Тематика журналаОбсуждение актуальных проблем политической жизни.
Используемые теги:
Выборы: тенденции и прогнозы
Геополитика и международные отношения
Гражданское общество и права человека
Действия власти на Алтае
Действия федеральной власти
Дело Евдокимова
Имидж страны и региона
Межэтнические отношения и религия
Образование-Политическая наука-История
Пресса-Интернет-Живой Журнал
April 2020
| |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
| 5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
| 12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
| 19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
| 26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
6/5/08 12:28 am
Нужны ли вузам профессора?
На фото - анонимная листовка, распространенная сегодня кем-то в нескольких вузах. Но о ней - ниже. А сначала о самой проблеме, которая, видимо, связана с этим "эмоциональным выплеском".
Нужны ли вузам профессора? Кажется, на вузы надвигается новая чума – одновременно с дальнейшей коммерциализацией и «укрупнением» будут сокращать профессуру – прежде всего, тех, кто достиг преклонного возраста или позволяет себе не прислуживаться перед начальством. Процесс уже идет полным ходом – люди, отдавшие почти всю жизнь своему университету, неожиданно оказываются на улице. А ведь это – какие бы они ни были – «золотой фонд» вуза, основатели научных школ, накопившие огромный и ценный опыт. Многие из них еще долго могли бы приносить пользу науке и образованию. Но их вышвыривают.
В «начальстве» же формируются замкнутые кланы, взвинчивающие себе зарплаты, проворачивающие сомнительные делишки и совершенно закрытые для общественного контроля. Если же кто-то пытается критиковать злоупотребления, их немедленно подвергают травле. Тех же, кто холуйствует, осыпают наградами. В результате многие талантливые люди из вузов уходят, а остается в основном серая раболепствующая толпа, покорно ожидающая того, какие еще сокращения и урезания свалятся на их головы
Для иллюстрации – две сегодняшние новости в тему. Одна – об увольнении из Алтайского госуниверситета патриарха географической науки профессора Виктора Ревякина и основателя социологической школы профессора Святослава Григорьева. Вторая – о появлении анонимных листовок с протестом против безмолвного шествования преподавателей на заклание.
________________________________________
Altay Daily Review 04-06-2008 Из Алтайского госуниверситета уволили патриарха алтайских географов профессора Виктора Ревякина. Вслед за профессором основателем социологии на Алтае профессором Святославом Григорьевым "не у дел" в алтайском госуниверситете остался основатель географического факультета, старейший из профессоров Виктор Ревякин, сообщает 4 июня еженедельник "Два слова". - "Выдавливание" старейшей профессуры из вузов в европейской части России идет давно. Теперь этот процесс докатился и до нас, - заявил профессор Ревякин. 30 апреля ученый совет АлтГУ большинством голосов проголосовал против того, чтобы он остался на должности профессора. "Голосованию не верю. Это было не просто давление на ученый совет со стороны ректора вуза, проводилась работа с каждым членом совета," - прокомментировал это решение маститый ученый. Профессор Ревякин назвал несколько причин, по которым ученого "попросили" из вуза: во-первых, группа профессоров классического университета обратилась в Генпрокуратуру с жалобой на действия руководства вуза. Среди прочих стояла и подпись Ревякина. Кроме того, профессор обвинил Юрия Кирюшина в том, что выборы ректора в 2006 году были незаконными: - Дело в том, что согласно вступившему на тот момент в силу Постановлению Правительства РФ, выборы ректора должны были пройти на альтернативной основе. Кирюшин же, затянув внесение изменений в устав АлтГУ, избрался "по-старому", то есть после отчета. Утверждают профессоры Ревякин, Букатый и Григорьев и то, что руководство вуза "весьма странным образом" распределяло квадратные метры в строящемся доме для сотрудников. Заинтересовался Ревякин и тем, почему вторую пятилетку не сдается в эксплуатацию химико-биологический корпус, где в прошлом году произошел пожар. О многочисленных жалобах профессоров ректору Алтайского госуниверситета Юрию Кирюшину известно: - Вуз неоднократно проверяли и ОБЭП, и прокуратура, но никаких нарушений не нашли. Что касается выборов