Хочется поделиться материалом из одной статьи, в которой исследуется отношение к революционерам в 1905-1907 гг. Только цитаты из прессы Урала. Полный "джентльменский набор" обвинений - от экстремисты и непатриоты, которые "раскачивают лодку", до "воры", "убийцы", "иностранные агенты" и т.д. Тогда это не помогло...
В общем, материал сам по себе интересный, наводящий на размышления:
***
"Пермские губернские ведомости" в статье "Чего хотят революционеры?" в № 264 в 1905 г. писали, что появились по деревням люди, которые обещают больше облагодетельствовать крестьян, чем сам Царь. Они требовали только одного, чтобы их слушались больше, чем Царя. Царь просил, чтобы народ жил мирно, чтобы бунтами не разоряли отечество, не мешали собраться думать, а революционеры подбивали крестьян: "бунтуйте, грабьте, забирайте землю у помещиков; если не успеете до нового года, то все ваше пропало".
Чего же желали революционеры, можно узнать, рассудив по их делам. Что же они успели сделать? По мнению указанной пермской газеты, они подняли смуту. От их бомб, револьверов, погромов, забастовок погибли тысячи людей. Миллионы людей голодали без работы, потому что многие фабрики, заводы и промыслы старанием этих "благодетелей" разорились или закрылись. Своими забастовками они подняли цену на все. Революционеры так любили Россию, что хотели бы ее на части разорвать. На обещания они не скупились, потому что из своего кармана им ничего не давать. Они подбивали фабричных рабочих на забастовки: говорили, что фабрики тогда в руки рабочих перейдут, люди станут работать по восемь часов в день, а получать будут много. В результате фабрики были разорены или закрыты. Россия лишилась сотен миллионов дохода, рабочие и их семьи остались без куска хлеба, а революционеры этому рады.
Также газета сообщала, что России и так трудно, а тут еще люди,
слушавшие революционеров, начали себе требовать прибавок к зарплате. Раньше, в прежние времена жили и довольны были, а теперь хоть из последнего, а давай на прибавку. Революционеры разглашали, что в казне нет денег, и убеждали, чтобы кто клал в банк свои деньги, сбережения, поскорее бы брал их назад. Этим они хотели совсем Россию оставить без средств.
"Пермские губернские ведомости" писали: "Видишь, народ, чего добиваются революционеры: чтобы разорить Россию и русских, и не дать Царю исполнить Его святое дело. Смотри же, кому помогать: Царю или революционерам? Вот тебе вся правда. Страшна эта правда, но знай ее наперед, чтобы не плакаться потом тебе, что и близко было счастье, да позавидовали и сгубили его злые люди".
Независимая газета "Урал" в статье "Да пора же остановиться!" писала: "Кровь, кровь и кровь. Масса человеческих трупов. Убивают, беспощадно убивают всех, кто под руку попадет. Не разбирают ни правого, ни виноватого, ни пола, ни возраста. Ужас душу леденит. И это в ХХ веке, в цивилизованном государстве! Кто дал право жестокого самосуда? Только все охвативший психоз может натолкнуть человека на такое количество жертв, побудить его, погрузить свои руки, омыться с головой в крови таких же как они людей. И чего добиваются? Хотят придти к свободе, равенству, к братству по колено в крови. Но убийца, кто бы ни был он, во имя чего бы он не действовал, всегда палач".
"Уфимские губернские ведомости" в рубрике "Среди газет" сообщают, что "Харьковские губернские ведомости" так разоблачают поступки революционеров, часто заявляющих, что они действуют от имени огромной партии "сознательных рабочих": "Руководители революционной смуты в качестве орудия для достижения своих преступных целей пользуются, главным образом, учащейся и не учащейся молодежью, рабочими; только в последнее время они втянули в смуту отчасти и крестьян. Но главный "активный" элемент, т.е. активное оружие их замыслов, несомненно, до сих пор составляли рабочие. Из них организовывали боевые дружины. Они представляли, своего рода, революционную армию, главари которой получали из революционных ресурсов даже своего рода жалованье или содержание. Было бы, однако, совершенно несправедливо считать поголовно всех рабочих орудием смуты и участниками в беспорядках. Еще менее можно утверждать, что в них участвовали все рабочие. В среде рабочих произошло разделение, и выделился из общей их массы элемент так называемых "сознательных" рабочих. Этот элемент и находился под непосредственным влиянием руководителей смуты, действовавших обольщением, насилием и террором".
"Оренбургский листок" писал: "Оказывается, революционеры воры и грабители, они обирают обывателей, берущих свои вклады из государственных касс, они скрываются с добровольными пожертвованиями. Неужели они считают народ ребенком, которого можно успокоить нелепыми сказками. Борцы за счастье народа - воры! Борцы за свободу права человека и гражданина грабители!".
"Пермские губернские ведомости" в статье "Русские революционеры в Швейцарии" писали: "За последнее время в Швейцарии усиленно говорили о наших соотечественниках, выбравших Швейцарию отделением своей лаборатории взрывчатых веществ и бомб. Каждый день приносит в швейцарские газеты тревожные известия о гнусном злоупотреблении швейцарским гостеприимством русскими революционерами. То появляются слухи о прокламациях, напечатанных в Швейцарии и обещающих громадную денежную награду за убийство русского высокопоставленного лица. Все эти слухи, эти постоянные соседства с бомбами возмущают мирных швейцарцев, и это возмущение перед наглостью русских анархистов и революционеров влечет за собой недоверие к русским". Также газета отмечала недовольство общественного мнения в Швейцарии тем фактом, что благодаря наплыву русской революционной молодежи в высшие школы Швейцарии, швейцарцы должны воспитывать свою молодежь бок обок с молодежью, нравы которой расходятся с нравами Швейцарии.
"Уфимские губернские ведомости" в № 77, 1906 г. сообщали: "Народился совершенно не бывалый на Руси тип революционера савраса, кутилы и прожигателя жизни, бросающего направо и налево крупные суммы, собранные для целей освободительного движения. Официанты кафе - шантанов до сих пор еще с восторгом вспоминают о том, как щедро давали им "на чаек" все эти раскутившиеся товарищи. Они оказывались гораздо щедрее самых "хороших господ" из числа купцов, инженеров, помещиков и прочих кафе - шантанных завсегдатаев. Далее газета сообщает: "И этим ли честным борцам, ограбивших своих же собственных товарищей, кутившим и развратничающим на их трудовые крохи, пустивших их несчастных по миру, им ли становиться во главе освободительного движения и бороться против старого режима, когда все их "освободительные" похождения заключаются лишь в том, чтобы освободить своих товарищей от заработка, а самих себя освободить от всяких обязанностей перед своею совестью!".