Недавно довелось побывать в месте очень красивом и легендарном.
Согласно довольно древнему преданию, в самой глубине Алтайских гор, где-то рядом с горой Белухой и реками Катунью и Бухтармой, лежит путь в счастливую страну - Беловодье. В поисках этой страны крестьяне-старообрядцы еще в XVIII веке бежали на Алтай от тогдашней "вертикали светской и церковной власти".
Многие из них остались жить в Уймонской долине, недалеко от Белухи ("в Уймоне всего уйма"). Жили долгое время сами собой, в единстве с удивительной природой, не ведали ни благ, ни пороков цивилизации.
( Читать далее )
Один из героев романа "В лесах" Мельникова-Печерского рассказывает: «Но дошли мы все-таки до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры».
Иногда Беловодье помещали даже где-то в районе Японии: русская колонизация шла на восток, границы мечты отодвигались...
До российского правительства о Беловодье впервые было донесено неким Бобылевым. В 1807 г. Бобылёв передал в Министерство внутренних дел сообщение, что он побывал «на море Беловодье», где живут русские старообрядцы - до 500 тысяч, «сами по себе живут, никому дани не платят» (о, ужас!). Бобылёв сообщил, что беловодцы желают вернуться на родину. Об этом донесении доложили императору, и он распорядился выдать Бобылёву 150 р. и направить его к сибирскому генерал-губернатору.
Однако после этого, как часто бывает, Бобылев просто исчез.
Из предисловия В.Г. Короленко к книжке «Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство» (1903 г.): легенда о Беловодье «не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестию»... «были известны случаи, когда из деревень Алтайского округа (Бухтарминской волости) люди уходили за границу для отыскания «Беловодья». Некоторые из статистиков, исследовавших Алтайский округ, уже в последние годы сообщали пишущему эти строки, что и в настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодию через таинственные хребты и пустыни Средней Азии. Некоторые из этих искателей возвращаются обратно, перетерпев всякие бедствия, другие не возвращаются совсем. Нет сомнения, что эти «другие» погибают где-нибудь в Китае или в суровом, негостеприимном для европейца Тибете. Но наивная молва объясняет это исчезновение иначе... По ее мнению — эти пропавшие без вести остаются в счастливом Беловодском царстве. И это обстоятельство манит новых и новых мечтателей на опасности и на гибель».
Вот так даже и эта утопическо-эскапистская мечта имела, оказывается, не лучшую реальную оборотную сторону. Она придавала людям сил, но вела многих по ложному пути, к гибели...
Тем не менее, миф жил и даже получил мощную рекламно-интеллектуальную подпитку. Особенно способствовало этому рериховское движение. Еще в 1929 году Н.К. Рерих рассказывал в Америке: «...Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье»... (затем шли аналогии с Шамбалой и т.д.). Сейчас в Уймон каждый год совершают паломничества "рерихисты", йоги и другие эзотерики.
Наконец, ныне живущая в Уймоне Раиса Павловна Кучуганова, с которой удалось встретиться во время этой поездки, записала: "Старики говорили: “Есть оно, Беловодье-то, есть. Добраться туда нелегко, подойдут люди близко-близко, на другом берегу петухи кричат, коровы мычат, а туман-то, туман, синё аж! Застелет всё... Кто не грешный-то, тот и проходил, поди”"
Еще фото (с).
Продолжение следует
UPD Продолжение: Уймонская долина - Беловодье - Шамбала. Часть 2. Быт и нравы старообрядцев.