ashpi
ashpi
.................. .............. .................. .......... ................


Тематика журнала
Обсуждение актуальных проблем политической жизни.

Используемые теги:

Выборы: тенденции и прогнозы
Геополитика и международные отношения
Гражданское общество и права человека
Действия власти на Алтае
Действия федеральной власти
Дело Евдокимова
Имидж страны и региона
Межэтнические отношения и религия
Образование-Политическая наука-История
Пресса-Интернет-Живой Журнал

April 2020
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

ashpi [userpic]
Это стоит прочитать

1. Журналистка Елена Трегубова, вынужденная покинуть Россию, честно говорит обо всем, что думает:
Как нам пережить Путина?

2. О том, почему 26-летнего сына Патрушева наградили за многолетнюю работу, и какое отношение он имеет к Фрадкову, Сечину, Матвиенко и нефти - эти ниточки изучал peresedov:
Сливки

3. Ну, и о памятниках. Пока всякие провокаторы с обеих сторон раздувают международный скандал вокруг захоронений, выяснилось, что один из тех, чье имя написано на памятнике в Таллине, отнюдь не умер в 1944-м. Его останков не оказалось под памятником. Иван Ретунских выжил, и дожил на Алтае до 1971 года.  

Светлая память этим людям, победившим фашизм и перенесшим войну!

НЕУБИТЫЙ СОЛДАТ

"Алтайская правда",  3 мая 2007 г.

МНОГИЕ ЛЮДИ В ЭТИ ДНИ С БОЛЬЮ СЛЕДЯТ ЗА СОБЫТИЯМИ В ТАЛЛИНЕ, ГДЕ ЭСТОНСКИЕ ВЛАСТИ СНЕСЛИ ПАМЯТНИК ВОИНУ-ОСВОБОДИТЕЛЮ, ПРОВЕЛИ ПОЛИЦЕЙСКУЮ ОПЕРАЦИЮ ПО УСМИРЕНИЮ ПРОТИВНИКОВ ЭТОЙ АКЦИИ. СЧИТАЛОСЬ, ЧТО В ЦЕНТРЕ ЭТОГО ГОРОДА НА ПЛОЩАДИ ТЫНИСМЯГИ ПОХОРОНЕНЫ ДВА УРОЖЕНЦА АЛТАЯ - АЛЕКСЕЙ БРЯНЦЕВ И ИВАН РЕТУНСКИХ. НО НАМ УДАЛОСЬ ВЫЯСНИТЬ, ЧТО ХОТЯ НА ИВАНА РЕТУНСКИХ ПРИШЛА ПОХОРОНКА, ОН ВСЕ-ТАКИ ВЫЖИЛ...

17 января этого года в "Алтайской правде" была опубликована моя корреспонденция "Вандалы из Эстонии". В ней сообщалось о том, что на мемориале, по сведениям поисковиков, захоронено 12 воинов, погибших в боях и умерших от ран 21-28 сентября 1944 года при освобождении столицы Эстонии от фашистских оккупантов. В их числе капитан Алексей Брянцев, уроженец Поспелихинского района, 1917 года рождения. Уже после нашей публикации в редакцию пришло письмо от А. Губаренко, главы администрации Борковского сельсовета Поспелихинского района, в котором отмечалось, что правильное наименование поселка не Сорки, а Борки. Новых сведений о Брянцеве обнаружить так и не удалось ни журналистам, ни поспелихинским поисковикам. Возможно, потому что Алексей Матвеевич уходил на фронт из Ставропольского края. И похоронку со скорбной вестью о том, что парторг 1222-го самоходно-артиллерийского полка убит в бою в Таллине 22 сентября 1944 года, получала его вдова Мария Петровна Брянцева, проживавшая в городе Георгиевске Ставропольского кр а я.

Поисковики считают, что, возможно, на мемориале, к которому приковано внимание антифашистов, похоронен и Иван Ретунский (как выяснила редакция "АП": не Ретунский, а Ретунских). Он родился в 1920 году в селе Коробейниково Усть-Пристанского района. Иван Андреевич был сержантом, командиром отделения 657-го стрелкового полка 125-й стрелковой дивизии. Известно также, что он призывался на фронт в 1942 году в Хабаровском крае.

