Журналистка, работающая на REGNUM и АМИТЕЛ, попросила прокомментировать путинские предложения по борьбе с коррупцией. Комментарий опубликовали, но без одного абзаца. Вот этого:
Реальной «борьбы» за все это время не было – были лишь косметические меры, призванные улучшить имидж власти. Своеобразной «лакмусовой бумажкой» стал, например, «Алтайгейт». Напомним: в январе 2009 года браконьерская вертолетная охота на краснокнижных архаров закончилась в горах Алтая катастрофой. Среди погибших оказался, в частности, представитель президента в Госдуме. Был ли кто-то привлечен к ответственности за эту «услугу»? Нет, дело после долгих проволочек закрыли в «связи с истечением срока давности». С тех пор, кстати, произошло еще несколько подобных историй. Формула понятна: «Закон суров, но только не для своих».
Разве не он и был одним из "фигурантов" данного дела...?
Но в целом, надо отдать должное, комментарий не сильно пострадал.
Вот он:
Алтайский политолог, профессор Юрий Чернышов: люди устали смотреть на то, как правильные слова сопровождаются совсем иными делами
Профессор, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM итоги опроса по предложению Путина ввести контроль за расходами чиновников (напомним, 67% принявших в нем участие считают, что предложенный Путиным контроль за расходами чиновников не снизит уровень коррупции/, - прим. ИА REGNUM).
По мнению алтайского политолога, результат опроса вполне ожидаемый:
- Люди устали смотреть на то, как правильные слова сопровождаются совсем иными делами. Предлагаемые меры вновь носят поверхностный характер: они "бьют по хвостам", не устраняя главные причины болезни. Невозможно бороться с коррупцией силами тех, кто зачастую в нее сам системно вовлечен. Пчелы не выступят против меда. Коррупционеры легко найдут способы ухода от контроля тех, кто им "социально близок".
Главная причина, порождающая коррупцию, заключается в том, что выстроенная за эти годы "вертикаль власти" не предполагает никаких систем сдержек и противовесов, она непрозрачна и неподконтрольна обществу. Многие принятые в последнее время законы носят откровенную запретительно-репрессивную направленность, гражданское общество ими просто придавлено. Такое положение, кстати, прямо противоречит духу действующей Конституции.
Вероятно, осознание системности кризиса приходит сейчас и к Путину - не случайно он, например, пытается вернуть (хотя бы в урезанном виде) выборы губернаторов, которые сам же в 2004 году отменил. Однако всякого рода подстраховки и фильтры делают и эти меры не столько реальными, сколько косметическими. Находящиеся при власти круги легко используют такие "новые" правила для того, чтобы оставаться несменяемыми.
Не случайно, наверное, Путин заговорил и о "духовных скрепах". Действительно, коррупция цветет пышным цветом там, где во власть идут ради использования ее в своих корыстных интересах, а не ради служения людям. Но в этих условиях даже "скрепы" в интерпретации бюрократии тоже превращаются в нечто охранительное, казенно-формальное, в духе архаичной формулы "православие-самодержавие-народность
Скандалы, подобные тому, который потряс недавно Минобороны, по-видимому, будут продолжаться. В обществе будет усиливаться стремление к переменам. Рано или поздно придется все равно перейти от косметических мер к шагам, направленным на реальное очищение от коррупции.