало.»
Не слишком близкий мне ход мыслей. В том плане, что может, оно и было не плохо, да прошло, совсем прошло. Интеллигентская эта тоска по «простоте», слишком интеллигентская. «
Простой человек» умер вместе с традиционным сословным обществом, основанном на религиозно-мировоззренческой базе. (Сословность как таковая, впрочем, не умерла, но это другой разговор.) Образованный простец же в 9 случаев из 10 существо довольно не естественное, и не столько из-за фальши, сколько из-за необходимости постоянно тратить энергию на «купирование» «излишней сложности». А энергию эту и в мирных целях использовать можно.
Впрочем, традиционно-сословное сознание, в рамках которого социальные роли воспринимаются как совершенно не случайная (в пределе – богоданная) реальность, подобная биологическим различиям в своей непреодолимости, ушло, конечно, не сразу.
Феномен сталинского режима держался во многом именно на этом, полуразрушенном, но ещё местами крепком фундаменте того типа мировосприятия, в рамках которого задаваться любимым вопросом образованщины «
Если бы директором был я» представляется такой же нелепостью, как учить птиц летать. Это, пожалуй, сыграло большую роль, чем пресловутая «распропагандированость». Впрочем, не слишком незаконное наследство «старого режима» новый растрачивал самоубийственно щедро, одновременно и эксплуатируя его нещадно (ударными стройками, трудоднями, не говоря о прочем) и разрушая до основания (через систему обязательного образования, создание социальных лифтов и т.д.)
Забавно, что столь же незаслуженное и столь же разбазариваемое наследство досталось России ельцинско-путинской уже от сталинской (в том числе). Это были не только высокий уровень образования большинства населения, но и, что важнее, высокий уровень социальных амбиций, причём, не в смысле «
хочу достичь», а в смысле «
достоин обладать» (или даже уже «метафизически» обладаю, но требую признания). Сразу оговорюсь, меньше всего я хочу поддержать тявканье в стиле «
русские хотят получать, а не работать», статус в нашей традиции всё-таки требует прежде всего нравственного, а не только властно-денежного наполнения, не весть каким способом полученного, а потому постановка вопроса достоин/недостоин совершенно оправдана.
Итак, парадокс: режим, утрамбовывающий 3/4 народа в социальное дно и вдруг использующий такой странный и опасный ресурс как социальные же амбиции. А ничего странного, СМИ-то на что, зеркало это наше кривое? Амбиция – сестра надежды. А надежды, как известно, питают, причём не только юношей. Соответственно, совместными усилиями как производителей (СМИ) так и потребителей (читателей/зрителей) создается
Общество Фантомного Шанса. Даже в самые глухие годы развала на фоне тотального пессимизма светились мириады огоньков крохотных и, наверное, жалких надежд «вот везде плохо, а меня, может, в крутую фирму возьмут», «вот везде плохо, а мой сын, может, прилично зарабатывать начнёт», «вот везде плохо, а нашему заводу, может, долг по госзаказу выплатят, а нам задолженности по зарплате», «вот везде плохо, а я, может, на подержанную иномарку накоплю» и т.д. и т.п.
Надежды систематизировались, обобщались, облекались в эстетически привлекательную и морально приемлемую форму и упаковывались в глянцевую обёртку.
И вот уже тысячи двухсотдолларовых
менеджеров тянут руки к «гламурным» журналам и «деловым» газетам, а там им сообщают что «сейчас уже не принято носить массивные золотые часы с крупными драгоценными камнями», что «собственная команда по поло, конечно, дорогое удовольствие, но оно того стоит» и что «даже сейчас «Роллс-ройс» не потерял истинно английской элегантности». Приобщаются. А приобщиться, это ведь почти получить, правда? По крайней мере, почувствовать себя пусть на нижней ступени, но этого мира, мира светских вечеринок, «Роллс-ройсов», поло, модных показов и дорогих ресторанов. Главное, почувствовать, что ты уже не принадлежишь к «
этим», в невежестве своём не способным отличить «Мерседес» С-класса от «Мерседеса» S-класса.
Странным образом, образование ни как не спасает от попадания в эти сети Фантомного Шанса, даже напротив. Шанс этот – пресловутая морковка, которую держит перед осликом циничный возница. Что нужно обычному ослику? Что бы морковка была достаточно крупна, свежа и всяко аппетитна. Но главное – что бы она была. Но не таков грамотный ослик! Ему оказывается достаточно, что бы перед ним держали лист бумаги с крупной надписью «Морковь вкусная/шикарная/европейская/модная/прес
тижная/гламурная (нужное подчеркнуть)». Такое вьючное животное просто подарок для возницы, которому в этом случае уже вовсе необязательно иметь хотя бы одну морковь, он может быть совершенно бесштанным банкротом, главное – быть в курсе актуальных фишек. Метафоры прозрачны.....

Возвращаясь к j
ohn_petrov@ljу: «
Думаю, что отличий Бебеля от Бабеля знать не обязательно. А вот кобеля от суки - точно пригодится.» Пожалуй, где-то, да отчасти, оно и правильно….