На днях я встречался с двумя родными младшими братьями Ивана Ретунских - Михаилом и Георгием, проживающими в селе Коробейниково. Они пояснили, что Иван был призван в армию еще перед войной, службу проходил на Дальнем Востоке. Вот почему в документах указано, что их брат попал на фронт из Хабаровского края. Вероятно, по вине писаря в документы закралась досадная ошибка: похоронка была направлена не жене (он не успел жениться до войны), а матери Агафье Васильевне Ретунских, проживавшей в селе Коробейниково, по месту рождения сына.

Братья хорошо помнят момент, когда в их дом пришла скорбь по погибшему воину. К тому времени на войне было еще двое их старших братьев - еще один Иван (одинаковое имя, как говорят, дал мальчикам сельский священник), 1923 года рождения, и Василий, 1926 года рождения.

Однако месяца через четыре после скорбной вести, в конце 1944 или начале 1945 года, в их дом пришло письмо ... от Ивана-старшего! Мать еще пуще заплакала, не зная, верить или нет счастливому спасению сына. Георгий помнит, как эта неграмотная женщина все рассматривала его письма, желая убедиться, что он действительно жив. Почерк был очень похожим.

Иван в письмах был немногословен: "Стоим на отдыхе, готовимся к бою", - и тут также оказался кратким: "Ранен. Нахожусь в госпитале. Скоро мы с вами увидимся". И больше ничего.

Окончательно убедило семью лишь еще одно письмо - с фотографией. Вот так и воскрес из мертвых Иван Ретунских!

Потом были долгих четыре года скитаний раненого солдата по госпиталям. Приехал домой в 1948 году, больной, почти безнадежный. По воспоминаниям братьев, один осколок пробил бок и легкое, а второй застрял в груди. Слева отсутствовали два ребра, справа также были повреждены ребра и внутренние органы. Страшные страдания приносило сквозное ранение в спине, под лопаткой, с незаживающим свищем.

Братьям на всю жизнь запомнилась картина: при курении дым валил из рваной, вечно окровавленной раны в спине Ивана. Приходилось ежедневно накладывать бинты, которые плохо держались, сползали, наполняясь сукровицей, принося новые мучения при перевязках. Персонал госпиталей и больниц лишь разводил руками.

И только в 1956 или 1957 годах появилась надежда. Оперировать раненого солдата взялся известнейший барнаульский врач Александр Чеглецов. Он извлек из тела Ивана Ретунских осколок, избавив его от мучений. Вскоре зарубцевался и свищ на спине.

Наконец у бывшего воина появилась надежда на нормальную жизнь. И хотя он оставался инвалидом первой группы, рвался работать. Но его брали лишь на "легкий" труд: учетчиком, заправщиком. Вскоре Иван женился. В 1958 году, на 38-м году жизни, появилась дочка Ольга. Как участник войны получил новую квартиру.

Но фронтовые раны по-прежнему давали о себе знать. В январе 1971 года Ивана Ретунских не стало. Солдат, похороненный по документам в центре Таллина еще в сентябре 1944-го, обманул смерть больше чем на четверть века. Он нашел упокоение в буранный день на погосте родного села Коробейниково.

Его вдова и дочь вскоре уехали на Львовщину, утеряв связь с алтайскими родственниками. На сельском мемориале, где значатся имена погибших односельчан, нет Ивана Ретунских, умершего дома от тяжких фронтовых ран. Однако он внесен в краевую Книгу памяти (том 6-й, стр. 721), изданную в 1994 году, как похороненный 22 сентября 1944 года в Таллине.

И все же мы должны помнить имя солдата, пролившего кровь на улицах эстонской столицы и чудом выжившего в аду войны. Вовсе не для того, чтобы забыть о тех, кто избавил мир от фашизма!

Мертвые сраму не имут. Но живым, потревожившим память солдат-освободителей, должно быть стыдно!

Анатолий МУРАВЛЕВ, обозреватель "АП".

Comments

"что один из тех, чье имя написано на памятнике в Таллине"

Ничьи имена там не были написаны. Надгробие с именами власти разрушили ещё в 93 или 94.