ректора, прокуратура подтвердила их законность. После увольнения Ревякина приказом ректора закрыта возглавляемая им кафедра ландшафтного планирования, одна из первых в России. С географического факультета ушли несколько преподавателей. В настоящее время профессор Виктор Ревякин в составе специальной комиссии работает над схемами территориального планирования нескольких районов края, заканчивает экологическое обоснование проекта туристической зоны "Бирюзовая Катунь", намерен издать учебник для школ и книгу "Свидание с Белухой", работа над которыми уже завершена, продолжает работать с аспирантами. За свой 46-летний стаж работы профессор Ревякин, по его признанию, впервые оказался не нужен вузу: - Первый ректор вуза Неверов пригласил меня сюда на работу, 27 лет я отдал служению в Алтайском госуниверситете. Мне казалось, я заслужил право умереть здесь и быть вынесенным из стен географического корпуса... Иначе считает Юрий Кирюшин. - Супруги Ревякины затерроризировали весь географический факультет! А Букатого я вообще не понимаю... Голосование ученого совета - тайное. Его члены - деканы, уважаемые преподаватели - разве на них можно оказать давление? - прокомментировал ректор доводы своих оппонентов. Увольнением Виктора Ревякина дело может не ограничиться, считает еженедельник. Под обращением в Генпрокуратуру стояли подписи профессоров Святослава Григорьева, Владимира Букатого и доцента Геннадия Иньшина. - С глазу на глаз ректор Юрий Кирюшин уже предложил мне "подумать", очевидно, имея в виду то, что в скором будущем мне предстоит пройти такой же конкурс, как Ревякину и Григорьеву. Да, я опасаюсь своего увольнения, но отношусь к этому спокойно, - рассказал Владимир Букатый, завкафедрой общей физики АлтГУ. По словам профессора-социолога Святослава Григорьева, за последние пять лет вуз покинули полтора десятка видных преподавателей: - К сожалению, АлтГУ - не единичный вуз, где так поступают с профессурой. Это уже стало тенденцией, которая возникла в конце 90-х гг., - ставку руководство вузов делает на личную выгоду, прибыль, а не на качество образования, - сообщил Григорьев. Он также упомянул, что "по фактам беспредела" в Алтайском госуниверситете готовится обращение на имя президента Медведева и председателя правительства Путина. Многочисленные жалобы профессоров по инстанциям ректор Кирюшин назвал "тактикой маразма": - Никакого давления на профессуру в университете нет. Это не я с ними воюю, а они со мной, - пояснил ректор. НЕКОТОРЫЕ ИЗ КОММЕНТАРИЕВ К НОВОСТИ:
Комментарии нашего читателя: Константин Емешин из города Барнаул В университетах главное интеллектуальный потенциал. И задача ректора сформировать такую атмосферу, чтобы интеллект каждого был востребован и направлен в общественное русло: "Возьми у человека все хороше, а плохое оставь ему". А то что происходит в вузе это действительно "маразм". 9:18 4-June-2008 Комментарии нашего читателя: alex Да, Кирюшин под влиянием своей "команды" постепенно теряет облик порядочного человека. Как бы он не оправдывался, уже очевидно, что он неспособен руководить ВУЗом. Это может привести к плачевным последствиям.. 10:22 4-June-2008 Комментарии нашего читателя: Верно мыслите Всех старых ученых нужно разгонять, а все алтайские вузы объединять с политехом. Коршунов правильно, сделал ставку не на профессуру, а на менеджемент, зарабатывание денег, экономику вуза и др., а кому нахр нужны эти ученые со своей наукой? Всем нужны деньги! 10:43 4-June-2008 Комментарии нашего читателя: приятно читать Сначала выпнул Григорьева, теперь вот Ревякин, университетская вертикаль власти в действии. Теперь, оба ученых, если не с мировым, то российским именем, объединят свои усилия, и остаток жизни посветят борьбе с Кирюшиным. 10:47 4-June-2008 Комментарии нашего читателя: Обидно за АГУ Это храм науки или шарашка, приватизированная агу-баши и кучкой его прихлебателей? 13:00 4-June-2008 Комментарии нашего читателя: Мимоходом Классический университет превращается в ПТУ. Это очевидно. Может, звезд с неба местная профессура и не хватает, но скажите, комментаторы, вот уволили Ревякина, и на его место придет кто-то более достойный и квалифицированный? Черта с два. На факультетах поговаривают о скором слиянии всех алтайских вузов в один, о сокращении кафедр, увольняется куча специалистов, а никого это не трясет, похоже. 