***

March 23rd, 2009

02:17 am - для кого падают яблоки? :: наука о науке :: куда ведет кривая?

Куда ведет кривая?



Зрелость новой области знания обычно определяется тем, в какой мере она использует математику. Науковедение — дитя середины XX века — с самого своего рождения стремилось говорить языком чисел.

Итак, объект исследования — наука. Она развивается, это бесспорно. Но как — по каким законам, с какой скоростью?

Наука возникла вместе с человеком. Очень заманчиво начать анализ с истоков. Но о той эпохе мы практически ничего не знаем. Больше сведений о науке Древнего Египта, Греции, Рима, раннего средневековья. Ирригационные сооружения, календарь, ванна Архимеда, осадные машины, астрология, алхимия — много отрывочных фактов и полное отсутствие чисел. Никто не считал ученых, не вел реестр открытий, не занимался классификацией изобретений.

Официальной датой рождения современной опытной науки в Англии принято считать 1665 год. В этом году Лондонское королевское общество начало издание первого научного журнала.

Три века — уже дистанция. За триста лет накоплен обширный материал: журналы, книги, статьи, имена ученых, биографические данные. Если всю эту громаду поднять, сгруппировать, проанализировать, картина получится впечатляющая. А главное, обнаружатся некоторые общие правила. Первое из них — закон экспоненциального роста. Сформулировать его можно предельно кратко: чем больше объект, тем быстрее он растет.
[тут график]

и т.д. )


Рафаил Бахтамов, «Для кого падают яблоки?» (М.: Детская литература, 1973 г).
© Издательство «Детская литература», 1973 г.

10:00 am - для кого падают яблоки? :: наука о науке :: «города» и «сёла» науки

«Города» и «сёла» науки



В каждой стране есть один город-гигант с населением в несколько миллионов. В Советском Союзе — Москва, в Японии — Токио, в Англии — Лондон, в Соединенных Штатах Америки — Нью-Йорк, во Франции — Париж. Затем несколько городов с населением больше миллиона. Ленинград, Киев, Ташкент, Баку и другие — в СССР; Чикаго, Лос-Анджелес, Вашингтон, Детройт — в США; Осака, Нагоя, Киото, Кобе — в Японии. Число городов с населением примерно в сто тысяч измеряется десятками, в десять тысяч — сотнями, в тысячу человек — тысячами… Будто какая-то сила не дает людям равномерно рассеиваться по Земле, распределяя их — в постоянных пропорциях — по городам и селам.

Нечто похожее происходит в науке. Ученые, статьи, журналы, таланты не рассеиваются равномерно, а группируются в «города» — большие и малые, в «поселки» и «деревни». Средний размер населенного пункта невелик. Средний ученый за всю свою жизнь пишет три-четыре статьи.

Но «средний» ученый — фигура условная. Реальный ученый пишет от одной работы до девятисот девяноста пяти. Это последнее число — своеобразный рекорд, принадлежащий английскому математику Кэли. В истории науки нет другого примера такой плодовитости. Зато есть сколько угодно примеров, когда научная деятельность человека начиналась и заканчивалась одной статьей.

Разумеется, количество не всегда служит показателем качества. Дирек Прайса, который широко пользуется этой «шкалой», пишет: «С самого начала и с величайшей готовностью согласимся, что это очень плохая шкала. В самом деле, кто осмелится уравновесить одну статью Эйнштейна по теории относительности хотя бы сотней статей бакалавра Джона Доу о константах эластичности для различных древесных пород в лесах Нижнего Базутоленда, по одной константе на статью?»

И тем не менее, количество опубликованных работ в какой-то мере характеризует ученого. Из тридцати наиболее крупных ученых прошлого века только Г. Риман написал менее пятидесяти работ. Он, однако, умер рано.

и т.д. )


Рафаил Бахтамов, «Для кого падают яблоки?» (М.: Детская литература, 1973 г).
© Издательство «Детская литература», 1973 г.

11:03 pm - культпросвет :: квартирники


 © Юрий Чичков / «Русский Репортёр»

В четверг, 26 числа, дома у [info]shapira@lj состоится благотворительный концерт Псоя Галактионовича Короленко. Ай да.
Powered by LJ.Rossia.org