14:30 4-June-2008 Комментарии нашего читателя: Василий вот именно что будет слияние, будет сокращение, федеральный вуз будет один, так что никто там не придёт никуда 14:37 4-June-2008 Комментарии нашего читателя: Алексей-С А, кстати, доклад "по фактам беспредела" уже, кажется, отправили. :) Я видел пакет, отправленный вчера экспресс-почтой на имя Медведева и Путина. 16:14 4-June-2008 Комментарии нашего читателя: Василию Мое мнение, что от увольнения что Григорьева, что Ревякина университет в нормальной ситуации приобрел бы значительно больше, чем потерял. Вопрос именно в ненормальности ситуации в данный момент. То, каким образом, и за что это сделано, никоим образом имидж АГУ не улучшает, а только наоборот. _____________________________________________________ И ЕЩЕ НОВОСТЬ - ПРО ЛИСТОВКУ:
В вузах Алтайского края расклеивают листовки с призывами установить общественный контроль над реформами высшего образования. В вузах Алтайского края появились листовки с требованиями общественного контроля над реформами высшей школы и призывами выступить против инициативы объединения вузов и сокращения преподавательского состава, которое, по их мнению, за этим последует. Точный тираж неизвестен, но, по предварительным данным, таких листовок было отпечатано несколько сотен экземпляров. Их расклеивают во всех корпусах барнаульских вузов - АлтГУ, АлтГТУ, БГПУ и др. Авторы листовки упрекают власти Алтайского края в утаивании информации о деятельности рабочей группы по подготовке слиянии вузов в единый федеральный университет, настойчиво призывают пробить информационную блокаду и обратить внимание на данную проблему. Кто именно инициировал выражение протеста в такой форме, сказать трудно, - судя по всему, это достаточно спонтанная акция группы некоторых студентов и преподавателей Алтайского госуниверситета. _____________________________________________
(Все материалы и фото взяты с сайта ИА «Банкфакс» за 4 июля 2008 г.)
UPD. Обнаружился автор листовки, разъяснивший подробно свою позицию: это философ и ж-жист Вячеслав Корнев.
6/4/08, 12:40 pm
Нужно следовать указаниям вышних властей!
Василиск Семенович Бородавкин следовал, хоть и имел порывы к учреждению академий: Б о р о д а в к и н, Василиск Семенович. Градоначальничество сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною. Ввел в употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь и засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съезжий дом.
Во!
Вот такие деятельные и просвещенные администраторы нужна, а не профессора! Они, небось, и прованского масла на алтайщине не ввели!
6/4/08, 12:49 pm
Re: Нужно следовать указаниям вышних властей!
От профессоров вообще один только вред студентам. Не случайно в XIX в. издавался Указ, запрещавший профессорам любое общение со студентами во внеучебное время. Но, видимо, где-то не углядели. Вот и случилась революция.
6/4/08, 01:45 pm
Re: Нужно следовать указаниям вышних властей!
Наставить публику. Занеслась. Молодость; науки; незрелость!...Вздор!.. Убеждения. Неуважение мнения старших. Безначалие. "Собственное" мнение!.. Да разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства?! Откуда оно возьмется? На чем основано? Если бы писатели знали что-либо, их призвали бы к службе. Кто не служит, значит: недостоин; стало быть, и слушать его нечего.
6/4/08, 02:22 pm
знакомая ситуация. Конечно до такого откровенного давления не доходило, но когда сокращали 7 молодых ( там еще и 50 многим не было) профессоров с одной кафедры - было. Причем ладно б убирали непрофильные специальности (наш гуманитарный ВУЗ имеет несколько технических выпускающих кафедр, качество выпусков оставляет желать много лучшего), так под нож идут и вполне профильные, с хорошими показателями. Если не набирается много контрактных мест, то специальность могут закрыть, цены при этом поднимают... Одним словом, больной вопрос. И похоже, будет только хуже.
6/4/08, 08:16 pm
Да, с колен страна уже встала, а вот с рук так и не удается...
6/4/08, 02:34 pm
Честно говоря, слищком много профессоров везде стало. Это я к чему. Какой-нибудь профессор на одном месте работает зав. кафедрой, на других трех местах просто числится. И получает зарплату (минимум тысяч 7). А реально в этих трех местах не работает. Вообще, надо запрет на совместительство для преподавателей и научных сотрудников ввести.
6/4/08, 04:33 pm
Ввести запрет на совместительство - и пусть вымрут от голода?
6/4/08, 08:13 pm
Кстати, и это уже реально предложили. Осталось только, чтобы "нужный минимум" преподавателей совсем не вымер, выдавать им продпаек, а остальных отправить на свалку истории.
6/4/08, 11:17 pm
Совместительство хотят отменить потому, что некоторые преимущественно профессора везде числятся и не работают реально.

6/5/08, 02:29 am
А теперь посмотрим к чему эта волшебная мера приводит на практике. Отмена преподавания почасовиков привела к тому, что ушли многие прикладники, которые давали студентам информацию о реальной практике на своем реальном опыте. Отмена внешнего совместительства привела к тому, что еще часть (правда не профессоров, а молодых доцентов, которые писали докторские) ушли, потому что на одну зарплату не проживешь особо. Так же не приходят люди из других мест, потому что их не берут. Ограничение внутреннего совместительства (запрет на совмещение административных и преподавательских должностей) привел к тому, что при выборе процентов ставок предпочтение отдавалось административной ставке, в итоге преподавательские сокращались (было 0,5 стало 0,25). А теперь итог: кафедры работают с перегрузками, людей новых нет и найти на такие условия сложно. Профессора все равно совмещают (кушать, знаете ли хочется иногда), некоторым приходится брать на себя больше чем по ставке, люди после инфарктов и полосных операций меньше чем через месяц на кафедру выходят. Не жизнь а малина. Зато отчеты пишуться вовремя и в больших объемах, ага.
6/4/08, 11:16 pm
Когда что-то делаешь за такого "профессора" (пишешь отчеты, ведешь семинары) по-другому воспринимаешь. Хотя, к сожалению, совместительством "страдают" наиболее приспособленная к жизненным реалиям профессура, такие бизнесмены от науки.
6/5/08, 03:18 am
Профессора "числятся", наверное, еще и потому, что без этого специальность и магистратуру вообще бы не открыли (нужен "процент остепененности" и т.д.). Такая уж система. Так что подумайте об этом: их уход приведет к сокращению очень многих оставшихся.
6/5/08, 03:46 am
Ну и, получается в итоге порочная система.
6/5/08, 04:13 am
Кто же спорит? Только люди-то не виноваты. О них бы позаботиться, спасибо им сказать, а их выбрасывают, как мусор.
6/5/08, 04:28 pm
Да, совершенно верно. Система порочна, к сожалению. Запрет на совместительство, как и любая мера такого рода, изменит конфигурацию (в чем-то, где-то, как-то), но не сущность этой системы. Собственно, мой коллега (по этому блогу, в частности) ниже хорошо сформулировал, готова просто подписаться под его комментарием.

6/5/08, 03:10 am
Все идет, как должно
Корень проблемы в том, что общество не имеет операционального понятия "качество образования". Все об этом говорят, но никакого механизма, институционализирующего оценку качества - не существует. А доход - это понятно. И лояльность феодалу - тоже понятно и институционализируемо.
Поэтому плохое образование и в СССР, и в России является нормой, а хорошее - отклонением, возникающим в силу сочетания каких-то особых условий. Как давно было сформулировано на одном из свободных теоретических семинаров - "существование в зазорах". Система постоянно схлопывает эти зазоры, но, поскольку творческие люди никуда не деваются, то они находят себе новые ниши. Естественно, когда творческие люди "деваются" - например, выезжают из региона, то наступает сначала стагнация, а потом загнивание. Но это процесс лет на 25. За это время в регион может прийти новый феодал и создать новые "шарашки", которые окажутся новым "зазором", временно свободным от контроля бабла и лояльности.
динамический процесс, короче.
6/5/08, 03:24 am
Re: Все идет, как должно
Да, так. Но все же прежде у нас было больше возможностей спокойно заниматься академической наукой. Были выше стандарты требований, например, к докторам.
Раньше давила идеология, сейчас - деньги. Хотя и идеология опять на подходе.
6/5/08, 03:40 am
Re: Все идет, как должно
Это просто означает, что раньше вы находились в зазоре, а сейчас он схлопывается. Другим было хуже раньше, но они нашли свою нишу сейчас - и вот теперь поддерживают реформу вузов, поскольку хранят негативные воспоминания о системе.
6/5/08, 04:35 am
Re: Все идет, как должно
Интересно, кто (из преподавателей, а не "начальников") поддерживает реформу вузов? И за что конкретно? За систематическое сокращение ставок? За чехарду с дисс. советами? За то, что называется зарплатой? Поясните, пожалуйста!
6/5/08, 05:05 am
Re: Все идет, как должно
Кто - это с именами и фамилиями? ;)) Я знаю таких людей, которые считают, что система все равно сгнила до костей и эволюционировать не может, поэтому даже ее разрушение будет меньшим злом, чем имитационное существование и имитация деятельности по обучению. Среди сотрудников вузов таких, естественно, не большинство. Наиболее критично настроены люди, получившие высшее образование, работающие в других сферах и периодически сталкивающиеся с современной вузовской системой. Например, большинство моих однокурсников по ЛГУ ;))
Естественно, это частичная правда, поскольку есть живые вузы/кафедры, а есть мертвые. ... что-то это мне напоминает... Ага! Почитайте Лема "Осмотр на месте". Ключевое слово "политоход" ;)) Получите удовольствие! :)
6/5/08, 05:46 am
Re: Все идет, как должно
Явки и фамилии не нужны - просто хотелось узнать, какой категории преподавателей на Руси сейчас жить хорошо. Кроме "грантоедов", конечно (хотя и тех поприжали).
Ну, а призывать к разрушению системы мы не можем. Во-первых, потому, что без нее просто не выжить, во-вторых, потому, что в основе она все же не так уж плоха. Приходилось видеть работу вузов в Америке, Греции, Швейцарии - честно говоря, все это не очень впечатлило. Их средний уровень был ниже нашего среднего. Много верхоглядства - в отличие, например, от того же ЛГУ и даже, Вы будете смеяться, АГУ.
6/5/08, 06:17 am
Re: Все идет, как должно
Ну хорошо, а Вы можете назвать 3 фактора, которые реально способствуют саморазвитию системы высшего образования в России?
6/5/08, 06:24 am
Re: Все идет, как должно
Почему именно три? И что значит "саморазвитию"?
6/5/08, 06:29 am
Re: Все идет, как должно
Ну, 5...10...100. Три самых важных. Саморазвитие? эволюция, ведущая к совершенствованию системы и направляемая внутренними фаторами.
6/5/08, 07:05 am
Re: Все идет, как должно
Потому что "развитие" противоположно по смыслу "деградации".
Ну а коли "само-" нет, так нечего и жаловаться. Если система высшего образования принадлжеит власти, то власть может ее реформировать, как хочет. Хоть на бутерброд мазать вместо масла.
6/5/08, 07:18 am
Re: Все идет, как должно
По первому тезису - процессы могут иметь "развитие" в любую сторону, и не обязательно в лучшую (и критерии "лучшего", как Вы верно отмечали, размыты). А вот слово "прогресс" - да, оно более оптимистичное.
По второму тезису: в том-то и беда наша. О чем и речь. Удивительно терпеливый он, русский народ. Даже сталин этому удивлялся.
И оффтоп. Скажите, а ваши занятия никак не связаны с темой имиджа региона? Может, Вы или Ваши коллеги поучаствуете в Интернет-конференции? См.: http://community.livejournal.com/image_of_russia/profile
6/5/08, 07:47 am
Re: Все идет, как должно
По первому тезису - как биолог и где-то эволюционист - могу поспорить ;)) но не сейчас.
По второму - это не народ такой, это система социальных отношений. Которую и надо... э-э-э... модифицировать ;))
Про офф-топ: было дело, писала у меня студентка курсовую про экологический имидж России в целом. Если интересно - могу с ее разрешения кинуть в сообщество.
Рекомендую обратить внимание на свежий материал: http://www.rating.environment.ru/nera.html Тут даже не имидж - тут репутацией пахнет! ;))
6/5/08, 07:56 am
Re: Все идет, как должно
Интересно, конечно. Но если это делать как доклад - лучше, чтобы она адаптировала текст под соответствующие требования (9000 знаков и т.д.).
6/5/08, 08:37 am
Re: Все идет, как должно
Написал. Сейчас у них защита дипломов на носу, так что немного позже. Спасибо за приглашение.
|